Мобильная версия
ГОСОРГАНЫ
Лента новостей
Все новости
Валентина Гинчук

В 2019/2020 учебном году обновят школьные программы для 9-го класса - упростят и конкретизируют требования

Интервью 23.01.2019 | 14:07
Валентина Гинчук Валентина Гинчук Директор Национального института образования

В Беларуси в 2019/2020 учебном году будут обновлены учебные программы по всем предметам для 9-го класса. Новшества призваны упростить содержание образования, привести его в cоответствие с возрастными познавательными возможностями школьников. О том, что именно изменится в изучении предметов, корреспонденту БЕЛТА рассказала директор Национального института образования Валентина Гинчук.

- Валентина Васильевна, процесс обновления содержания общего среднего образования в Беларуси начался не вчера. На какой стадии он сейчас?

- Обновленные учебные программы внедряются в образовательный процесс поэтапно с 2015/2016 учебного года. В 2019/2020 учебном году по новым учебным программам будут учиться девятиклассники. Тем самым обновление содержания образования на I и II ступенях (с 1-го по 9-й класс) завершится.

В обновленных учебных программах перераспределен учебный материал между классами с учетом возрастных познавательных возможностей учащихся, некоторые вопросы вообще исключены, сокращен перечень обязательных для усвоения понятий. Указаны вопросы или темы, которые изучаются на уровне ознакомления и формирования представлений. Четко определено, что должен знать и уметь ученик после изучения конкретной темы: это исключает возможность произвольно трактовать учебную программу, а значит, и завышать требования к знаниям и умениям учащихся.

- Что конкретно изменится в учебных программах 9-го класса?

- Эти учебные программы претерпели практически те же изменения, что и программы для 5-8-х классов. Во-первых, произошло перераспределение учебного материала. Часть наиболее сложного материала перенесена в 10-й и 11-й классы. Например, тема "Механические колебания и волны" из программы по физике для 9-го класса перенесена в 11-й класс. По просьбе учителей химии из учебной программы 9-го класса исключен раздел "Органические соединения", он перенесен в 10-й класс. По русской литературе произведение Николая Гоголя "Мертвые души" перенесено из 9-го класса в программу 10-го.

Во-вторых, исключен наиболее сложный учебный материал, не имевший практической значимости для выпускников 9-го класса. Например, из программы по обществоведению исключены такие теоретические вопросы, как "Основные подходы к изучению общества", "Формационный и цивилизационный подход к изучению истории". По белорусской литературе сокращено содержание некоторых обзорных тем, таких как "Літаратура Сярэднявечча", "Літаратура эпохі Адраджэння"; исключены отдельные вопросы теории литературы (понятия о литературном процессе, художественных направлениях и течениях). Во всех программах сокращен перечень обязательных для усвоения понятий.

В-третьих, в 9-м классе, как и в 5-8-х классах, часть материала будет изучаться на уровне формирования представлений. Например, в программе по биологии - вопросы о химическом составе клетки, строении и функциях сенсорных систем вкуса, обоняния, равновесия, осязания. Что это значит? С этим материалом ученики ознакомятся, получат общее представление, но эти темы и вопросы не будут включены в контрольные работы и централизованное тестирование.

Важное направление обновления учебных программ - реализация межпредметных связей. Учителя нередко высказывали нарекания по поводу нехватки математических знаний для изучения физики. При обновлении содержания образования эта проблема была учтена. Мы внесли изменения в учебные программы обоих предметов таким образом, чтобы при изучении физики учащиеся могли опираться на знания по математике. Например, для изучения темы "Механические колебания и волны", перенесенной в 11-й класс, нужны знания о тригонометрических функциях. Они теперь будут изучаться на уроках математики в 9-м классе. Тема "Основы кинематики" изучается на уроках физики в 9-м классе, а линейную и квадратичную функции, необходимые для усвоения этой темы, ученики изучат в курсе математики в 7-х и 8-х классах. Чтобы обеспечить эффективную реализацию межпредметных связей, рабочие группы, которые разрабатывали обновленные учебные программы, сотрудничали: физики с математиками, математики с химиками, биологи с химиками.

Во всех новых учебных программах для 9-го класса будет раздел "Требования к результатам освоения содержания образования по предмету". В нем очень четко прописано, что должны знать и уметь ученики, какие понятия усвоить, какие типы задач научиться решать. Для учителя этот раздел должен быть руководством при формулировании целей и задач урока, проведении контрольных и проверочных работ.

- Появятся ли новые темы в программах для 9-го класса или речь идет только о сокращении?

Появление новых тем в 9-м классе связано с перераспределением учебного материала между классами. Например, по физике из программы для 7-го класса в программу для 9-го перенесены простые механизмы, закон Архимеда, условия плавания тел, а также некоторые лабораторные работы. При этом ученики 9-го класса в следующем учебном году будут изучать физику 3 часа в неделю (в текущем учебном году 2 часа).

По русской литературе девятиклассники будут читать "А зори здесь тихие..." Б.Васильева, а также "Обиду" и "Срезал" В.Шукшина, которые перенесены из 8-го класса. Однако перенос отдельных тем не означает увеличения объема учебного материала, так как часть вопросов из 9-го класса переносилась в 10-й и 11-й классы или сокращалась.

- Как изменятся школьные учебники?

- К 1 сентября 2019 года планируется издать 18 новых учебных пособий для 9-го класса. Они разрабатываются на конкурсной основе. Рукописи всех новых учебных пособий проходят психолого-педагогическую экспертизу, рецензирование, рассмотрение на заседании секций, некоторые из них уже в издательствах и проходят редакционно-издательскую подготовку.

К учебным пособиям для 9-го класса предъявляются те же требования, что и ко всем новым учебным пособиям. Самое главное - доступность изложения учебного материала, практикоориентированность, то есть наличие заданий, направленных на применение усвоенных знаний при решении практических задач. Важным аспектом является наличие материалов с белорусским контекстом. Авторам рекомендуется включать в упражнения и задачи информацию о достижениях белорусской промышленности, науки, медицины, спорта, о культурных и природных достопримечательностях нашей страны. Мы считаем важным информировать учащихся о достижениях белорусского общества и воспитывать таким образом чувство гордости за свою страну.

В новых учебниках будут ссылки на другие образовательные ресурсы, например на электронные образовательные ресурсы, размещенные на Национальном образовательном портале. Дополнительные справочно-информационные материалы, интерактивные задания, тесты и упражнения, на которые даются ссылки в учебнике, позволяют учителю учитывать познавательные интересы школьников, организовать работу с теми, кто заинтересовался учебным предметом, хочет больше узнать или проверить себя. Эти материалы не обязательны для усвоения всеми учащимися, поэтому работу с ними не рекомендуется задавать в качестве домашнего задания.

При разработке учебников для 9-го класса будут использоваться и информационные технологии (QR-коды, дополненная реальность). В учебнике по физике с помощью смартфона можно будет оживить лабораторные опыты, по искусству - стать участником виртуальной экскурсии.

- Известно ли вам мнение учителей о новых программах?

- Вопросы, связанные с внедрением обновленных учебных программ и учебных пособий, мы постоянно изучаем и анализируем. На Национальном образовательном портале созданы разделы "Новые учебные программы: изучаем, обсуждаем", "Новые учебники: изучаем, обсуждаем", где каждый заинтересованный может написать свои предложения по совершенствованию и программ, и учебников. Во время опытной проверки мы проводим анкетирование педагогов, учащихся и их родителей - изучаем их мнения о качестве новых учебников.

В декабре 2018 года мы провели анкетирование учителей, чтобы узнать их мнение об обновленных учебных программах для 2-4-х, 7-го и 8-го классов. В нем приняли участие более 31 тыс. педагогов из всех регионов страны. После обработки результаты анкетирования будут рассмотрены в рабочих группах, которые разрабатывали обновленные программы, на заседаниях предметных секций Научно-методического совета, станут темой для обсуждения на различных семинарах с педагогами.

К слову, в Национальном институте образования ежегодно проводятся семинары для педагогов учреждений общего среднего образования с участием разработчиков учебных программ и авторов учебников. На семинарах обсуждаются все изменения, которые произошли в программах и учебниках, а также особенности организации образовательного процесса с учетом всех этих изменений.

Сегодня мы рассматриваем Национальный образовательный портал и обучающие семинары для педагогов как важные средства формирования компетентного педагогического сообщества, которое будет эффективно решать стоящие перед белорусской школой задачи, качественно организовывать образовательный процесс по обновленным учебным программам и учебникам.

Светлана ПЕКАРЬ,

БЕЛТА.-0-


Погода
Минск
Барановичи
Бобруйск
Борисов
Брест
Варшава
Вильнюс
Витебск
Гомель
Гродно
Жлобин
Киев
Лида
Минск
Могилёв
Мозырь
Москва
Орша
Полоцк
Рига
Санкт-Петербург
Солигорск
МЧС предупреждает
Курсы валют
Нацбанк Лучшие курсы
Покупка Продажа
EUR
2.4287 BYN 2.425 BYN 2.435 BYN
USD
2.1402 BYN 2.141 BYN 2.145 BYN
RUB
3.267 BYN 3.262 BYN 3.272 BYN
Подробнее курсы валют нацбанка Лучшие курсы
ТВ программа

Видео

IT-рота: как служится первому призыву нового подразделения

Инфографика

Рота информационных технологий Функциональное предназначение РИТ - разработка системного и программного обеспечения совместно с подразделениями Военной академии и другими научными учреждениями и учебными заведениями.