ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Четверг, 6 октября 2022
Минск 0°C
Все новости
Все новости

Вопросы конференции

Юлия Витальевна, Минск
Коснутся ли корректировки экологического налога?
Селицкая Элла

Глава "Экологический налог" еще в процессе обсуждения на заседаниях межведомственной рабочей группы. Рассматриваются предложения о сокращении количества загрязняющих веществ, облагаемых экологическим налогом, стимулировании внедрения энергосберегающих технологий.

Кармызова Татьяна, специалист ООО "ЮрСпектр"
Предлагалось упростить методологию определения налоговой базы по налогу на недвижимость, в частности облагать этим налогом здания, сооружения и передаточные устройства, состоящие на счете 01 "Основные средства", уменьшить повышающий коэффициент, устанавливаемый местными Советами. Какие коррективы предусматривается внести в НК?
Селицкая Элла

В соответствии с действующим законодательством налогом на недвижимость здания облагаются независимо от того, на каком счете бухгалтерского учета они отражены. По сооружениям и передаточным устройствам предусматривается налогообложение только в отношении основных средств и долгосрочных вложений. Считаю этот подход к налогообложению недвижимого имущества оптимальным.

В части ограничения прав местных Советов депутатов на установление повышающих коэффициентов к ставкам имущественных налогов одобрен подход о том, что местные Советы депутатов с 2019 года будут вправе повышать (понижать) ставки налога на недвижимость и земельного налога не более чем в 2 раза (сегодня в 2,5 раза). Кроме того, планируется отменить повышенное налогообложение неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества и земельных участков, занятых таким имуществом.

Корр. БЕЛТА
С 1 июля 2016 года в Беларуси все отечественные плательщики НДС обязаны использовать электронные счета-фактуры (ЭСЧФ). Как Вы оцениваете этот механизм по прошествии двух лет? Какие нарушения встречаются чаще всего?
Селицкая Элла

Механизм функционирования электронных счетов-фактур по НДС доказывает свою эффективность. На сегодняшний день добровольное исправление плательщиками ошибок, выявленных по результатам камерального контроля налоговых деклараций по НДС и информации, содержащейся в ЭСЧФ, на основании направленных плательщикам уведомлений достигает 85-90%.

Основными нарушениями, которые выявляются при проведении камерального контроля ЭСЧФ, являются:

- неполное либо несвоевременное выставление (невыставление (ненаправление)) на портал электронных счетов-фактур плательщиками в установленные законодательством сроки ЭСЧФ при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, а также вовсе непредставление деклараций по НДС при наличии ЭСЧФ на портале;

- невключение в налоговую базу оборотов по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав по соответствующим ставкам;

- включение в налоговую базу оборотов по реализации товаров (работ, услуг) при наличии выставленных (направленных на портал) ЭСЧФ, в которых неверно указана дата совершения хозяйственной операции - позже фактической даты, указанной в первичных учетных документах;

- неполное либо несвоевременное выставление ЭСЧФ на суммы, полученные из бюджета за реализованные товары, увеличивающие налоговую базу по НДС;

- выставление ЭСЧФ в момент отгрузки без наличия оплаты плательщиками, применяющими метод определения выручки "по оплате", без отражения таких операций в декларации по НДС;

- неверное аннулирование ЭСЧФ;

- неправомерное применение ставки НДС в размере 0% и другие.

За невыставление ЭСЧФ налоговыми органами применяются административные взыскания в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Судас И.Н., г.Минск
Многочисленные проблемы вызывают вопросы налогового учета потерь, недостач при производстве и реализации, процентов по просроченным кредитам, командировочным расходам. Какие изменения планируется осуществить в НК? Как решается вопрос создания резерва по сомнительным долгам?
Селицкая Элла

Вопрос учета при налогообложении недостач, потерь проработан со всеми заинтересованными министерствами, ведомствами, облисполкомами. Принято решение ограничивать для целей налогообложения только потери от недостачи и (или) порчи при хранении, транспортировке и реализации материально-производственных запасов. При этом для целей налогообложения такие потери будут учитываться в пределах норм естественной убыли, установленных законодательством, а при их отсутствии - в пределах норм, установленных собственниками организаций.

По резервам сомнительных долгов будет прописан конкретный механизм их формирования в зависимости от сроков возникновения просроченной кредиторской задолженности именно для целей исчисления налога на прибыль. Также мы предлагаем ввести некоторые ограничения по отнесению расходов на создание резервов по сомнительным долгам в состав внереализационных расходов конкретным процентом от выручки - 5%.

Кужель Марина, г.Гомель
Произойдут ли изменения в порядке предоставления подтверждения постоянного местонахождения иностранной организации? Прорабатывается ли возможность создания электронного сервиса, с помощью которого нерезидент сможет самостоятельно (без участия налогового агента) передавать подтверждение своего резидентства, получать информацию об удержанных и уплаченных в Беларуси суммах налога на доходы, заказывать и получать необходимые для избежания двойного налогообложения документы?
Селицкая Элла

В 2018 году МНС планирует создать электронный сервис, на котором будут размещаться справки о налоговом резидентстве, выданные налоговым резидентам Республики Беларусь. Это позволит иностранным контрагентам и налоговым службам проверить налоговый статус белорусских налоговых резидентов.

Что касается применения электронных подтверждений, выданных иностранными налоговыми органами, то белорусские налоговые органы принимают такие подтверждения. Соответствующая информация размещена на сайте МНС. Нормативно такой подход закреплен в постановлении МНС №42 в редакции, вступившей в силу с 2018 года.

Тиханович Лариса, ООО «ЮрСпектр», член Экспертного совета АН
Планируется ли внести изменения в порядок определения взаимозависимых лиц? Будут ли эти изменения направлены на сужение круга лиц, признаваемых взаимозависимыми, либо этот круг лиц расширится? Какие сделки будут подпадать под контроль трансфертного ценообразования? В частности, будут ли контролироваться сделки по реализации (приобретению) товаров, работ, услуг между резидентами? Какие новшества предусматривается ввести в 2019 году в отношении контроля трансфертного ценообразования (ТЦО)?
Селицкая Элла

По итогам обсуждения главы по трансфертному ценообразованию с представителями бизнеса и госорганов предусмотрено сужение круга лиц, сделки которых подлежат контролю применения ТЦО, за счет: увеличения в 4 раза для плательщиков, не относящихся к категории крупных, и в 2 раза для крупных плательщиков размера суммы контролируемых сделок плательщиков - они составят соответственно не менее Br400 тыс. и Br2 млн; установления для крупных плательщиков по внешнеторговым сделкам контроля только в отношении сделок с взаимозависимыми лицами, резидентами оффшорных зон и стратегическими товарами - таким образом, исключается контроль сделок ТЦО крупных плательщиков по иным сделкам.

Во-вторых, в отношении операций с недвижимым имуществом контроль трансфертного ценообразования согласован по сделкам между взаимозависимыми лицами. При этом в качестве источника информации, содержащего сведения о рыночной стоимости объектов, плательщики будут вправе использовать результаты оценки независимого оценщика, определенные на основании фактически сложившихся рыночных цен.

В отношении контроля сделок между резидентами Республики Беларусь изменений не произошло. Контроль применения ТЦО производится в отношении сделок с взаимозависимыми лицами - белорусскими организациями, которые не уплачивают налог на прибыль ввиду того, что относятся к отдельным категориям плательщиков, и (или) применяют особые режимы налогообложения, и (или) осуществляют деятельность на определенных белорусским законодательством территориях. Контроль ТЦО по сделкам с указанными взаимозависимыми белорусскими организациями производится также в отношении крупных плательщиков.

Что касается новшеств в этой сфере, то в налоговом законодательстве появится возможность заключения с налоговым органом соглашения по ценообразованию. Эта норма будет распространяться на организации, включенные в перечень крупных плательщиков, и организации, совершившие анализируемые сделки по реализации (приобретению) работ и услуг, стоимость которых превышает Br2 млн.

Согласовано предложение об исключении 20-процентного отклонения цены от минимального значения рыночной цены. Предлагается осуществлять корректировку налога на прибыль, когда есть отклонения цены от минимального и максимального значений диапазона цен.

Также предложено до 2022 года (включительно) не начислять пени на суммы налога на прибыль, доначисленного в связи с применением организацией трансфертных цен (за исключением доначисленных по материалам, предоставленным правоохранительными органами).

Вопрос увеличения с 20 до 25% доли участия лица в уставном капитале организации для признания их взаимозависимыми лицами решено рассмотреть в случае внесения соответствующих изменений в закон «О хозяйственных обществах».

Следует отметить, что при оценке законодательства о контроле трансфертного ценообразования необходимо исходить из того, что большинство плательщиков добросовестно исполняют налоговые обязательства. Вместе с тем имеют место случаи, когда отдельные из них, используя трансфертные цены, уменьшают свои обязательства по налогу на прибыль. Соответственно, налоговые органы в целях предотвращения потерь бюджета, а также во избежание перекладывания налоговой нагрузки на добросовестных плательщиков должны иметь адекватный механизм реагирования посредством проведения налоговых корректировок. Цель контроля ТЦО – не увеличить налоговую нагрузку или заставить всех продавать по одинаковым ценам, а исключить манипулирование ценами, которое возможно ввиду взаимозависимости сторон сделки, осуществления сделок с резидентами оффшорных зон.

Цель контроля применения плательщиками трансфертных цен – установление равных условий налогообложения, исключающих возможность влияния на цены ввиду наличия у взаимозависимых сторон сделки особых отношений.

При этом нужно учитывать, что контроль трансфертного ценообразования не затрагивает плательщиков, применяющих УСН, индивидуальных предпринимателей.

Яцкевич С.А., специалист по налогообложению
Отдельные бизнес-сообщества высказывали предложения о предоставлении права субъектам хозяйствования отражать выручку от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав для целей исчисления и уплаты налогов "по оплате". Какие решения приняты по этому вопросу?
Селицкая Элла

Этот вопрос продвигается бизнес-сообществами уже не один год. Но здесь хотелось бы отметить несколько моментов. Во-первых, для организаций, которые ведут бухгалтерский учет, это влечет очередное расхождение данных бухгалтерского и налогового учета. А значит, это дополнительные корректировки, отслеживание оплаты по каждой отгрузке, дополнительное время на расчет налоговой базы.

В свое время метод определения выручки "по оплате" был отменен именно по просьбе бухгалтеров организаций, которые хотели максимально сблизить бухгалтерский и налоговый учет. Более того, уже сегодня многие индивидуальные предприниматели, работающие с организациями, высказывают пожелание, чтобы им также предоставили возможность определять свои налоговые обязательства по мере отгрузки товаров (работ, услуг). И такая возможность им будет предоставлена с 2019 года.

Во-вторых, уже в настоящее время как индивидуальные предприниматели, так и микроорганизации, применяющие упрощенную систему налогообложения, вправе определять выручку от реализации товаров (работ, услуг) "по оплате". А это почти половина всех плательщиков.

В-третьих, с 2019 года в целях компенсации потерь бизнеса, связанных с тем, что им необходимо исполнить налоговое обязательство при отсутствии оплаты от покупателей-заказчиков, предлагается разрешить организациям формировать резервы сомнительных долгов, отчисления в которые будут участвовать при налогообложении.

С учетом вышеуказанных подходов, вопрос был рассмотрен рабочей группой для подготовки предложений об упрощении налоговой системы Республики Беларусь при Совете Министров, и было принято решение сохранить для организаций действующий порядок определения выручки.

Тиханович Лариса, ООО «ЮрСпектр», член Экспертного совета АН
Какие нововведения планируется закрепить в НК в отношении принудительного исполнения налоговых обязательств, взыскания пеней, зачета и возврата плательщикам излишне уплаченных сумм налогов?
Селицкая Элла

Большие изменения ждут плательщиков в части приостановления операций по счетам в банке при наличии неисполненного налогового обязательства.

По действующим нормам, если плательщик в срок не уплатил налоги, то уже со следующего дня у него приостанавливаются операции по счетам. Не всегда этот механизм хорошо сказывается на деятельности плательщика. Поэтому предлагается внедрить новый рискоориентированный подход: если в течение шести месяцев, предшествовавших нарушению, плательщик своевременно исполнял свои налоговые обязательства, то приостановление операций по счетам будет происходить не ранее чем через 10 дней после наступления срока уплаты. Если же последние шесть месяцев плательщик платил налоги не в срок, но погашал задолженность до первого числа месяца, следующего за отчетным, то приостановление операций будет осуществляться не ранее чем через пять дней после наступления срока уплаты.

Таким образом, для самых добросовестных плательщиков предусматривается более лояльный механизм: дается более длительный срок рассчитаться с бюджетом без приостановки операций по счетам. А вот если плательщик постоянно несвоевременно исполняет налоговые обязательства, тогда речь идет о высоких рисках неисполнения налогового обязательства, и отсрочка приостановления операций по счетам ему предоставлена не будет.

Очень важно также, что сумма пеней, начисленных по результатам проверки, будет ограничиваться суммой доначисленных налогов. Так мы хотим избежать ситуаций, когда плательщика проверяют за длительный период, доначисляют ему небольшую сумму налога за период десятилетней давности, а вот пени, начисленные на эту сумму, намного превышают сумму налога.

Кроме того, срок возврата излишне уплаченной суммы налогов планируется сократить до трех рабочих дней. А сами излишне уплаченные суммы будут возвращаться, если с момента их уплаты не истекло пять лет (сейчас - три года).

Аналогичный подход мы предусматриваем и по совершенствованию механизма камерального контроля, который направлен на то, чтобы плательщик сам устранил свое нарушение, а не налоговый орган составлял акт камеральной проверки и впоследствии приостанавливал операции по его счетам. Поэтому плательщикам будет даваться время на предоставление дополнительных документов, пояснений и т.д. Нужно и важно услышать каждого плательщика: почему у него возникли расхождения между налоговой декларацией и той информацией, которой располагают налоговые органы. Часто это вызвано объективными причинами.

Совершенствуется и механизм обжалования решений налоговых органов по результатам проверок. Со следующего года плательщики будут вправе выбирать, в какой вышестоящий орган подать жалобу. И у этого вышестоящего органа, даже если это будет министерство, не будет основания для отказа принять эту жалобу.

Зарянов П.И.
Какие предусматриваются механизмы стимулирования долгосрочных инвестиций при налогообложении дивидендов?
Селицкая Элла

Одобрено предложение по введению пониженных ставок налога на прибыль и подоходного в отношении дивидендов при соблюдении некоторых условий. Так, если собственниками организации в течение трех предшествующих лет принималось решение о том, что полученная прибыль полностью идет на развитие организации, а не на выплату дивидендов, то дивиденды, полученные в текущем году, облагаются по пониженной ставке 6%. Если же выплата дивидендов не производилась в течение пяти предыдущих лет, то будет применяться ставка в размере 0%.

Борис Игнатьевич, г.Минск
Планируется ли расширить перечень случаев применения инвестиционного налогового вычета, в частности при проведении реконструкции, модернизации основных средств?
Селицкая Элла

С 2019 года планируется расширить как размер инвестиционного вычета, так и случаи его применения. Размер инвестиционного вычета для зданий, сооружений, передаточных устройств увеличится с 10 до 15% от первоначальной стоимости, а для машин и оборудования – с 20 до 30%.

В отношении вложений в реконструкцию, модернизацию действующих объектов будет предоставлена возможность применить инвестиционный вычет на всю сумму таких вложений.

Кармызова Татьяна, специалист ООО "ЮрСпектр"
Планируется ли внести изменения в перечень доходов иностранной организации, признаваемых объектом обложения налогом на доходы?
Селицкая Элла

Расширения перечня доходов иностранных организаций, подлежащих налогообложению налогом на доходы, не произошло.

Тиханович Лариса, ООО «ЮрСпектр», член Экспертного совета АН
Какие коррективы планируется внести в порядок исчисления и уплаты подоходного налога с физических лиц и ИП?
Селицкая Элла

Из наиболее существенных изменений, которые предлагается внести в порядок исчисления и уплаты подоходного налога с физических лиц, можно выделить следующие. Для физических лиц, на которых законодательством возложена обязанность по декларированию доходов, полученных ими в течение календарного года, предлагается перенести срок представления в налоговый орган деклараций по подоходному налогу с 1 марта на 31 марта, а срок уплаты подоходного налога с 15 мая на 1 июня года, следующего за отчетным. Связано это с необходимостью представления физическим лицом одновременно с декларацией документов, подтверждающих получение доходов и уплату налога с этих доходов за границей, который подлежит зачету при уплате подоходного налога в Республике Беларусь.

Также со следующего года физическое лицо будет иметь право представлять налоговые декларации на бумажном носителе в любой налоговый орган Республики Беларусь, независимо от места своей регистрации.

Для граждан, которые получают доходы от сдачи другим физлицам в аренду, наем жилых и нежилых помещений, машино-мест и уплачивают подоходный налог в фиксированных суммах, предлагается отменить обязанность представлять в налоговый орган по окончании календарного года налоговую декларацию по подоходному налогу в случае превышения установленного законодательством размера годового дохода и, соответственно, исключить доплату налога в данном случае.

Для справки: в 2018 году предел такого дохода составляет Br6 116. Если размер дохода, полученного гражданином в 2018 году от сдачи физическим лицам жилых и нежилых помещений, машино-мест, превысит эту сумму, то налогообложение такого дохода производится в общеустановленном порядке по ставке налога в размере 13% на основании налоговой декларации, которую гражданин обязан будет представить в налоговый орган не позднее 1 марта 2019 года и доплатить подоходный налог с учетом подоходного налога в фиксированных суммах, уплаченного им в течение 2018 года.

Пресс-центр

Если вы хотите провести у нас свое мероприятие, пожалуйста, свяжитесь с нами:

тел.: +375 (17) 311-33-70

e-mail: pressuser@belta.by

Адрес: 220030, г. Минск, ул. Энгельса, д. 30, к. 303 (ст.м. "Купаловская", рядом с ТЮЗом).

Контактное лицо: Ермачёнок Инна Эдуардовна

Топ-новости
Свежие новости Беларуси