ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Пятница, 22 ноября 2019
Минск Малооблачно -2°C
Все новости
Все новости

Вопросы конференции

Екатерина
Почему в пост не венчают? В какие дни вообще можно венчаться, в какие нельзя, и почему?
Венчание в дни поста отменяется, потому что это праздник любви двух людей. Однако для верующих постные дни - период скорби. Во время поста не венчают еще и для того, чтобы не вводить верующих в соблазн по поводу яств на праздничном столе. Не проводится обряд и в период Святок после Рождества, Светлой седмицы после Троицы. По значимости церковные праздники в любом случае превосходят мирские. Альтернативы для верующего быть не может.

Обряд венчания может быть осуществлен в понедельник, среду, пятницу, воскресенье.
Алесь
Правда, что во время поста есть такие дни, когда церковь разрешает пить алкоголь?
Прямого запрета на алкоголь, насколько я знаю, нет как такового. Речь идет об умеренности, а алкоголь не является постным продуктом, скажем так. Когда такие вопросы возникают, в первую очередь хочется вернуть вопрошающих к смыслу поста и тому, как мы его понимаем. Уже исходя из этого общего понимания каждый должен делать выводы, в какой степени и в чем он будет себя ограничивать. Пост мы должны рассматривать в таком сравнении, которое есть и у святых отцов, о том, что наше делание духовное и пощение сравнимо со спортивными состязаниями, только мы желаем получать не кубки, а духовные приобретения и награду на небесах. Это сравнение со спортом помогает правильно отнестись к сложностям. 27 февраля и 13 апреля - те дни, когда церковь рекомендует воздержаться от пищи вообще в знак скорби о том, что произошло в истории нашего духовного спасения. В спорте также есть очень высокие планки для достижения звания чемпиона мира, для победы в Олимпийских играх. Конечно, не все могут достигнуть таких высоких результатов, но это не значит, что из-за высоких планок не нужно заниматься спортом вообще. Есть рекомендация заниматься спортом всем, потому что это полезно, и каждый в меру своих сил и возможностей должен свое тело поддерживать в нормальной физической форме. Точно так же и пост: есть высокие планки, к которым нужно стремиться, даже если этого достигают не многие, не значит, что этим не нужно заниматься вовсе.

Отец Евгений Свидерский: Я хочу добавить насчет алкоголя, так как к этому вопросу многие относятся чувствительно. Если в рационе будет алкоголь, то вряд ли можно будет достичь хорошего поста. Да, во время поста есть дни, когда на столе благословляется вино. Нельзя сказать, что в другие дни алкоголь находится под грифом запрета. Если человек употребил алкоголь, играет роль также сколько, и в каких условиях. Но хочу вас предупредить, что все это испытывает нашу совесть. Если человек чувствует, что поступил неправильно, он идет и кается. Кроме того, употребление алкоголя может привести к тому, что человек почувствует, что то, чего он достиг до этого какими-то своими духовными подвигами, уменьшается, а его состояние далеко не то, которым было до употребления алкоголя. Поэтому я рекомендую все-таки воздерживаться от алкоголя в посте.
Святослав
Многие авторы православных книг в пост не рекомендуют посещать концерты, называют их развлечением. А если это не для развлечения, а для развития и самообразования? Например, концерт классической фортепианной музыки.
Если человек задаётся этим вопросом, то ему нет смысла запрещать. Может быть и такой случай: кто-то давно мечтал побывать, например, в опере, а гастроли выпадают на время поста, то, думаю, что и это вполне допустимо. Вопрос только: каков сюжет постановки и какова цель похода в театр. Уникальность поста заключается в том, что для одного может быть хорошо, для другого - плохо.

Для верующего с высокой степенью духовного сознания вопрос о воздержании от посещения концерта даже классической музыки не возникнет. Для него совершенно естественным покажется воздержание от всех развлекательных программ на время Великого поста. Думаю, что люди старшего возраста могут позволить себе в строгости выполнять все церковные каноны - особенно в это святое время.
Светлана Л.
Расскажите, пожалуйста, подробнее о Сырной седмице, которую все называют Масленицей, и Прощеном воскресенье. Как традиции языческого праздника Масленицы переплелись с христианскими обрядами? Что из масленичных обрядов церковь не принимает?
Многие традиции празднования Масленицы, которые воспринимают как православные, на самом деле - языческого происхождения. Этот языческий праздник довольно древний. Поэтому когда Церковь устанавливала свои праздники, то многие традиции христианизировались. Например, это колядные традиции. Но содержание их заметно отличается. Христианские традиции колядования совершенно иные, нежели предлагает светское общество. Тоже самое касается Масленицы. Конечно, Церковь не принимает кулачные бои накануне поста. Можно увидеть сарказм по поводу этих традиций в произведениях Шмелева. Получается, что не подерешься, то и каяться будет не в чем. Вот это в нашей славянской душе как-то укоренилось... Это касается и мероприятий, которые связаны с объеданием теми же блинами. А лазанье по скользким столбам - это же можно себе не только шишку набить, но и на весь пост лечь в больницу. Конечно, такой пост будет скорбным, но вряд ли даст хорошие духовные плоды.

Есть такие слова, что Бог сначала говорит шепотом любви, потом голосом совести, а затем скорбями и болезнями. Так вот, достаточно большая часть именно третьим способом пытается наладить свои отношения с Богом. Поэтому на улице могут быть безобидные мероприятия, но, бывает, на Прощеное воскресенье чучело сжигают, проходят различные "гуканнi вясны"... Думаю, с христианской точки зрения, уместно встречать Масленицу в теплом и узком кругу друзей. Поскольку наступает Великий пост, то общение с ними будет ограничено. Можно опробовать и свои кулинарные способности. Предложить на суд друзьям то, что у вас получилось.

Вряд ли глубоко верующих людей встретишь в парках, где происходят такие широкие гуляния. Скорее всего, они проведут время в кругу семьи и друзей. А если человек не живет церковной жизнью, то кто ему будет запрещать участвовать в том, что предлагается на улице. Просто все должно быть расставлено по своим местам.
Евгений
Какие переводы на русский и белорусский языки Белорусская православная церковь признает, как наиболее правильные? Как их отличить от других?
Что касается перевода на белорусский, то БПЦ участвует в работе Библейской комиссии. Сейчас она занимается переводом Нового Завета. Уже переведены все четыре Евангелия, Деяния апостольские и часть посланий. Белорусская церковь в первую очередь пользуется и руководствуется этим переводом. В Петропавловском соборе Минска по субботам и воскресеньям евангельские чтения совершаются на белорусском языке.

По поводу русского текста. В РПЦ, а соответственно и в БПЦ, пользуются так называемым синодальным переводом, который был сделан в XIX веке. В России, конечно, идет по этому поводу большая полемика. Идет и работа по переводу на современный русский язык. Пробуют переводить, избегая тех ошибок, которые были допущены в синодальном переводе. Как правило, в изданиях Библии указывается, что за перевод.

Священник Евгений Свидерский: Библии в синодальном переводе наиболее распространены. Для человека, который не имеет высокого уровня богословских знаний, достаточно этого. Потому что те неточности, о которых говорят, - это глубокие нюансы, в которых разбираются богословы.
Александр
В Беларуси недавно появилась вторая семинария. Насколько она востребована? Много ли молодежи вообще поступает в белорусские семинарии? И когда Минская духовная академия переедет в Минск из Жировичского монастыря?
Ожидается, что Минская духовная академия переедет в самое ближайшее время, то есть в этом году. Она будет размещена рядом со Свято-Духовым кафедральным собором в районе Немиги. Здание находится рядом со Свислочью, и его легко заметить, проезжая на общественном транспорте. Что касается Витебской семинарии, то инициатива исходила от архиепископа Витебского и Оршанского Димитрия. Значит, были на то основания, чтобы создать свою кузницу кадров. Возможно, тут роль сыграло и расстояние. Ведь Жировичи - это практически противоположное направление в нашей республике. В семинарию, которая находится в Жировичах, ежегодно подается около 70 заявлений на дневное отделение, а принимается около 40 человек. Там учатся пять лет, а на заочном секторе - шесть. Во втором случае это, в основном, люди в священном сане. В академии же на одном курсе учатся, как правило, 15 человек. Срок обучения - три года. В прошлом году там было двадцать выпускников, из них 7 получили учёную степень кандидата богословия. Кстати, я еще не сказал о регентском отделении, где учатся будущие руководители церковных хоров. Срок обучения - четыре года.
Пресс-центр

Если вы хотите провести у нас свое мероприятие, пожалуйста, свяжитесь с нами:

тел.: +375 (17) 327-24-47

т/ф.: +375 (17) 327-13-46

e-mail: pressuser@belta.by

Адрес: 220030, г. Минск, ул. Энгельса, д. 30, к. 303 (ст.м. "Купаловская", рядом с ТЮЗом).

Контактное лицо: Ермачёнок Инна Эдуардовна

Топ-новости
Свежие новости Беларуси