Мобильная версия
ГОСОРГАНЫ
Лента новостей
ИТОГИ НЕДЕЛИ. ФОТО
09:56 Общество
Все новости
Александр Жук

В учителя идут лучшие

Интервью 05.10.2018 | 12:47
Александр Жук Александр Жук Ректор Белорусского государственного педагогического университета им. М.Танка

Беларусь в первое воскресенье октября традиционно отметит День учителя, но уже сегодня все учащиеся страны тепло поздравляют своих наставников. Специалисты в последние годы отмечают, что престиж педагога в обществе уверенно растет. Кто сегодня идет в профессию и каков учитель новой формации, в интервью корреспонденту БЕЛТА рассказал ректор Белорусского государственного педагогического университета Александр Жук.

- Александр Иванович, как за последние годы изменился подход к подготовке педагогических кадров в стране? Влияют ли эти изменения на престиж учительской профессии?

- Ученые-футурологи говорят, что к середине 21-го века будет три самых важных профессии: IT-специалист, врач и учитель. Я бы учителя поставил на первое место. Почему? Потому что подготовка и IT-специалиста, и врача закладывается учителем.

Еще в 2013 году в педуниверситет были недоборы по многим специальностям и приходили абитуриенты с откровенно низкими баллами - 100-120. О престиже сложно тогда было говорить. Кто-то куда-то не поступил - шли сюда. С тех пор многое изменилось: у нас на протяжении уже трех лет нет недобора, выполняем набор с первого захода, установились конкурсы. Средний конкурс по университету в этом году составил 2,5 человека на место, на некоторые специальности за вычетом целевиков и льготников у нас конкурсы были более 10 человек на место.

Мы много работаем над совершенствованием качества подготовки наших выпускников. Первый шаг - это отбор сильных и мотивированных поступающих. Несколько лет назад мы создали в школах педклассы, уже состоялось два выпуска. Благодаря им к нам пришли хорошо подготовленные ребята. Однако в обществе есть сомнения по поводу того, правильно ли это сделано, не является ли это какой-то лазейкой для абитуриентов. Обсуждается, какой процент выпускников педклассов должен поступать к нам: все 100% или нет. Отмечу, что готовиться к учительству могут многие, но требования к поступлению на педспециальности достаточно жесткие. Поэтому, чтобы получить эту льготу, надо учиться на 7-10 баллов, надо иметь рекомендацию педагогического совета школы. Как показывает практика, меньше половины получают рекомендации. Педагогические советы школ ответственно к этому подходят: либо ученик не выдерживает требований по успеваемости, либо не обладает необходимыми качествами. Ведь тот, кто хорошо учится, не обязательно будет хорошим педагогом в будущем, для этого требуются очень важные личностные качества. Кроме того, учащийся должен подготовить к поступлению портфолио с результатами двухлетних наработок, чтобы мы видели, что он попробовал себя в качестве учителя.

В отличие от абитуриентов, поступающих на другие специальности, у будущих педагогов вопрос профессионального выбора переносится на два года раньше. Они изучают факультатив "Введение в педпрофессию" в объеме 140 часов, осваивают педагогические и психологические модули, познают себя, свои личностные качества, особенности характера и выступают в качестве помощника учителя, воспитателя, организатора массовых мероприятий, ведут пробные уроки в младших классах. Они фактически погружаются в будущую профессию. И к выходу, к окончанию 11-го класса, они уже делают выбор осознанно. Мы анкетируем учащихся педклассов каждый год и видим, что немногим более половины принимают твердое решение пойти по учительской стезе, около 30% учащихся, как правило, до последнего не уверены, пойдут ли они в педагоги. Всего на педагогические специальности поступили более 400 выпускников педклассов. Это 25% от всего выпуска (их было более 2,1 тыс. человек). А с учетом того, что не все получили рекомендации - меньше половины, это очень хорошая цифра с точки зрения социологии, закона нормального распределения. Вот и получается, четверть выпускников сделала сознательный выбор и пришла на педагогические специальности в вузы. Многие поступили в другие университеты, среди которых и медицинские, ведь полученные в педклассе навыки помогают будущему врачу работать с пациентом прежде всего как с личностью. Да и в любой другой сфере уметь контактировать, избегать конфликтов, понимать психологию другого человека - это очень важно.

Практика показывает, что балл зимней и летней сессий у выпускников педклассов выше, чем у студентов, которые прошли по общему конкурсу. Он близок к баллу медалистов. Также эти ребята социально активны, они сразу включаются в волонтерскую деятельность, которая в нашем университете очень развита - она представлена 12 объединениями и отрядами. Вуз получил премию Президента "За духовное возрождение" именно за волонтерскую деятельность среди студенческой молодежи. Эти ребята входят в студсовет, профсоюзную организацию, БРСМ, становятся старостами. Это совершенно иная категория первокурсников, и мы на них очень рассчитываем.

Отсюда новые задачи для преподавателей университета. Мы должны перестроиться и работать с ними по-другому. Они уже знают основы педагогической профессии, требования к учителю, свои личностные качества, у них есть психологическая готовность и мотивация стать педагогом. И они уже погружены в профессию. Работая с ними, нужно использовать учебно-исследовательские методы, предлагать им конкретные образовательные проекты, чтобы они начали их реализовывать и внедрять во время педагогической практики.

- А в целом с каким уровнем подготовки абитуриенты сейчас приходят в ваш вуз?

- Число медалистов за последние четыре года выросло почти в 9 раз - с 20 до 175. Средний балл этих студентов по итогам четырех сессий - 7,5, а на гуманитарных специальностях - 8,5-9. Число лицеистов и гимназистов выросло. В этом году их поступило более 300 человек, а до этого было 50-60. В эту приемную кампанию поступило 223 выпускника педклассов, вдвое больше, чем в прошлом году. Контингент первокурсников у нас на 90% состоит из медалистов, выпускников лицеев и гимназий, а также педклассов. Это студенты высокого уровня.

- Отбор сильных и мотивированных абитуриентов - это первый шаг к повышению качества подготовки педкадров. А каким изменениям подвергается образовательный процесс в самом вузе?

- Что касается образовательного процесса, то сейчас происходит его обновление и интенсификация, усиление его практико-ориентированности. Два года назад мы ввели педагогическую практику с первого курса. Сначала это произошло в порядке эксперимента, сейчас это уже становится нормой на ряде факультетов и в ближайшее время появится на всех факультетах вуза. Раньше студенты работали с детьми только с третьего курса. Теперь первокурсники проходят так называемую волонтерскую практику. Наши студенты периодически посещают школы, дошкольные и специальные учреждения и уже не только наблюдают, но и включаются в образовательный процесс. Они получают возможность рассматривать его с педагогической точки зрения как будущие профессионалы.

На втором курсе мы ввели практику под названием "День в учреждении образования". Учащиеся на дошкольном факультете проводят день в детском саду, учителя-предметники - в школе, будущие социальные педагоги и практические психологи - в специальных учреждениях. Здесь начинается серьезная работа, реализуются различные учебно-исследовательские образовательные проекты. Например, группа из 3-5 студентов физико-математического факультета разрабатывают учебно-методическое обеспечение преподавания математики в 5-7-х классах с использованием электронных средств обучения. На третьем курсе проходит практика в лагерях летнего отдыха, а на четвертом - преддипломная практика.

Срок подготовки в вузе сократился с пяти до четырех лет. Соответственно процесс подготовки профессионала должен быть интенсифицирован. За этот период студенты должны не только познакомиться с педагогикой, психологией, методикой преподавания дисциплин, но и попробовать себя на практике, выработать навыки. В этом году к нам поступило около 70 первокурсников, которым даже не 17, а 16 лет. Через четыре года они уже должны выходить в школу в качестве подготовленных учителей и работать с детьми и родителями. Мы должны сделать так, чтобы они не боялись приходить в класс.

- Что вы можете сказать по поводу молодых специалистов? Остаются ли учителя в школах после отработки распределения?

- Сейчас большой проблемы ухода молодых учителей из профессии нет. Это происходит потому, что сегодня ситуация в системе образования как никогда стабильна. Учитель имеет гарантированную работу, у него стабильная заработная плата, здесь нет никаких колебаний. Президентом принято решение о существенном увеличении в ближайшее время зарплаты педагогов. Об этом знают все, в том числе абитуриенты и их родители. Кроме того, у учителя очень удобный отпуск, который длится два месяца в лучшее время года, других таких профессий нет. Комфортные условия для работы: хорошие школы, детские сады, которые каждый год ремонтируются и обновляются, оборудованные кабинеты с компьютерами, телевизорами, где надо.

Образованию отводится самая важная роль. ЮНЕСКО приняты 17 Целей устойчивого развития, и надо готовить людей от дошкольного возраста и до пожилого к усвоению этих идей и их реализации. Кто этим будет заниматься? В детском саду - воспитатель, в школе - учитель, да и со взрослыми будут заниматься педагоги. Поэтому миссия учителя сегодня объективно возрастает.

Мы готовим специалиста, который работает с подрастающим поколением, и от того, как он это делает, зависит будущее общества. Поэтому все наши новации работают на то, чтобы подготовить любящего детей и свою работу профессионала.

Однако закрепляемость на местах - во многом задача местных органов власти, они создают систему поддержки молодых педагогов. Сюда входят предоставление жилья, льготные кредиты на строительство, возможность бесплатного проезда на общественном транспорте и так далее. Это форма государственной поддержки.

- Каким, на ваш взгляд, должен быть современный учитель?

- Профессиональная подготовка в предметной области не стоит на первом месте. В конце концов всегда можно добрать за счет самообразования, тем более что все быстро меняется. Самое главное - это любовь к детям и готовность понять любого ребенка. Не все могут быть отличниками, не у всех хорошее поведение. Учитель должен принимать ребенка таким, какой он есть, видеть в нем личность, с пониманием относиться к нему и находить индивидуальный подход.

Мы сейчас уделяем большое внимание в научном плане психологии личности, ставим задачу проведения исследований по психологии детей разного возраста. Жизнь меняется, происходит глобализация, информатизация. Все это влияет на формирование человека. Ученые говорят о новой возрастной периодизации детей. У молодого поколения сейчас клиповое мышление, геймеровское. Мы должны это учитывать и понимать. Соответственно учитель должен быть готов работать в новой среде. В вузе реализуется проект электронного университета. Мы говорим об электронной дидактике, о педагогике электронного обучения, о том, что учитель должен быть готов не только использовать разработанные специалистами электронные средства обучения, он должен быть готов сам их создавать. Это новые компетенции современного учителя.

Второе - это умение работать с родителями, с семьей. Это очень важно. Сегодня ситуация такая, что происходит достаточно много разводов. Нужно поднимать престиж семьи. Мы должны научить педагогов работать с разными семьями: полными и неполными, благополучными и неблагополучными.

Еще одно - это инклюзивная компетенция. Наши педагоги должны быть готовы работать в мультикультурной среде в условиях инклюзии, которая предполагает общее обучение и воспитание детей из разных стран и с разными особенностями. Сейчас мы реализуем программу подготовки учителей для работы с детьми с особенностями психофизического развития. Все учителя-предметники должны уметь увидеть в детях те или иные особенности, знать, как с ними работать, несмотря на то, что существуют отдельные специалисты - дефектологи. Это особая задача, мы ее уже начинаем реализовывать.

Сегодня Белорусский государственный педагогический университет делает многое для поднятия престижа учительской профессии, качественной подготовки кадров - педагогов новой формации, любящих детей, свое дело и профессионально работающих в современных условиях.

Светлана ПЕКАРЬ,

БЕЛТА.-0-


Погода
Минск
Барановичи
Бобруйск
Борисов
Брест
Варшава
Вильнюс
Витебск
Гомель
Гродно
Жлобин
Киев
Лида
Минск
Могилёв
Мозырь
Москва
Орша
Полоцк
Рига
Санкт-Петербург
Солигорск
МЧС предупреждает
Курсы валют
Нацбанк Лучшие курсы
Покупка Продажа
EUR
2.395 BYN 2.391 BYN 2.402 BYN
USD
2.1102 BYN 2.11 BYN 2.114 BYN
RUB
3.1973 BYN 3.185 BYN 3.2 BYN
Подробнее курсы валют нацбанка Лучшие курсы
ТВ программа

Видео

Лукашенко ставит цель по достижению стопроцентной энергетической независимости и безопасности

Инфографика

Студенты Беларуси Ежегодно 17 ноября отмечается Международный день студентов - один из самых популярных молодежных праздников.
Пресс-конференция Борис Васильев,
Светлана Демешко
14 ноября "Карта гостя" как эффективный инструмент развития внутреннего и въездного туризма. Новые возможности и форматы
Пресс-конференция Андрей Лобович,
Валерий Голубовский
13 ноября Подготовка кадров для современного рынка труда. Совершенствование Национальной системы квалификаций
Пресс-конференция Анатолий Котов,
Надежда Анисовец,
Максим Кошкалда
6 ноября Европейские игры – 2019: подготовка спортивной инфраструктуры, билетные программы, работа с волонтерами
Пресс-конференция 31 октября XXXI Международный фестиваль современной хореографии (IFMC) Пресс-конференция Анатолий Сивак,
Александр Головнев,
Сергей Дубина,
Артем Сикорский
23 октября Развитие транспортной инфраструктуры в Беларуси: предварительные итоги 2018 года и планы до 2020 года