ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Среда, 24 апреля 2024
Минск +5°C
Все новости
Все новости
Новости компаний
08 сентября 2015, 07:39

Проверка кризисом

Ситуация в экономике сегодня непростая. Если послушать некоторых руководителей предприятий, и рынки сбыта, в том числе международные, сузились, и основные средства вымываются, и неплатежи замучили. А розничная торговля виновата в том, что товары не продаются… В пику этим высказываниям ОАО "Бархим" в Барановичах работает на удивление успешно. По итогам восьми месяцев объем производства у предприятия вырос на 20%, темп роста экспорта составил 152%. Продукция поставляется во все страны бывшего Советского Союза, в том числе и в государства Балтии.

ОАО "Бархим" выпускает весь спектр бытовой химии. Работает на предприятии 243 человека. По итогам августа средняя зарплата составила Br5,1 млн.

"Мы поднимаем размер зарплаты поквартально, исходя из экономических результатов, а они у нас достаточно неплохие", - говорит директор предприятия Евгений Рудой. Так, при нормативе остатков в размере 100% месячного производства у "Бархима" они составляют не более 80%, а без учета подготовленных к отправке товаров собственных торговых марок розничных сетей - менее 50%.

В чем же причина успеха?

Безусловно, пункт первый - проведенная на предприятии модернизация. В 2010 году на кредитные средства предприятие купило, по сути, новый цех гранулированных моющих средств. В 2011 году после установки и наладки новое производство заработало. Немецкая разгрузочная линия, итальянское оборудование по производству и фасовке готового стирального порошка обошлись в $6,8 млн. Срок окупаемости импортного технологического оборудования по бизнес-плану составлял семь с половиной лет, но ОАО "Бархим" вернуло кредитные ресурсы, взятые на модернизацию, за пять лет.

В производстве моющих средств без импортных компонентов не обойтись. Во-первых, далеко не все можно приобрести в Беларуси, а во-вторых, есть в мире понятие разделения труда: кто-то производит кальцинированную соду, а кто-то - стиральный порошок на ее основе. С экономической точки зрения, лучше быть на конечной стадии цепочки производства - выпуск готовой продукции по определению обладает большей добавленной стоимостью, нежели производство сырья. Кальцинированную соду, которая является основой любого стирального порошка, поставляют на предприятие из России и Казахстана, другие необходимые добавки, например, для смягчения тканей - из европейских стран. Поэтому в составе белорусского порошка около 80% - импортная составляющая. Заметим, что и мировые бренды, чья реклама льется с экранов наших телевизоров, используют для своей продукции те же самые компоненты от тех же поставщиков.

Еще одним немаловажным фактором успешной работы ОАО "Бархим" стало сотрудничество с "Еврооптом" - крупнейшей торговой сетью Беларуси. Ретейлер предложил барановичскому предприятию организовать выпуск стирального порошка и других моющих средств под собственной торговой маркой "Евроопта" - Helen. "Бархим" согласился и очень скоро убедился, насколько выгодным может быть подобное сотрудничество. Сегодня под маркой Helen выпускается целое семейство продуктов - от традиционных стиральных порошков до жидких средств, отбеливателей и кондиционеров.

Напомним, что собственные торговые марки (СТМ) - это продукция, которая произведена по заказу торговых сетей под маркой, принадлежащей им же. "Евроопт" первым среди торговых сетей страны стал внедрять в практику производство товаров СТМ. Смысл этого в том, что покупатель получает продукт аналогичный товарам известных брендов, но без маркетинговой составляющей в цене. В результате товар СТМ при тех же качественных характеристиках получается в среднем на 25% дешевле, чем аналогичный брендовый. Покупателю это, ясное дело, нравится.

Не удивительно, что за последние годы в сети "Евроопт" появилось более 800 товаров СТМ во всех товарных категориях. Внимательный покупатель на полках ретейлера без труда отыщет более 150 собственных торговых марок. Доля товаров СТМ в сети "Евроопт" составляет сегодня около 10%. Это пока меньше среднеевропейских значений, но гораздо больше, чем в любой российской или украинской сети. Особенно эффективным и выгодным для покупателя становится размещение заказов на производство аналогов импортных товаров на белорусских предприятиях. Цена на них в этом случае становится и вовсе "сладкой".

"Наша компания настроена прежде всего на сотрудничество с белорусскими производителями, - говорит начальник управления развития СТМ розничной сети "Евроопт" Валерий Савицкий. - И пусть не сразу и не со всеми предприятиями мы находим понимание, однако на сегодняшний день в ассортименте товаров СТМ отечественные производители занимают более 50%. Кроме того, размещая заказы на производство собственных торговых марок в Беларуси, мы не только создаем лучшее ценовое предложение для наших покупателей, но и занимаемся реальным импортозамещением, вытесняя импорт аналогичными отечественными продуктами высокого качества".

Плюсы для покупателей от товаров СТМ на полках магазинов сети очевидны. Но очевидно и то, что их производство выгодно белорусским промышленникам. Ведь СТМ, как уверяют в Барановичах, - это стабильная загрузка производственных мощностей, гарантированный сбыт и своевременная оплата.

"Мы очень довольны работой с "Еврооптом", - говорит директор ОАО "Бархим" Евгений Рудой. - По итогам прошлого года объем производства продукции СТМ Helen составил 23% от нашего объема реализации. "Евроопт" стабильно дает заявки, и мы планируем месячный объем производства, зная, сколько, по каким видам и в каком объеме сеть заберет у нас товар. Кроме того, при работе с сетью не существует проблемы с просроченной задолженностью - все, что "Евроопт" забирает, он сразу и оплачивает".

По словам руководителя, заявки сети "Евроопт" обеспечивают стабильную работу предприятия: "Я знаю, что порядка 200 т в ассортименте ежемесячно будет произведено для сети, своевременно - в тот день, который назначит "Евроопт", - отгружено, а самое главное - своевременно оплачено. А для предприятия это очень важно: задействованы производственные мощности, рационально расходуются трудовые ресурсы".

А теперь вернемся к проведенной на ОАО "Бархим" модернизации. Размещать заказ на производство СТМ розничная сеть станет лишь тогда, когда будет уверена, что белорусский производитель способен выпустить товар высокого качества. Не закупи ОАО "Бархим" новое оборудование, не внедри гибкие технологии производства, позволяющие оперативно менять ассортимент стиральных порошков и их упаковку, - не было бы и заказа от "Евроопта".

Сегодня директор "Бархима" с гордостью сообщает: вслед за белорусской сетью в Барановичи потянулись и иностранные заказчики. Сегодня в Барановичах выпускают товары СТМ для двух казахстанских розничных сетей, одной российской и очень хорошо знакомой белорусам литовской. Вполне возможно, что белорусские любители зарубежного шопинга везут сегодня домой "иностранный" стиральный порошок… сделанный в Барановичах.

Есть банальная сентенция: "Кризис - это для кого-то беда, а для кого-то новые возможности". "Бархим" своего шанса в непростых экономических условиях не упустил. Его пример - другим наука. Кто не цепляется за окостеневшие формы производства и сбыта и охотно откликается на интересные предложения (такие, как производство товаров СТМ), тот и добивается успеха. Ведь кризис, перефразируя бессмертное выражение профессора Преображенского из фильма "Собачье сердце", - он в головах, а не в экономических реалиях.

Теги
торговля
Топ-новости
Свежие новости Беларуси