ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Среда, 24 апреля 2024
Минск +8°C
Все новости
Все новости

Вопросы конференции

Козлов Николай
Ставки на рынке межбанковских кредитов в национальной валюте в последнее время бросает то вверх, то вниз. С чем это связано, не угрожает ли валютно-финансовому рынку страны? Когда можно ожидать стабилизации в этой сфере?
Действительно, с октября 2012 года колебания ставок по однодневным рублевым межбанковским кредитам увеличились. Это обусловлено значительными колебаниями ликвидности банковской системы. До октября в банковской системе наблюдалась избыточная ликвидность, а также ускорялось валютное кредитование экономики. В целях изъятия избытка ликвидности, а также противодействия долларизации экономики Национальный банк принял решение о повышении нормативов резервных требований для банков, что повлекло за собой снижение ликвидности в системе, повышение спроса на белорусский рубль и, соответственно, увеличение ставки на однодневном межбанковском рынке. Это способствовало прекращению ажиотажного спроса на валюту, наблюдавшегося в сентябре-октябре.

Как только отток валютных средств прекратился, ставка МБК стала снижаться. Дальнейшие колебания ликвидности, а соответственно и ставки на межбанковском рынке, связаны с цикличностью уплаты налогов в бюджет и расходов правительства в условиях ограничения рефинансирования банков со стороны Национального банка.

В настоящий момент и на перспективу Национальный банк ставит задачу ограничить при помощи своих операций на рынке колебания ставки межбанковского кредита, постепенно сглаживая их в направлении ставки рефинансирования.
Наталья Весельчакова
В текущем году некоторые прогнозные показатели банковской системы Беларуси не будут выполнены. Это касается, в частности, прироста требований банков к экономике, прироста широкой денежной массы. Чем это объясняется и чем может угрожать банковской системе республики? Какие меры будут приниматься для того, чтобы выровнять эти показатели?
Превышение прогноза по приросту требований банков к экономике является результатом роста спроса на кредитные ресурсы, в основном со стороны реального сектора экономики.

В то же время необходимо отметить, что сложившиеся объемы кредитования банками экономики адекватны темпам экономического роста страны и потребностям экономических субъектов в организации и развитии производственного процесса.

При этом сложившийся рост кредитов банков экономике в условиях положительного внешнеторгового сальдо прямо не нарушает макроэкономическую сбалансированность, что выражается в сохранении устойчивой ситуации в экономике, на валютном рынке и в денежно-кредитной сфере.

Следует также отметить, что у банковской системы республики были в наличии ресурсы для того, чтобы удовлетворить спрос экономики на кредитные ресурсы. В течение года активно прирастал объем депозитов в белорусских рублях и в иностранной валюте в банках, что во многом обусловило рост широкой денежной массы, а также позволило банковской системе осуществлять выдачу кредитов в том объеме, в котором они были востребованы экономикой.

Правда, учитывая высокий уровень процентных ставок по кредитам в национальной валюте, субъекты хозяйствования переориентировались на кредиты в иностранной валюте. Именно рост кредитов в иностранной валюте обусловил более высокие темпы роста кредитования в целом.

К сожалению, долларизация экономики снижает эффективность процентной политики Национального банка. Однако принятые в ноябре текущего года меры по ограничению валютного кредитования позволили снизить темпы роста кредитов банков в иностранной валюте с 5,3% за октябрь до 3,9% за ноябрь 2012 г.

Главное, чтобы банки, оказывая кредитную поддержку экономике, исходили из имеющихся у них ресурсов, не нарушали сбалансированность активных и пассивных операций. Уже неоднократно отмечалось, что подходы Национального банка к рефинансированию не изменятся, и ресурсы банкам будут предоставляться только по рыночной процентной ставке и на короткие сроки. Поэтому банкам следует реально оценивать свои ресурсные возможности, а при выдаче кредитов в иностранной валюте – оценивать возможные валютные риски.
Ольга Н. Семенович
В Беларуси активно развивается система безналичных расчетов. В частности, до конца года планируется принять программу развития безналичных платежей в рознице на 2013-2015 годы. Ей предусмотрена такая мера, как оплата покупок и услуг стоимостью свыше Br10 млн. только в безналичной форме. Когда может быть введена эта мера? Готовы ли банки и торговая система республики, а также сами граждане для безболезненного внедрения этой новации?
Действительно, Национальным банком совместно с заинтересованными органами госуправления, банками, Ассоциацией белорусских банков, ОАО ”Банковский процессинговый центр“ разработан проект совместного постановления правительства и Национального банка ”О плане совместных действий органов государственного управления и участников финансового рынка по развитию в Республике Беларусь системы безналичных расчетов по розничным платежам с использованием современных электронных платежных инструментов и средств платежа на 2013 – 2015 годы“.

Вопрос об ограничении суммы платежа наличными деньгами в настоящее время находится в стадии проработки и будет решаться с учетом интересов граждан и возможностей всех участников расчетов. Позиция Национального банка заключается в том, что подобная мера могла бы в значительной степени способствовать развитию современных платежных инструментов, повышению прозрачности расчетов по розничным платежам и сокращению доли теневой экономики.

В ряде экономически развитых стран такая мера уже действует. Например, в Италии введен запрет на оплату наличными покупок на сумму, превышающую 1000 евро, в Греции – на сумму свыше 1500 евро, в Испании – на сумму свыше 2500 евро, во Франции – на сумму свыше 3000 евро.

Данный вопрос в настоящее время прорабатывается в Российской Федерации, где предлагается ввести запрет на оплату наличными деньгами покупок на сумму свыше 600 тыс. российских рублей. В Литве предлагают ввести ограничение в 5 тыс. литов (примерно 1450 евро). В Украине недавно принят закон, которым Национальному банку предоставлено право на установление суммы ограничения расчетов наличными деньгами, и этот вопрос также прорабатывается.
Жданович Антон Викторович
Чего можно ожидать в первом квартале 2013 года на рынке депозитов и кредитов? Будут ставки по ним снижаться или останутся на прежнем уровне?
Основной целью денежно-кредитной политики в 2012 году является снижение инфляции с помощью монетарных инструментов Национального банка и мер экономической политики правительства Беларуси.

Процентная политика направлена на достижение положительного уровня (в реальном выражении) процентных ставок в экономике как важного условия сохранности сбережений вкладчиков. Кредитная деятельность банков должна согласовываться с задачами финансовой стабилизации экономики страны.

Размер процентов за пользование кредитами, предоставляемыми банками субъектам экономики, определяется, главным образом, стоимостью привлеченных ресурсов. Поскольку основу привлеченных банками денежных средств составляют депозиты населения и предприятий, размер процентов по кредитам не может быть ниже, чем доходность по вкладам.
Надежда Линская
Какие основные цели и задачи ставит перед собой Национальный банк Беларуси в 2013 году, на что будут направлены его усилия? Какая политика будет проводиться в сфере кредитования, в том числе госпрограмм, поддержки ликвидности банков, курса валюты?
В будущем году основной целью Национального банка будет являться снижение инфляции. Для достижения ценовой стабильности будут задействованы все инструменты денежно-кредитной политики Национального банка.

Процентная политика будет направлена на поддержание положительного уровня процентных ставок в экономике в реальном выражении. При этом предоставление ликвидности банкам будет производиться только на рыночных условиях и на короткие сроки, а кредитование госпрограмм в 2013 году предусматривается за счет неэмиссионных источников.

Обменный курс белорусского рубля будет формироваться исходя из рыночного соотношения спроса и предложения. При этом следует понимать, что динамика обменного курса белорусского рубля будет зависеть от результатов работы всей экономики в целом, ее эффективности, снижения издержек производства и роста ее конкурентоспособности. При этом Национальный банк продолжит постепенно уменьшать свое присутствие на валютном рынке.
Котов Виктор
Ранее говорилось о том, что в Беларуси планируется ввести уголовную ответственность за создание финансовых пирамид. Когда это может быть сделано? Какие сроки наказания будут предусмотрены?
Борьба с появлением финансовых пирамид проводится Национальным банком в двух направлениях. Первое – это повышение финансовой грамотности населения. Все должны четко понимать, что деятельность финансовых пирамид направлена исключительно на завладение денежными средствами граждан, в том числе с применением новых технологий в области информатизации и психологии.

Главная опасность финансовых пирамид заключается в том, что доход в них складывается только за счет средств, которые приносят другие вкладчики. Поэтому любая финансовая пирамида обречена на крах. Так как количество вновь прибывающих вкладчиков рано или поздно уменьшается, выплачивать прибыль для ”старых“ вкладчиков становится нечем, и пирамида рушится.

Главный признак пирамиды – слишком заманчивые условия, проценты выплат по займу у нее намного выше среднерыночных. Если организация ничего не производит, не оказывает услуг, а существует только за счет взносов и привлечения новых членов – это и есть классическая финансовая пирамида.

Эту информацию Национальный банк доносит до населения по всем возможным каналам – через публикации в печатных и электронных СМИ, выступления, размещение на сайте Национального банка и сайтах партнеров по работе в области повышения финансовой грамотности. Эта работа проводится и будет проводиться Национальным банком на постоянной основе.

Второе направление работы по борьбе с финансовыми пирамидами – это создание организационно-правового механизма, препятствующего возникновению финансовых пирамид, например через введение Национальным банком регистрационного порядка деятельности юридических лиц, привлекающих денежные средства от граждан, а также введение ответственности за нарушение порядка осуществления такой деятельности. В течение первого полугодия 2013 года эта работа будет проведена.

Что касается оценки целесообразности введения уголовной ответственности за то или иное преступление, в том числе и за создание финансовых пирамид, то это в большей степени компетенция правоохранительных органов республики.
Павел
Надежда Андреевна, скажите, пожалуйста, как вы оцениваете действия Минфина по привлечению валютных средств на внутреннем рынке, в частности, недавно запущенный проект по выпуску валютных гособлигаций для населения? Спасибо.
Это очень серьезный инструмент, потому что государство становится должником или перед каким-то юридическим лицом, если оно покупает облигации Министерства финансов, или гражданином. Сейчас выпущен облигационный заем на общую сумму $50 млн. И это более действенный механизм, или менее рисковый, нежели облигации банков. Потому что банковские рублевые и валютные вклады гарантируются выплатой государством в случае, если вдруг банк обанкротится. А здесь само государство является должником, поэтому здесь стопроцентная гарантия того, что государство выплатит. Что касается того, зачем это надо, практическое применение займа, то это нормальная международная практика, когда государство заимствует у кого-то деньги. Если заимствует у своих граждан и своих юрлиц, то является внутренним долгом, а если государство заимствует за пределами страны - это внешний долг. То же самое и наши внешние заимствования Международного валютного фонда, заимствования в России. Есть также заимствования государства в Азербайджане.

Чем выгодны для нас внутренние заимствования? Во-первых, деньги, которые государство позаимствует, относятся к золотовалютным запасам. Потому что валюта хранится на счетах правительства или Министерства финансов. Во-вторых, проценты, которые государство по этому долгу платит, остаются в нашей стране. Если мы заимствуем извне, то мы и проценты платим тому, у кого заимствовали за пределами страны. Так что это выгодный инструмент для государства, безрисковый для гражданина или для предприятий, которые покупают эти облигации. А в принципе это нормальный вариант заимствования или денежных взаимоотношений.
Иван Михайлович Остапов
Стоит ли в 2013 году ожидать появления купюры номиналом Br500 тыс.?
В связи с ростом инфляционных процессов и ростом заработной платы в марте 2012 года была выпущена в обращение банкнота номиналом Br200 тыс. При дальнейшем росте заработной платы Национальный банк в случае необходимости может рассмотреть возможность выпуска в обращение банкноты более высокого номинала. Разговор идет об этой купюре, но она еще не нужна. Чтобы ее напечатать, нужны большие деньги. Это не один десяток миллионов долларов.
Байдельдинов Роман Радьевич
Уважаемая Надежда Андреевна! Планируется, что следующий год станет годом жесткой денежно-кредитной политики, сопровождающейся заметным снижением темпов инфляции. Не пора ли изменить наши денежные знаки, уменьшив число нулей. На ценниках нулей так много, что бывает сложно их подсчитать. В народе 1000 рублей уже давно называется рублем. Планируется ли деноминация, и сколько нулей Вы считаете "лишними"? Спасибо!

Елена, Минск: Ранее говорилось о том, что в 2013 году может быть проведена деноминация. Следует ли ожидать ее? И сколько нулей, по вашему мнению, сегодня являются "лишними"? Кроме того, ходят слухи о том, что в феврале 2013 года ожидается девальвация. Как относиться к этой информации?
При такой высокой инфляции, которая складывается у нас в 2012 году, проводить деноминацию нельзя. Не планируется отбрасывать нули и в следующем году, так как ожидается, что инфляция составит 12%, а это еще достаточно высокий показатель. Да, убранные нули уменьшили бы количество денежных банкнот в кошельке, но проводить деноминацию все же еще рано. При этом, во всяком случае, мы должны к этому готовиться - должны просчитывать, принимать меры для снижения инфляции. Говорить о том, сколько нулей может быть убрано, пока еще тоже нельзя - для этого нужно провести серьезнейшие расчеты. Планировать здесь очень сложно, поскольку нужно сначала все проанализировать и довести ситуацию до такой, когда в стране будет низкая инфляция, а низкой она будет при эффективно работающей экономике. Для этого мы все должны думать, как эффективно использовать те мощности, которые у нас есть, снижать себестоимость продукции - это и есть основа снижения инфляции.

Что касается второго вопроса, по девальвации, - относитесь к этой информации как к слухам, поскольку та ситуация, которая складывается сегодня в экономике, на валютном рынке, с золотовалютными запасами, не дает оснований полагать, что будет происходить девальвация. К тому же даже проведя девальвацию, мы ничего не достигнем, поэтому возникает вопрос - нужно ли ее проводить?
Шапетько Евгений Андреевич
Что для Национального банка - выполнение рекомендаций МВФ? Ограничение самостоятельности в области денежно-кредитной политики, работа над ошибками, обмен опытом, что-то еще?
Работа с Международным валютным фондом - это не просто заимствования, это действительно и работа над ошибками, то, что мы не смогли сделать или не знали, как сделать. Как бы там ни было, наше самостоятельное, суверенное государство - совсем молодое, и учиться работать на международном рынке мы начали только, когда стали самостоятельным государством. Поэтому можно считать, что это и работа над ошибками, и понимание той международной практики и тех международных правил, по которым надо работать. И, естественно, это еще и заимствования, из которых у нас потом формируются золотовалютные резервы. Также сотрудничество включает технические вопросы или техническую учебу, которую валютный фонд проводит с работниками банковской системы, Национальным банком, Министерством финансов, Министерством экономики. Это тоже дает нам большой плюс. То есть мы постигаем то, что делается на международном финансовом рынке. Вот недавно Международный валютный фонд проводил семинар в течение 12 дней с привлечением многих наших финансовых институтов. Так что сотрудничество связано не только с привлечением заимствований. И еще хочу сказать - сколько мне приходилось с Международным валютным фондом встречаться - это в первую очередь получение навыков, того, чего мы еще сами не успели постичь. Это очень важно.
Фокин Алексей, Минск
Сегодня в банковскую сферу Беларуси приходит много иностранного капитала, прежде всего российского. Не ведите ли вы, как руководитель Национального банка, который является регулятором финансовой, денежной и кредитной сферы страны, в этом опасность? Насколько жестко сегодня Нацбанк подходит к контролю состоятельности коммерческих банков? И нет ли угрозы для граждан, которые несут туда свои вклады?
Российский капитал сегодня очень серьезно присутствует на банковском рынке Беларуси. Это крупные банки, которые не позволяют себе испортить авторитет, действуя обманным путем. Это серьезные банки, которые работают в Беларуси. А для того, чтобы к нам не пришли несерьезные или маленькие банки, которые существуют в России, или чтобы просто не пришли граждане, которые хотят обманным путем работать на нашем рынке, у нас установлены жесткие правила. Согласно этим правилам уставной капитал нового банка, который будет образовываться, должен быть не менее 25 млн. евро. Таким образом отсекаются обманщики на начальном этапе. Кроме того, капитал, который приходит, нужно продекларировать, то есть необходимо показать, откуда он взялся, чтобы не было отмывания. Эти жесткие правила предотвращают попытки нечистых помыслов в банковской сфере.
Иван Добров
Как осуществляется мониторинг за ликвидностью коммерческих банков? И как ими выполняются нормативы, которые установлены Нацбанком?
Нашей банковской системой установленные нормативы выполняются. И собственники банков очень серьезно к этому относятся.

После девальвации 2011 года многие банки потеряли капитал, потому что держали его в белорусских рублях. Норматив, который установлен в размере 25 млн. евро, те банки, которые смогли, пополнили, а те, кто не смог - прописали графики его пополнения. Мы разрешили его пополнить в течение 2012 и 2013 годов, а некоторым банкам - и в течение 2014 года. Но многие банки уже наперед свои капиталы восполнили.

Мониторинг за показателями Нацбанк ведет очень серьезно. И хочу сказать, что существуют международные правила по соблюдению нормативов, и мы уже постепенно переходим от Базеля-2 к Базелю-3.
Пресс-центр

Если вы хотите провести у нас свое мероприятие, пожалуйста, свяжитесь с нами:

тел.: +375 (17) 311-33-70

e-mail: pressuser@belta.by

Адрес: 220030, г. Минск, ул. Энгельса, д. 30, к. 303 (ст.м. "Купаловская", рядом с ТЮЗом).

Контактное лицо: Ермачёнок Инна Эдуардовна

Топ-новости
Свежие новости Беларуси