ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Понедельник, 18 ноября 2019
Минск Сплошная облачность +5°C
Все новости
Все новости

Вопросы конференции

Петр Малаховский
В Европе принято выбирать вуз исходя из рейтингов - будет ли разработан в Беларуси подобный рейтинг? Будет ли он представлен на сайте Минобразования?
Рейтинг будет составляться, но он особо ничего не покажет, потому что есть мировая система рейтингов, где все прописано и можно найти любой вуз. По крайней мере, первая тысяча рейтинга вузов дает представление об уровне российских, украинских и белорусских вузов. Из отечественных вузов в третьей сотне находится только БГУ, во второй сотне, по-моему, - МГУ, ну а первая сотня рейтинга состоит из вузов Америки, Англии, Германии и так далее.

Существуют различные методики определения рейтинга, и мы разработали свою, но ее пока сложно "выпускать из рук". Мы сейчас приводим все в порядок, чтобы методика заработала, чтобы потом не получилось так, как это было с наукой - в рейтинге есть академики и члены-корреспонденты, а согласно реальной оценке цитируемости достижений ученых в десятку входят совершенно иные люди.

Рейтинг вузов имеет смысл, если он преследует цель, например, при необходимости поменять статус вуза и так далее. Смысл мировой системы рейтингов есть, там можно увидеть реальную оценку конкретного вуза, а республиканские и областные рейтинги должны преследовать конкретную цель.

Ахремчик В.В.
В свете присоединения Беларуси к Болонскому процессу какое место займет в национальной системе образования среднее специальное образование (колледжи)?
Сейчас идет процесс интеграции баз по ряду таких направлений, как ссузы и вузы. Это даст возможность более грамотно построить траекторию обучения, начиная со школы и до получения профессии в университете. В этом есть масса положительных моментов.

Сейчас мы идем по пути интеграции этих структур, но это очень сложный вопрос. В чистом виде Болонская идея не заденет жизнь ссузов, там действуют другие правила, но нам необходимо формировать свой рынок услуг, что, в общем-то, и делается.

Леонид Маркелов
Болонский процесс предполагает активное включение производственных практик в учебные программы и обучение на рабочем месте. А наши производственники - частники не хотят работать со студентами. Как будем выходить из положения?
Возможно, в учебных планах у нас нет серьезной привязки к производству, к новейшим технологиям и т.д. Теоретически студента мы можем подготовить. Но потом можно отправлять студента на предприятие, схожее с нашим, за пределами республики. Именно туда, где есть учебно-научная база на предприятии. Участие в Болонском процессе дает возможность решать эту задачу предметно.
Петр Малаховский
Вступление в Болонский процесс предполагает изменение названий вузов?
Абсолютно нет. В этом плане страны и их вузы вольны в принятии решений и выборе методик. Главное в Болонском процессе - это возможность более рационально использовать свои средства в Европе и мире на организацию и подготовку специалистов по новым направлениям науки. Ведь есть те направления, которые сложно освоить в одиночку. Тогда необходимо объединяться и создавать совместные центры.
Михаил Коровин
В Беларуси создана национальная группа экспертов по вопросам реформы высшего образования - это они определяют взаимоотношения Беларуси и Европейского образовательного пространства? Кто входит в эту группу?
Национальная группа экспертов - это группа специалистов высокого уровня, которые занимаются вопросами международного сотрудничества и интеграции, проблемами Болонского процесса. Это группа, которую признал Болонский секретариат. Это группа тех экспертов, которые готовили официальные материалы для заявки Республики Беларусь на вступление в Болонский процесс. Непосредственно представитель группы национальных экспертов по вопросам реформы высшего образования присутствует у нас в студии - Тавгень Ольга Игоревна, выпускница 2011 года Международного государственного экологического университета имени А.Д.Сахарова.

Ольга Тавгень: Национальная группа экспертов по вопросам реформы высшего образования - инициатива Европейской комиссии, направленная на поддержку модернизации систем высшего образования в государствах - участниках программы Темпус. Национальная группа экспертов создается с целью привлечения профессионального опыта экспертов, способного ускорить достижение целей Лиссабонского и Болонского процессов в свете национальных потребностей и стремлений; усилить международную составляющую Лиссабонского и Болонского процессов и их внешнее измерение. Как правило, в Национальную группу экспертов входят руководители учреждений высшего образования (или их заместители), деканы, руководители международных отделов университетов, студенты. Будучи студенткой, я также входила в эту экспертную группу. Персональный состав данной группы утверждается решением Исполнительного агентства по вопросам образования, культуры и аудиовизуальным средствам (EACEA). В Республике Беларусь национальная группа экспертов по вопросам реформы высшего образования в составе 9 членов сформирована и утверждена EACEA в 2010 году. Это те "страновые" эксперты по реализации принципов Болонского процесса, которым данный статус был присвоен Исполнительным агентством по вопросам образования, культуры и аудиовизуальным средствам.

Целями деятельности белорусской группы экспертов на национальном уровне являются: участие в проведении национальной политики и модернизации системы высшего образования в соответствии с задачами Болонского процесса; предоставление консультаций непосредственно вузам, помогая им в планировании и проведении реформ, а также работа с неакадемическими заведениями, разъясняя им суть Болонского процесса и национальную стратегию его внедрения; приобщение к распространению идей Болонского процесса, пропаганда Лиссабонской стратегии и Болонского процесса среди профессиональных кругов и широких слоев населения страны.

Для того чтобы члены национальной группы экспертов профессионально осуществляли возложенные на них обязанности, EACEA постоянно приглашает национальных экспертов для участия совместно с экспертами Еврокомиссии и официальными экспертами Болонского процесса в международных конференциях и региональных семинарах на различные тематики, связанные с модернизацией высшего образования. На протяжении 2010-2011 годов белорусские эксперты приняли участие в 6 различных форумах, организованных EACEA и Болонским секретариатом в Киеве, Варшаве, Лиссабоне, Таллинне, Брюсселе, Никосии.

Михаил Демчук: Двое из национальной группы экспертов - это представители института, который я представляю (И.В.Титович и И.А.Мицкевич). Это люди высокого уровня, они занимаются организацией высшей школы республики. Поэтому организация высшей школы в контексте Болонского процесса - это прямая наша задача. И мне очень приятно, что из 9 экспертов национальной группы двое - это мои люди.

Приходько Геннадий
После того, как мы послали документы о желании присоединиться, в Беларусь приедут эксперты и будут изучать нашу систему?
Международные эксперты приедут в нашу страну после рассмотрения белорусского доклада, которое планируется 18-19 января. Что касается экспертов из других стран, то они постоянно приезжают в Беларусь на международные конференции, семинары, учебу и т.д. Поэтому опасений, "побочных эффектов" в связи с приездом международных экспертов в Беларусь для изучения нашей страны мы не ожидаем. Мы вхожи во все структуры и открыты для других стран. Информация о деятельности высшей школы республики размещается на сайте Министерства образования и РИВШ. Что касается Болонского процесса, я чувствую, что действительно мало кто читал до конца документы по Болонскому процессу. Поэтому мы с удовольствием ведем обучение представителей вузов по Болонским проблемам.
Сергей
Будет ли сокращено обучение специалистов-практиков в вузах до четырех лет?
Многие технологии подготовки устарели. Если все отряхнуть с учебных планов и программ, более рационально их построить, то можно переходить с пяти на четырехлетнее образование на первой ступени. Это и делается по целому ряду вузов.

Сейчас у нас первая ступень - специалитет, а вторая - наращивание профессиональной подготовки, то есть магистратура. Но в перспективе, может быть, перейдем на схему бакалавр - магистр, тем более Президент на совещании по структуре высшего образования об этом говорил. Сейчас перейти нельзя, потому что рынок бакалавров не ясен. Хорошо оформлен рынок специалистов, он понятен работодателям.

Настя Иванова
Еще несколько лет назад активно говорили о международном студенческом билете, своеобразной карте студента, которая даст возможность посещать со скидками все музеи Европы. Это оказался дорогой проект? Или от него не отказались?
Такой студенческий международный билет давно существует. У нас, если я не ошибаюсь, он тоже уже больше 10 лет. И многие студенты этим пользуются. За границей он действительно дает право на посещение выставок, музеев с большими скидками для студентов в той стране, в которой вы находитесь. У меня есть такой билет, и я сама на личном опыте почувствовала, что это очень хорошая вещь. Такой билет можно получить в международном отделе своего вуза. Никаких особых заслуг для этого не нужно.
Мила Сушко
Главная особенность Болонского процесса - прозрачность, сопоставимость, понятность образовательных систем. Вот не знаю как наша система европейцу с ее централизованным тестированием и лекциями по учебникам 80-х годов. Но вот мне совсем не понятно - я что, смогу запросто приехать в Кембридж и продолжить обучение там на любом курсе и факультете?
Болонская идея - это не панацея от всех бед. Она касается университетов, где образование на неком среднем уровне. Первая сотня в иерархии университетов мира не нуждается в Болонской идее. Там свои правила, свои традиции. Это ведущие вузы Англии, Германии, Скандинавии и т.д.

Наши же вузы среднего уровня. И есть возможность подтянуться, позаимствовать какие-то идеи. Болонская идея не помешает нам как минимум, а как максимум, мы будем готовить специалистов по тем направлениям, которые пока у нас нельзя освоить. Понятно, чтобы подготовить специалиста современного уровня, необходима современная учебно-научная база, критическая масса преподавателей, ученых, которые могут обеспечить качественное образование. Чудес не бывает, поэтому если критической массы нет, то как ни старайся, качество мы теряем. Нам выгоднее иногда все-таки учиться, переучиваться там, где есть серьезные гарантии подготовки специалистов высокого уровня.

Вся атрибутика вхождения в Болонский процесс, документы, документации, дипломы европейского образца у нас есть. И мы с января включаем это в работу высшей школы. Это не значит, что мы полностью уберем свои документы, свои дипломы. Наш выпускник получает диплом государственного образца, а если ему потребуется диплом с приложением европейского образца, то он его получит.

Вопрос продолжения образования белорусского студента в любом европейском университете сегодня решается в рамках межвузовских соглашений. В Болонском процессе действуют те же принципы - перемещение студента ограничивается вузами, которые входят в образовательный консорциум, и регламентируется трехсторонними договорами.

Аналогом европейской академической мобильности на территории Беларуси является деятельность Сетевого университета СНГ (Беларусь представляет Белорусский государственный университет), а также развитие в национальных вузах программ "двойных дипломов". Программы "двойных дипломов" реализуются в отдельных учреждениях высшего образования Беларуси с 1994 года с университетами Франции, России, Норвегии.

Сергей Чкасов
А не получится ли так, что Болонская декларация и присоединение к ней Беларуси приведет в страну множество иностранцев из стран третьего мира? Не станут ли, через поколение, белорусы носить черные кудрявые волосы или, например, будут иметь восточный разрез глаз?
К нам и так приедут. В принципе мы ведь приветствуем приезд зарубежных специалистов, другое дело, что и здесь необходима стратегия, с кем нам по разным причинам необходимо работать.

Болонская декларация дает возможность государству более серьезно планировать программы подготовки специалистов за пределами республики за государственный счет. И здесь отбор нужен, отбор лучших студентов по своей специальности. Вхождение в Болонский процесс даст возможность более четко сформулировать нашу кадровую политику в отношении студентов, подготовки специалистов.

Пресс-центр

Если вы хотите провести у нас свое мероприятие, пожалуйста, свяжитесь с нами:

тел.: +375 (17) 327-24-47

т/ф.: +375 (17) 327-13-46

e-mail: pressuser@belta.by

Адрес: 220030, г. Минск, ул. Энгельса, д. 30, к. 303 (ст.м. "Купаловская", рядом с ТЮЗом).

Контактное лицо: Ермачёнок Инна Эдуардовна

Топ-новости
Свежие новости Беларуси