ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Пятница, 19 апреля 2024
Минск +7°C
Все новости
Все новости

Вопросы конференции

Петрова Д.И.
Почему учителей заставляют бесплатно выполнять работу сотрудников МЧС, других служб. Недавно обязали быть стопменами, хотя глава государства эту инициативу раскритиковал и назвал "показухой"?
Стопмены были введены в соответствии с решением специальной комиссии правительства. В ближайшее время, насколько мне известно, комиссия будет рассматривать эффективность их работы и других форм работы, направленных на обеспечение безопасности детей как на территории в пределах школьного двора, так и вблизи. Думаю, будут приняты решения, направленные только на повышение уровня безопасности.

Хочу сказать, что добровольные дружины или своего рода волонтеры существуют во многих странах, в том числе с участием учителей и, безусловно, лучших учащихся. Общественные организации включаются в такие движения. Полагаю, что будет в целом проанализирован опыт, подход к этому вопросу.
Капшуль Анжелика
Предусматриваются ли изменения в перечне выпускных экзаменов за курс средней школы в 2013-2014 учебных годах?
В этом учебном году в перечне выпускных экзаменов за курс средней школы появится дополнительный экзамен по иностранному языку. Это является обязательным изменением. Об этом уже давно известно, и ученики, и преподаватели готовы к этому нововведению.

В настоящее время обсуждается целесообразность переноса обязательного выпускного экзамена по истории Беларуси из IX в XI класс. При принятии положительного решения могут быть внесены изменения и в перечень выпускных экзаменов за период обучения на уровне общего среднего образования.
Д.Молчан
Какая судьба ждет журфак БГУ? Два года там учат филологии. Знаю, что есть предложение объединить его с филфаком.
Впервые об этом слышу. Это провокация.
Ходасевич Ирина Михайловна
Когда будут приняты новые Правила приема в вузы и ссузы, какие изменения будут в 2013 году?
Еще окончательного решения нет, но по согласованию с Администрацией Президента в этом году не планируется вносить каких-то принципиальных, кардиальных изменений в правила приема за исключением установления проходного балла для того, чтобы получить право участвовать в конкурсе зачисления в вуз. Он будет существенно изменен, не в разы, конечно, но существенно. На ближайшей итоговой коллегии через несколько недель мы его утвердим, чтобы учащиеся знали заранее.
Д.Березин
Каким образом будет осуществляться отбор в 10-й класс? Расскажите об этой системе подробнее. Будут ли вводиться профильные классы в школах?
В 10-м классе никаких нововведений не предусмотрено. Естественно, школы заинтересованы, чтобы в 10-й класс пришли мотивированные ребята, которые желают учиться и поступать в вузы, испытывают интерес к учебе и школе.

Когда были объявления о формировании 10-х, говорилось, чтобы заявления подавали те ученики, кто имеет средний балл аттестата 7 и выше. Эти заявления не были категорическими, они были на уровне рекомендации. Разумеется, школа не имеет права устанавливать пороговых баллов и отказать ребенку в образовании. Но, вместе с тем, в текущем году мы будем ставить вопрос о том, чтобы все 10-е классы были укомплектованы по нормативу - 25 человек в классе.
Немец Ирина Леонидовная
Будет ли увеличена нагрузка для учителей до 20 часов? Если да, то на сколько увеличится годовая нагрузка преподавателей ПТУ и ссузов?
Вопрос увеличения норм нагрузки на ставку учителя анализируется, изучается. Конкретных решений на уровне Министерства образования пока не принималось. Я думаю, что проведение оптимизации сети учреждений образования, принятие решений по увеличению наполняемости классов и реализация пилотного проекта, направленного на отработку механизма нормативного финансирования, - все это требует не просто разъяснительной работы, а перестройки психологии и руководителей учреждений, и учителей. Наша позиция - не спешить в тех вопросах, которые имеют много новаций для того, чтобы люди четко понимали, что ни одно из действий не направлено на ухудшение, а как раз предполагает повышение мотивации к работе, а также ее эффективности и заинтересованности в ней. Возможно, по отдельным предметам и произойдет увеличение нагрузки, но повторюсь, что все аспекты перед этим будут внимательно изучаться. Сейчас вносится предложение о возвращении третьего урока физической культуры. Есть урок здоровья и спорта, который проводится как факультативный, но высказывается позиция специалистов, что нужен третий урок физкультуры в программе школьных занятий. Возможно, учителям физкультуры будет предложено увеличение норм нагрузки до 20 часов.
Прудников Л.В.
Как учреждения образования отреагируют на объявленный Год бережливости?
Сейчас разрабатывается комплекс мер. Все вопросы, которые последние годы выносятся на повестку дня, мы рассматриваем через призму экономической эффективности. Бережливость - это продуманность расходования средств, решений по всем вопросам. Поэтому в этот план мероприятий будут включаться те, что направлены на энергосбережение, повышение экономической эффективности функционирования системы в каждом учреждении, подразделении. Все это должно быть оценено с экономической точки зрения.

Нужно эти вопросы рассматривать не только в самом учреждении. Через нашу систему можно решать многие вопросы, повернуть общественное мнение к теме энергосбережения, ресурсосбережения, бережливости. Кстати, большим успехом в школе и дошкольных учреждениях пользуются проекты, направленные на бережливость, энергоэффективность, экологическое воспитание. Мы постараемся максимально распространить опыт коллективов и наработки, которые существуют. Презентации таких проектов в регионах не проходят незамеченными. Губернаторы нередко останавливаются, уточняют и дают поручение, чтобы специалисты посмотрели, как внедрить предложения. Такое я наблюдал в 2012 году в Минской области. Но больше всех такими проектами славится Гомельская область.
Б.Торин
Сейчас обсуждается возврат к шестидневной учебной неделе. Есть ли такая необходимость и когда могут быть приняты конкретные решения? Ожидать ли учащимся в ближайшее время еще каких-либо изменений в структуре учебного процесса?
От педагогов поступают предложения о том, чтобы сделать субботу учебным днем. Эта тема неоднократно поднималась, но подчеркиваю, сегодня в Министерстве образования вопрос о том, чтобы вернуться к шестидневной учебной неделе, не стоит. 6-й день - школьный, и мы работаем над тем, чтобы 100% учащихся хотели бы прийти в субботу в школу, чтобы заниматься там спортом, общественной работой, обучаться в кружках, секциях. В отдельных случаях в этот день для старшеклассников проводятся факультативы. Часто в 6-й день проходят различные развлекательные мероприятия для учеников, спортивные соревнования, интеллектуальные состязания. Многие родители посещают данные мероприятия. Поэтому сейчас, в первую очередь, задача стоит в том, чтобы 6-й день был максимально использован как развивающий, сберегающий здоровье, повышающий уровень общения учеников.

Вадим Александрович
Какой прогнозируется конкурс на педагогические специальности, планируется ли сокращать набор на них или увеличить?
Сегодня о конкурсе не говорят, потому что конкурса вообще может не быть. Есть зачисление, есть в Интернете информация, в каком вузе или ссузе какой балл. Если проходишь туда - подавай заявление, не проходишь - не подавай. Все так и делают, поэтому понятие конкурса уже не имеет смысла.

Сегодня имеет смысл уровень баллов ЦТ, с которыми идут на ту или иную специальность. Именно это определяет престижность специальности, и здесь, конечно, многие педагогические специальности непривлекательны для современной молодежи.

У нас сегодня нет потребности в педагогических кадрах в таком объеме. Нам нужно хотя бы в два раза меньше набирать, но педагогов, которые были бы мотивированы и были бы готовы работать в школе. Сказать, что набор в педагогические вузы нас устраивает - это было бы неправильно. Я надеюсь, что в ближайшее время, если мы в этом году примем необходимые решения по поводу и социального статуса, и заработной платы, мы увидим, какое количество конкретно нужно нам, ситуация будет меняться.
Михнюк Юлия Петровна
Уважаемый Сергей Александрович, планируется ли введение электронных школьных дневников в образовательный процесс РБ? Ваше отношение к ним?
В принципе, ничего плохого я в этом не вижу. Но, во-первых, мы еще не созрели для того, чтобы вводить такую систему. Во-вторых, я не вижу в этом такой пользы, которая бы подталкивала нас к принятию административных решений по этому вопросу.

В Интернете все это доступно, поэтому каждая из школ может зарегистрироваться и попробовать на себе данные нововведения. Это, прежде всего, в интересах родителей. В Беларуси есть школы, которые на добровольной основе стали экспериментировать в этом плане именно для того, чтобы улучшить работу с родителями.

Мы же в свою очередь будем максимально быстро внедрять информационные технологии, но не в эти бюрократические темы, а в учебный процесс, где от подобных нововведений будет определенная польза. Так, недавно на сайте Национального института образования появились учебники в электронном варианте. В скором времени планируется создать свой национальный образовательный ресурс, чтобы он был доступен с любого мобильного электронного устройства в любом месте, в любое время. Это и есть тот путь, по которому сегодня идет наша система образования.
Ливянт Евгений
Сергей Александрович! В газете "Комсомольская правда" я опубликовал статью, где перечислил 25 видов отчетов и других документов, которые обязаны составлять учителя. В комментариях к статье мои коллеги расширили список еще на несколько десятков пунктов. Более того, работники вузов и детских садов утверждают, что их список не меньше. Скажите, пожалуйста, нам ждать очередных заявлений о том, что вы знаете о проблеме, собираетесь ее в будущем решать или вы готовы предпринять какие-то реальные и решительные действия с указанием конкретных сроков?
Здесь есть два аспекта, которые мы учитываем, и поэтому не принимаем скоропалительных решений. У нас много новых непрофильных вопросов, которые лежат на учреждениях образования. Далеко не так много стран, где школа отвечает и за питание, и за транспортное обслуживание, и за ремонт. То есть вопрос достаточно серьезный. Если бы наши учреждения отвечали исключительно за образовательную деятельность, и классному руководителю не было бы интересно, кушал ребенок или нет, пришел он или приехал, - это был бы один вопрос.

Много отчетов приходится писать о деятельности, которая не связана с образовательной. Однако у нас очень ответственные педагоги, которые реагируют на любую информацию. Проводится какое-то мероприятие, прислали сведения о нем в учреждение образование, и педагоги уже реагируют.

Систематизацию всей бумажной работы мы сейчас завершаем. На коллегии Министерства образования мы подведем итоги этой работы. Подключили к этому педагогическую общественность. По многим регионам есть перечень мероприятий и предложений, что рекомендуется сократить на местах. Поэтому будут приняты оптимальные решения на данном этапе, которые улучшат отношения людей к делу.

Учителя не составляют никаких 25 отчетов! Это не отчеты, это просто информация, которую они направляют в различные организации. Подобных информаций может быть и гораздо больше. Министерство образования должно принять решение, как оградить школу от этого, - такого реагирования на документы, которые поступают из местных органов власти, из различных структур. Среди всей этой массы бумаг обязательны только те документы, которые требуются в соответствии с выполнением декрета №18. Они, безусловно, принципиальны и очень важны. Министерство образования регламентирует только те документы, которые требуются для выполнения учебного процесса.
Л.Алексеев
В последнее время речь идет о том, чтобы новые школы были меньшими, или, правильнее сказать, более компактными. Кто занимается проектированием новых школ и определением количества учащихся в них?
В государственных социальных стандартах обозначено, сколько ученических мест должно быть в микрорайоне с определенным количеством жителей, хотя это усредненные цифры. Вообще, проектированием образовательных учреждений занимаются проектные организации и соответствующие ведомства в местных органах власти.

Министерство образования контролирует охват дошкольными учреждениями, чтобы мест было в достатке везде. Органы образования занимаются всеобучем, подготовкой к школе, знают, сколько нужно обеспечить мест в школе в том или ином регионе. То есть за нами только социальный срез, а местным органам власти решать, какое количество и каких школ проектировать и строить.
Пресс-центр

Если вы хотите провести у нас свое мероприятие, пожалуйста, свяжитесь с нами:

тел.: +375 (17) 311-33-70

e-mail: pressuser@belta.by

Адрес: 220030, г. Минск, ул. Энгельса, д. 30, к. 303 (ст.м. "Купаловская", рядом с ТЮЗом).

Контактное лицо: Ермачёнок Инна Эдуардовна

Топ-новости
Свежие новости Беларуси