ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Пятница, 22 ноября 2019
Минск Малооблачно -2°C
Все новости
Все новости

Вопросы конференции

SOS-marc
Вынесенный ливийскими властями приговор белорусам еще раз показал, насколько наши сограждане уязвимы за рубежом, по сути, они остаются один на один со своими проблемами. Государство ничем помочь не может! Обидно!
К сожалению, на сегодняшний день между Беларусью и Ливией не заключены международные договоры в правовой сфере. Сотрудничество между нашими государствами строится на основе установленных дипломатических отношений.

Для решения сложившейся ситуации Беларусь использует все возможные дипломатические средства, задействованы как Министерство иностранных дел Республики Беларусь, так и наше дипломатическое представительство в Ливии.

Мы надеемся, что проблемная ситуация разрешится в интересах наших граждан. Не должно быть никаких сомнений, что белорусское государство сделает все возможное для того, чтобы помочь своим гражданам в любой точке мира.

У нас достаточно активно проводится работа по заключению международных договоров с различными странами. На сегодняшний день те договоры, которые заключены Министерством юстиции, охватывают около 25 стран. Естественно, мы стремимся к тому, чтобы наши связи расширялись, поскольку от того, насколько создана правовая основа взаимодействия между государствами зависит то, насколько будут защищены права наших граждан на территории той или иной страны. С 1992 года, то есть с основания Министерства юстиции, были заключены договоры с такими странами, как Китай, Индия, Латвия, Литва, Польша, Болгария, Чехия, Словакия, Египет и целый ряд других государств.

На сегодняшний день работа по заключению таких договоров постоянно ведется, в частности, ведутся переговоры по заключению договоров о правовой помощи по уголовным делам и о выдаче с ОАЭ, Южной Кореей, ЮАР, Аргентиной, Марокко и многими другими государствами.

Alus Namai
Скажите, пожалуйста, каково ваше отношение к возможному вступлению Беларуси в Совет Европы. Имеются ли положительные и отрицательные последствия? Или, может, Беларуси совместно целесообразнее активизировать Комиссию СНГ по правам человека, созданную согласно Конвенции СНГ об основных правах и свободах человека?
Республика Беларусь заинтересована в развитии взаимовыгодного и конструктивного сотрудничества с Советом Европы. Вместе с тем от нашего государства требуется выполнение ряда требований, которые предъявляется Советом Европы. В частности, отменить смертную казнь, ратифицировать ряд европейских конвенций. Надо сказать, что выполнение таких условий осложнено рядом обстоятельств. К примеру, на референдуме, проводимом в 1996 году, большинство белорусских граждан высказалось за то, что такая исключительная мера наказания в нашем уголовном законодательстве должна присутствовать.

Что касается сотрудничества с Советом Европы в правовой сфере, то в настоящее время одним из актуальных направлений является присоединение к Европейской конвенции о выдаче, Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам и их дополнительным протоколам.

Спецификой участия в указанных договорах является их закрытый характер. Необходимым условием участия в них является членство в Совете Европы либо приглашение Комитета министров Совета Европы присоединиться к Конвенции. Содержащая приглашение резолюция должна получить единогласное одобрение государств - членов Совета Европы, ратифицировавших конвенции.

Несомненно, приоритетом международного сотрудничества нашего государства была и остается защита прав человека. В этом направлении Беларусь использует прогрессивный опыт региональных механизмов защиты прав человека, как европейский, так и существующий в Содружестве Независимых Государств, а именно Конвенцию СНГ об основных правах и свободах человека 1995 года.

Олег Васнецов
Стоит ли пересматривать белорусское избирательное законодательство? В частности, исходя из того, насколько развита в республике партийная система?
В Беларуси на сегодняшний момент зарегистрировано 15 политических партий. Я не могу сказать, что у нас развита партийная система. Численность большинства партий, которые действуют в республике, незначительно превышает минимально установленную законодательством численность в 1 тыс. человек. О чем это говорит? Какой-то серьезной поддержки со стороны населения политические партии не имеют.

Безусловно, для того, чтобы рассматривать избирательную систему на предмет ее трансформации, нужны основания. Такие дебаты в обществе идут. В частности, обсуждается вопрос, стоит ли переходить с мажоритарной на пропорциональную или смешанную систему. На сегодняшний момент в республике хорошо зарекомендовала себя мажоритарная система, которая позволяет любому избирателю знать в лицо кандидата, за которого он голосует. Введение пропорциональной или смешанной системы подразумевает, что голосование будет вестись за какую-то конкретную партию, ее политическую программу. Гражданин не всегда уже будет знать, кто непосредственно персонально попадет в парламент.

В целом переход на какой-то другой уровень избирательной системы требует более тщательного изучения. Возможно, в будущем этот вопрос будет рассматриваться, но для того, чтобы такая система действовала, партийная составляющая должна быть высокого уровня. То есть партии должны иметь реальную социальную поддержку.

Вступительное слово
Тематика деятельности Министерства юстиции Беларуси, на наш взгляд, является актуальной. Согласно Конституции Республики Беларусь, человек, его права и свободы, гарантия их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. Соответственно, деятельность каждого государственного органа в той или иной степени направлена именно на то, чтобы гарантировать гражданам реализацию их прав и законных интересов. Министерство юстиции также в рамках своих функций осуществляет значительную работу в этом направлении.

Это и законотворческая деятельность, когда через Минюст проходят проекты нормативно-правовых актов - они, безусловно, анализируются на предмет соответствия Конституции, на предмет соответствия законодательным актам высшей силы. Это касается и вопросов регистрации общественных объединений, то есть реализации права граждан на свободу таких объединений. Непосредственно в Министерстве юстиции регистрируются политические партии, республиканские общественные объединения, а местные общественные организации регистрируются в органах юстиции на местах. Минюст работает в сфере лицензирования адвокатской деятельности. В частности, готовится необходимая нормативная база, которая позволит повысить уровень защиты граждан адвокатами. Так, принят закон "Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь", который действует уже с апреля 2012 года и направлен на то, чтобы уровень правовой защиты со стороны адвокатов поднялся на более высокую ступень и качество такой защиты значительно повысилось.

Министерство юстиции также осуществляет деятельность, связанную с обеспечением государственной регистрации субъектов хозяйствования. Создана нормативная база, которая с 2009 года позволяет регистрировать субъекты хозяйствования по заявительному принципу в течение буквально одного дня, в день подачи документов для регистрации. Также Министерство юстиции работает с заключением международных договоров о правовой помощи. Все это направлено именно на то, чтобы права наших граждан были максимально защищены, обеспечены и реализовывались с наименьшими трудностями.
Валерий Качан
В январе 2012 года вступил в силу закон "О работе с обращениями граждан", который в том числе четко прописывает механизм электронного обращения. Можно ли уже говорить о результатах действия закона? Насколько активно белорусы пользуются возможностью электронного обращения?
Вы знаете, в наше время, безусловно, это именно та форма общения между гражданами и государственными органами, которая, во-первых, является удобной. Удобство - это самое главное. Человеку не надо писать письмо, идти на почту, чтобы его отправить - он может сидя дома, независимо от того, где находится - в городской или сельской местности (ведь сегодня у нас и на селе созданы необходимые условия для пользования Интернетом) - написать письмо в любой государственный орган с вопросом, который его интересует. Единственное - есть требование по форме этого обращения. Оно закреплено в соответствующем законе об обращениях граждан. Если гражданин выполнил все эти требования, такое обращение подлежит рассмотрению в общем порядке, как и любое другое обращение, которое поступает в государственный орган.

Это право существовало и раньше. В частности, в Министерстве юстиции обращения, поступающие в электронном виде, рассматривались и до вступления в силу соответствующих норм. Но когда нормы были закреплены законодательно, это послужило определенным сигналом для граждан, которые стали более активно использовать такую форму работы с государственными органами.

Что касается количества поступающих электронных обращений, то в качестве примера можно привести статистические данные по Министерству юстиции. Так, с 22 января 2012 года, то есть с момента вступления закона в силу, на рассмотрение в Министерство юстиции поступило 2950 обращений граждан и юридических лиц. Из них по электронной почте - 392, что составляет около 14%. За аналогичный период прошлого года (до принятия закона) в Министерство юстиции было направлено 2210 обращений, 16 из которых составляли электронные (не более 1%). В 14 раз количество электронных обращений возросло в Министерстве юстиции.

Несмотря на положительные стороны, существуют и определенные сложности, связанные с электронными обращениями граждан. В первую очередь они связаны с тем, что зачастую граждане, направляя обращения, не задумываются о компетенции того или иного органа - часть обращений, которые приходят, направляются просто не по адресу. Некоторые обращения направляются сразу в несколько госорганов. То есть, с одной стороны, электронные обращения - это простота и удобство для граждан. Вместе с тем, это увеличивает нагрузку на государственные органы, которые рассматривают обращения в большем объеме, в том числе те, которые не подлежат рассмотрению в этом государственном органе. В любом случае, по законодательству, обращение, даже если оно поступило не по адресу, требует ответа, пусть и короткого. А это определенные временные затраты. Однако еще раз подчеркну, что все эти нормы направлены на то, чтобы в максимальной степени создать удобства для граждан в реализации их прав и законных интересов. Думаю, что по мере развития информационных технологий востребованность в электронных обращениях будет возрастать.

Артур Боровой
Добрый день! В последнее время на форумах в Интернете участились жалобы на недобросовестные действия сотрудников агентств недвижимости. Хотелось бы услышать вашу оценку качества риелторской деятельности в Беларуси. Все ли благополучно? Были ли зафиксированы серьезные нарушения в работе агентств по результатам проверок министерства? Что лично вы считаете необходимым изменить в работе риелторов? Заранее спасибо!
Надо сказать, что на сегодня в сфере риелторской деятельности создана достаточно хорошая нормативная правовая база. Нам есть с чем сравнить. В 2005 году в этой сфере назрели достаточно распространенные проблемы, было много жалоб, нареканий на деятельность риелторских организаций. Тогда было принято решение о возложении функций по лицензированию риелторской деятельности на Министерство юстиции. Создана соответствующая правовая база, установлены четкие нормативные правила риелторской деятельности, взаимоотношений между риелторскими организациями и гражданами, правила заключения договоров, соответствующее тарифное регулирование. И надо сказать, что количество обращений, жалоб на деятельность риелторских организаций значительно уменьшилось. Сейчас жалоб в Министерство юстиции поступает немного. Так, за пять месяцев 2012 года зарегистрировано 20 жалоб, из них 85% - необоснованные. По результатам обращений граждан проводится проверка Минюста. Но только по 15% из этих жалоб были действительно установлены нарушения, которые имели место и повлекли меры реагирования со стороны Министерства юстиции. Могу сказать, что за 2005-2011 годы Министерством юстиции проведено 258 проверок деятельности риелторских организаций, по результатам которых аннулировано (прекращено) 38 лицензий, привлечены к административной ответственности 105 руководителей, вынесено 252 предписания об устранении выявленных нарушений, аннулировано 72 свидетельства об аттестации риелтора. То есть это был период, когда шел процесс наведения порядка в этой сфере, когда недобросовестные риелторы получили соответствующие взыскания и некоторые из них, кто работал с постоянными систематическими нарушениями, были лишены права дальше заниматься такой деятельностью.

Что касается текущего периода, то Минюст провел за январь-май 2012 года четыре плановые проверки риелторских организаций, по их результатам было вынесено шесть предписаний об устранении нарушений, четырем аттестованным специалистам вынесены предупреждения и составлено четыре протокола об административной ответственности на руководителей риелторских организаций.

Таким образом, сегодня эта деятельность достаточно урегулирована, создано стройное правовое поле, которое позволяет в должной мере защитить граждан и реализовать им свои права при обращении в риелторскую организацию, чтобы им были оказаны услуги максимально хорошего качества.

Мария
Насколько легко сегодня в Беларуси зарегистрировать общественную организацию?
Структура общественных организаций в Беларуси достаточно разнообразна. Они создаются по интересам, профессиональному признаку и т.д. Всего более 2 400 таких организаций созданы и действуют в республике.

Каждое государство устанавливает свой порядок регистрации общественных организаций, исходя из сложившихся условий. Сегодня в Беларуси нет никаких проблем зарегистрировать общественную организацию, если соблюсти требования, которые предусматривает законодательство. Существует определенный перечень документов, порядок проведения учредительных мероприятий. Когда документы предоставлены, порядок соблюден, организация регистрируется. Численность организаций показывает, что этот процесс реально идет.

Чтобы создать организацию в Минске, достаточно того, что 10 человек соберутся, проведут собрание и подадут необходимые для регистрации документы в Министерство юстиции. На их основании принимается решение о регистрации общественной организации.

Елена Корда
Каким образом оформляются отношения адвоката и его клиента?
Деятельность адвоката с гражданином осуществляется на основе договора об оказании юридической помощи. Установлена форма договора. В любой коллегии адвокатов, юридической консультации эта форма договора есть, и при обращении к любому адвокату эта форма, этот договор предоставляется. В любом случае форма взаимодействия между гражданином и адвокатом имеет договорную основу. Это касается и сумм, которые прописываются в договоре, они, естественно, не должны выходить за рамки договора. Это не то, что не рекомендуется, это незаконно.
Виктория Дайнеко
Олег Леонидович, у меня двое детей, на которых мой бывший муж по решению суда должен выплачивать алименты. Уже более года он не работает, из-за чего образовалась задолженность. С учетом того, что и я, и бывший муж проживаем в Сенненском районе Витебской области, задолженность по алиментам рассчитывается исходя из средней заработной платы работников Сенненского района, которая является довольно низкой. Скажите, пожалуйста, изменится ли что-либо в порядке расчета задолженности по алиментам в ближайшее время?
В июле этого года вступает в силу закон, который внес изменения в Кодекс о браке и семье. В частности, он изменит порядок расчета задолженности по алиментам. После вступления в силу соответствующей нормы при расчете задолженности по алиментам судебный исполнитель будет исходить из средней заработной платы работника в целом по республике, а не из средней зарплаты в том регионе, где проживает должник (такая норма действует сегодня. - Прим. БЕЛТА). Такое решение было принято, чтобы избежать ситуации, когда стороны будут проживать в разных регионах с разным уровнем средней зарплаты. Это касается тех случаев, когда должник не работает. Если же он имеет постоянный доход, то будет действовать прежний порядок - соответствующий процент будет удержан из заработной платы.
Виктор
Олег Леонидович, вот читаю на вашем сайте о введении национальных традиций в обряд бракосочетания. А по статистике белорусы стали чаще разводиться, много матерей-одиночек… Подумалось: поход в загс у людей стал ассоциироваться с турпоездкой. Зачем тратить деньги налогоплательщиков на пафосные ритуалы? Переведите загсы на самоокупаемость! И второй вопрос: не планируется ли вернуть процедуру разводов в компетенцию загсов.
И по первому, и по второму вопросу уже приняты соответствующие решения. В частности, что касается самоокупаемости загсов, безусловно, речь не идет о выходе на полную самоокупаемость, но в то же время уже оказываются платные услуги со стороны загсов в зависимости от пожеланий брачующихся. Это, в том числе, и выезд в некие красивые, значимые места по выбору молодоженов: в Национальный художественный музей, в городскую Ратушу. Но эти услуги, повторюсь, являются платными.

Что касается функций по расторжению брака, то уже принято соответствующее решение на законодательном уровне, создана нормативно-правовая база, с 1 января 2013 года оно вступит в силу. В соответствии с ним, в случае, когда у сторон нет спора об имуществе и нет несовершеннолетних детей, решение о расторжении брака будет приниматься органами ЗАГСа.
Константин, индивидуальный предприниматель из Минска
В Директиве Президента Беларуси от 31 декабря 2010 года №4 "О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь" запрещается конфискация имущества при совершении административных правонарушений, если эти правонарушения не связаны с незаконным оборотом такого имущества. Нашло ли свое отражение это положение в законодательстве?
В целях реализации положений этой Директивы вносятся существенные изменения в Кодекс Беларуси об административных правонарушениях. Ряд изменений в КоАП направлен на защиту имущественных прав субъектов хозяйствования в административном процессе, в том числе именно путем введения запрета на конфискацию предмета административного правонарушения, если это правонарушение не связано с незаконным оборотом такого имущества.

При этом для защиты интересов добросовестных субъектов хозяйствования и создания благоприятных условий для предпринимательской деятельности в уголовное и административное законодательство вводится новое для Беларуси понятие "экономический (деловой) риск". В соответствии с данным термином предполагается не признавать преступлением деяние, если оно было признано обоснованным (деловым) риском, то есть если поставленная цель могла быть достигнута, но с меньшим экономическим результатом.

Проект данного закона уже прошел стадию разработки, согласован со всеми заинтересованными органами, в том числе с Министерством юстиции, и направлен в Палату представителей Национального собрания.
Дмитрий Соркин
Я собираюсь создать унитарное предприятие. Подскажите, пожалуйста, куда можно обратиться за согласованием наименования моей организации? Можно ли обратиться за этим в Минюст?
Наименования организаций сегодня согласовываются в регистрирующих органах, не обязательно идти в Министерство юстиции. Это делают и управления юстиции облисполкомов, горисполкомов. Все это проводится максимально быстро. Обратитесь туда, в соответствующие органы по регистрации субъектов хозяйствования, там на местах эти наименования и согласуются.
Больше результатов
Пресс-центр

Если вы хотите провести у нас свое мероприятие, пожалуйста, свяжитесь с нами:

тел.: +375 (17) 327-24-47

т/ф.: +375 (17) 327-13-46

e-mail: pressuser@belta.by

Адрес: 220030, г. Минск, ул. Энгельса, д. 30, к. 303 (ст.м. "Купаловская", рядом с ТЮЗом).

Контактное лицо: Ермачёнок Инна Эдуардовна

Топ-новости
Свежие новости Беларуси