ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Пятница, 23 августа 2019
Минск Ясно +22°C
Новости
Все новости
Все новости
Интервью
28 июня 2019, 15:17
Олег Борисенко

Участок "Дружбы" от Мозыря до польской границы полностью очищен от грязной нефти

Олег Борисенко
Олег Борисенко
Генеральный директор ОАО "Гомельтранснефть Дружба"

Белорусская сторона продолжает реализацию дорожной карты по вытеснению загрязненной российской нефти. Как идет работа, решается ли вопрос с компенсацией и какие изменения будут в контроле качества нефти, в интервью БЕЛТА рассказал генеральный директор ОАО "Гомельтранснефть Дружба" Олег Борисенко.

- Олег Леонидович, дорожная карта по замещению на территории Беларуси российской нефти, загрязненной хлорорганикой, реализуется уже определенное время. Как выполняются ее мероприятия и скоро ли завершение?

- Сегодня, 28 июня, в 10.45 мы завершили очередной этап дорожной карты: полностью очищены от загрязненной нефти все три нитки магистрального нефтепровода "Дружба" от польской границы до Мозыря. Реверсом на российскую территорию перекачано 675 тыс. т нефти с хлорорганикой, она замещена нефтью с параметрами качества, соответствующими ГОСТу.

- Значит ли это, что нефтепровод на белорусской территории готов к работе в полном объеме?

- Нет. Узким звеном является трубопровод от российской Унечи до Мозыря, где в рабочем состоянии находится только одна труба из двух. Очистка второй нитки - трубопровода DN 800 Мозырь-Унеча - это следующий этап дорожной карты, к которому мы сейчас приступаем. Предполагаем, что он завершится к 12-13 июля.

- Как решается вопрос компенсации с российской стороны за ущерб, нанесенный белорусскому трубопроводному транспорту из-за простоя в связи с загрязнением трубопровода?

- За апрель-июнь сокращение объемов транспортировки нефти из-за инцидента составило более 4,7 млн т, что в денежном выражении составляет свыше $23 млн.

Если вопрос качества нефти решается через механизм замещения загрязненной хлоридами нефти в трубопроводах на нефть, качество которой соответствует ГОСТу, и этот процесс уже близится к завершению, то вопрос компенсации недополученных ОАО "Гомельтранснефть Дружба" доходов только начинаем обсуждать с ПАО "Транснефть".

Мы предложили два варианта урегулирования этого вопроса.

Первый - прокачка до конца года заявленных ранее ПАО "Транснефть" объемов транспортировки нефти на 2019 год в размере 59,75 млн т.

Второй - компенсация суммы путем увеличения тарифов на транспортировку нефти. Имеется механизм пересмотра тарифов в случае возникновения непредвиденных и неконтролируемых обстоятельств, которые оказали существенное влияние на показатели производственно-финансовой деятельности ОАО "Гомельтранснефть Дружба". Ситуация прописана в действующей методике изменения тарифов на услуги по транспортировке нефти.

В текущем году такие обстоятельства возникли: наблюдается значительное отклонение от заявленных ранее ПАО "Транснефть" объемов транспортировки нефти по белорусскому участку, что существенно влияет на наши показатели работы и вызвано исключительно загрязнением трубопровода хлоридной нефтью.

Чтобы компенсировать наши потери, необходимо повысить тариф на 21,7%.

- Находите ли понимание у партнеров при реализации дорожной карты?

- Мы действуем в строгом соответствии с условиями дорожной карты и договорными обязательствами, открыто и честно. И ожидаем такую же прозрачность действий и профессиональную порядочность от наших партнеров, прежде всего от ПАО "Транснефть".

Например, мы бы хотели знать результаты апрельских арбитражных проб нефти, находящихся у российской стороны. К сожалению, даже после 5 письменных официальных обращений в "Транснефть" мы их не получили. Мы бы хотели понимать, почему российская сторона своевременно не предупредила своих партнеров о транспортировке загрязненной нефти (как следовало поступить по соглашению о взаимоотношениях компаний-операторов магистрального нефтепровода "Дружба")? И почему, например, предположения о возможных причинах выявленного польским оператором превышения концентрации органических хлоридов в точечной пробе нефти (проведенной, кстати, с нарушением правил) выдается за истину в последней инстанции, да еще с применением базарной лексики?

Поэтому вынуждены действовать по принципу: доверяй, но проверяй.

- С этим связано и решение об организации новых точек контроля количества и качества нефти, о которых ранее говорил главный инженер вашего предприятия Андрей Вериго?

– Да. Мы обращались к ПАО "Транснефть" с предложениями о согласовании строительства на белорусских границах с Россией и Польшей коммерческих систем измерения количества и качества нефти, но встретили категорические возражения. Пункт приема нефти в Унече, показаниями которого мы должны руководствоваться, находится на расстоянии 106 км от нашей границы. Представьте, что может произойти на протяжении этого участка магистрали с нефтью, пока она дойдет до белорусской территории.

На наши неоднократные предложения о совместном контроле - организации представительства "Гомельтранснефть Дружба" в Польше для приемо-сдаточных операций на станции Адамово - мы также получили отказ. Российская и польская стороны, ссылаясь на "сложившуюся практику взаимодействия", откладывали принятие решения об утверждении регламента взаимодействия, который предоставляет специалистам белорусского предприятия доступ к контролю систем измерения и участию в лабораторных испытаниях на польской территории.

А практика показала, что результатом работы прежней, доверительной схемы учета и контроля стало загрязнение всего трубопровода. В критической ситуации ПАО "Транснефть" не информировало партнеров о пропуске партий некачественной нефти, а теперь - в нарушение договора и инструкций препятствует получению доступа к арбитражным пробам нефти.

Поэтому принято решение об организации современных систем измерения количества и качества нефти на белорусской территории - на границе как с Россией, так и с Польшей. Мы вынуждены идти на эту меру, чтобы обезопасить себя от ситуаций, подобных нынешней.

По сути, это необходимо для гарантии соблюдения экономических интересов Беларуси и повышения уровня промышленной и экологической безопасности.

БЕЛТА.-0-

Топ-новости