ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Вторник, 23 апреля 2024
Минск Сплошная облачность +4°C
Все новости
Все новости

Вопросы конференции

Серафимов П.В., Минск
Элла Селицкая недавно сообщила, что в Беларуси создали информационную базу данных о доходах граждан. Создание этой базы предусмотрено изменением Налогового кодекса? Какая информация будет содержаться в этой базе? Кто будет иметь к ней доступ? И в чем ее принципиальное отличие от тех баз данных, которые есть уже у налоговых органов? Если не ошибаюсь, у налоговиков есть данные по зарплатам, по крупным покупкам (недвижимость, автомобили и т.д.). Заранее спасибо за ответ!
Наливайко Сергей

В Налоговом кодексе создание этой базы данных прописано не будет. Это скорее элемент внутренней кухни, вопрос организации работы. Действительно, на сегодня у нас значительное количество информационных баз. Но есть одна проблема - они разрознены. Принципиальное отличие той базы данных, о которой говорила Элла Александровна, в том, что она аккумулирует и объединяет на одной платформе все эти разрозненные информационные источники. По мере роста электронного взаимодействия и информационных баз в других госорганах и не только госорганах эта информация будет либо аккумулироваться в нашей базе данных, либо наша база будет иметь доступ в режиме онлайн к этим источникам.

Может быть, будут пересмотрены некоторые подходы. К примеру, некие отчеты сейчас подаются в Белстат или ФСЗН, и эта информация оттуда будет поступать к нам. Или наоборот, через какое-то время будет принято решение, что эти отчеты подаются только в налоговую службу, а мы уже их передаем коллегам.

Хотел бы обратить внимание на то, что у нас принципиальный подход к сохранению налоговой тайны. Это очень серьезное требование, и принимаются все меры для соблюдения этой нормы.

Сычев Павел, Минск
Есть ли в Беларуси резервы для снижения общей налоговой нагрузки? Какие резервы поступления платежей в бюджет видит Министерство по налогам и сборам с учетом поставленной задачи не увеличивать налоговую нагрузку на экономику? Есть ли у нас резервы для снижения общей ставки НДС?
Наливайко Сергей

Такие резервы есть. И ряд из них найдет отражение в новой редакции Налогового кодекса. В частности, принято решение об индексации критериев выручки для применения УСН, увеличении размера инвестиционного вычета по налогу на прибыль, введении пониженного (льготного) налогообложения имущественными налогами организаций, возводящих новые объекты. Также планируется пересмотреть права местных Советов депутатов на установление повышающих коэффициентов к ставкам налога на недвижимость и земельного налога.

Все эти мероприятия помогут организациям снизить их налоговую нагрузку, оставить в своем распоряжении большие суммы на развитие производства, а значит впоследствии стать более конкурентоспособными, расширить производство.

Другое дело, говоря о снижении налоговой нагрузки, нужно оценивать, с одной стороны, те социальные обязательства, которые государство несет, и те задачи, которые оно перед собой ставит, и с другой стороны - те возможности бюджета, которые сейчас есть. На протяжении многих лет мы выступаем за стабильность законодательства и за неповышение налоговой нагрузки. Что касается резервов, то здесь есть два направления. Первое - это сокращение льгот, которые действуют в стране. Второе - расширение налогооблагаемой базы, расширение количества плательщиков. И здесь мы видим существенные резервы для роста - это те нормативные документы, которые были приняты в прошлом году по раскрепощению деловой активности.

Понятно, что это стратегические документы, их нужно реализовать, не исказив духа, который был в них заложен. Если это будет реализовано, а по первому полугодию 2018 года мы видим, что реализация идет в правильном направлении, то это позволит существенно расширить налогооблагаемую базу. В качестве примера можно взять указ №337, где идет речь об увеличении видов деятельности, которые осуществляются по заявительному принципу. За 5 месяцев текущего года более 5 тыс. человек дополнительно стали заниматься этими видами деятельности. Да, там не такие большие поступления в бюджет, если говорить о цифрах - чуть более Br1 млн. В масштабах страны - это небольшие деньги, но эти люди делают первые шаги в бизнесе, и ряд из них, убежден, вырастут в крупные субъекты хозяйствования, в серьезных налогоплательщиков. При этом самое главное - пропадает боязнь заниматься бизнесом, потому что это просто и понятно.

Сегодня главная обязанность человека, который работает по указу №337, написать в налоговый орган заявление и уплатить до начала осуществления деятельности сумму налога. До конца года планируется реализовать возможность подачи заявления об осуществлении деятельности по этому указу в электронном виде. То есть мы продолжим продвигать стратегию, направленную на то, чтобы взаимодействие с налоговыми органами было удаленным, чтобы не было практически никакой необходимости посещать налоговые органы.

Что касается общей ставки НДС, то в этом году ставка снижаться не будет. Сейчас ряд стран, в том числе Россия, идут по пути повышении ставки налога на добавленную стоимость. Считаю, что большое достижение для нашей страны, что у нас даже не ведутся такие разговоры сегодня. Говорить о снижении ставки можно, но нужно понимать тогда, от каких социальных проектов и государственных задач нам необходимо отказываться.

У нас сейчас мораторий на повышение налоговых ставок, давайте пока будем придерживаться его. Возможно, за три года появятся дополнительные источники налогообложения, тогда можно будет вернуться к этой теме. Вопрос очень серьезный, потому что в бюджете нашей страны удельный вес НДС значительный, и все шаги здесь должны быть крайне выверены.

Пресс-центр

Если вы хотите провести у нас свое мероприятие, пожалуйста, свяжитесь с нами:

тел.: +375 (17) 311-33-70

e-mail: pressuser@belta.by

Адрес: 220030, г. Минск, ул. Энгельса, д. 30, к. 303 (ст.м. "Купаловская", рядом с ТЮЗом).

Контактное лицо: Ермачёнок Инна Эдуардовна

Топ-новости
Свежие новости Беларуси