ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Суббота, 20 апреля 2024
Минск +6°C
Все новости
Все новости

Вопросы конференции

Виктор С.
В советское время День Конституции был выходным днем. Может, придание этому дню статуса выходного в современной Беларуси подняло бы уровень его значимости?
Значимость Конституции не преуменьшается от того, выходной этот день или нет. День Конституции объявлен государственным праздником. В соответствии с Конституцией человек, его права и свободы являются высшей целью общества и государства. День Конституции дает возможность каждому гражданину осмыслить и задуматься над тем, на основании чего развивается наше государство и общество. Я думаю, что значимость нашего праздника зависит от отношения людей к Основному Закону страны. Достоинство нашей Конституции заключается в том, что она является живой, то есть на ее юридической основе развиваются общество и государство, реально осуществляются права и свободы граждан.
Вересов Андрей
Стоит ли ввести курс по знанию конституционных прав и государственного устройства на гуманитарных специальностях в вузах?
Конституция - это документ, на котором основывается государство и общество, в котором закреплены основные права и свободы граждан. Чем больше граждан будут знать основной закон, тем больше они будут проявлять свою гражданскую активность, отстаивать и реализовать свои конституционные права и свободы, более ответственно исполнять возложенные на них обязанности. Поэтому такой курс должен обязательно читаться для студентов вузов, особенно на гуманитарных специальностях.
Мазанников Валерий Георгиевич
С 2008 года Конституционный суд перестал выносить заключения. С чем связана, на ваш взгляд, такая пассивность пяти уполномоченных субъектов? Можно ли сделать вывод о достижении 100% конституционной законности в РБ? В ряде случаев Верховный суд и Высший хозяйственный суд заявляют, что обращаться в КС с просьбой о проверке конституционности нормативного акта они могут лишь в случае, если сомнение в конституционности возникли во время судебного разбирательства. Так ли это на самом деле? Как вы считаете, для создания института конституционной жалобы требуется вносить изменения в Конституцию или достаточно принять соответствующий закон?
Здесь допущена неточность. У нас имеют право самостоятельно обратиться в Конституционный суд как Палата представителей, так и Совет Республики. То есть у нас имеется шесть субъектов, которые имеют право обращаться в суд.

На основании статьи 116 Конституции определено 6 субъектов, которые уполномочены обращаться в суд. С 2007 года в КС таких обращений от субъектов к нам не поступало. Это обусловлено следующим. Если на первоначальном этапе развития правовой системы КС с 1994 по 1996 год выступал как арбитр между властями, поскольку на конституционном уровне недостаточно четко были определены пределы полномочий Президента, парламента, правительства и ряд решений выносился как раз в этом направлении. С 1996 года по 2007-й большинство решений КС было направлено на приведение в соответствие с Конституцией нашего законодательства, поскольку шел процесс формирования законодательства суверенного государства. В настоящее время, начиная с 2005 года, можно говорить о том, что наша правовая система сформирована, идет процесс совершенствования, органы государственной власти на подготовительном этапе при разработке проектов взаимодействуют эффективно и ответственно, проявляется должное уважение к нормам и принципам Конституции. Поэтому к нам практически не поступает обращений от уполномоченных субъектов. Поэтому на государственном уровне в 2008 году было принято решение предоставить право КС проверять все законы, принятые парламентом, до подписания их Президентом. То есть нам сейчас предоставлены широчайшие полномочия, и без обращения субъектов все законы в обязательном порядке направляются в КС, и все законы КС проверяет на соответствие Конституции. Да, это у нас абстрактный контроль законов без практики их применения, но именно это дает возможность формулировать правовые позиции на упреждение неконституционного правоприменения. То есть мы уточняем конституционно правовой смысл норм закона и ориентируем правоприменителей, чтобы не искажался конституционно правовой смысл при практическом применении.

Что касается состояния конституционной законности, в послании КС отметил, что оценку состояния конституционной законности КС дает на основании тех дел и материалов, которые поступили в КС. Что касается в целом повышения уровня конституционной законности, то здесь необходимо участие и соответствующих госорганов, и должностных лиц, и институтов гражданского общества, и граждан. Оно заключается в том, что все должны жить по Конституции: пользоваться конституционными правами и свободами и исполнять конституционные обязанности. Соответственно тогда общими усилиями мы достигнем 100% конституционной законности в нашей стране.

Верховный суд и Высший хозяйственный суд, в соответствии со статьей 116, обладают правом вносить предложения в КС в отношении любого нормативного правового акта, если у них возникают сомнения в их конституционности. С другой стороны, на основании статьи 112 Конституции, они также вправе вносить предложения в КС в том случае, если при рассмотрении конкретного дела возникнут сомнения в конституционности нормативного правового акта, который подлежит применению при разрешении конкретного дела.

В абсолютном большинстве стран, где закреплено право граждан на конституционную жалобу, этот вопрос решается на конституционном уровне. И сегодня также у нас на уровне Конституции определены 6 субъектов, правомочных обращаться в КС, и если будет решаться вопрос о предоставлении права гражданам на обращение в КС, то этот вопрос должен решаться на конституционном уровне, то есть вноситься соответствующие дополнения и изменения в Конституцию. Такой подход закреплен и в Конституции Российской Федерации и в других государствах.
Иртеньев Владислав
Действительно ли нужна Беларуси альтернативная гражданская служба? И не приведет ли ее создание к коллизии с военной доктриной Республики Беларусь, утвержденной программным законом?
Статьей 57 Конституции Республики Беларусь предусмотрено право граждан на альтернативную службу. Поэтому Конституционный суд еще более 10 лет назад в своем решении указал на необходимость выработки законодательного механизма, чтобы конституционное право граждан реализовывалось.

В настоящее время в соответствии с планом законопроектных работ на этот год начата разработка проекта закона об альтернативной службе и соответствующая работа в этом направлении проводится.

Мы как судьи Конституционного суда поддерживаем принятие такого закона, поскольку действительно необходимо, чтобы конституционное право было реально обеспечено. То есть чтобы был выработан законодательный механизм, который бы позволил определенной категории граждан не исполнять воинскую службу, а при наличии определенных обстоятельств использовать свое право на альтернативную службу.

Но это не означает, что буквально все граждане призывного возраста смогут воспользоваться таким правом. Законодатель определит те условия, при которых возможно реализовывать такое право.

Думаю, что наша военная доктрина и национальная безопасность от этого не пострадает.

Муртазов Дмитрий
Сейчас парламент готовится к рассмотрению проекта закона "О Конституционном судопроизводстве". Участвовали ли в разработке данного законопроекта сами судьи Конституционного суда или все было отдано на откуп работникам непрофильных государственных органов? Насколько этот законопроект отвечает чаяниям конституционных судей, т.е. должностных лиц, которые будут его применять непосредственно? Чего не хватает данному законопроекту? И какие положительные (прогрессивные) положения этого законопроекта Вы могли бы назвать?
Действительно, в настоящее время в Палате представителей находится на рассмотрении проект закона "О конституционном судопроизводстве". Его принятие обусловлено двумя факторами. Во-первых, с 1 января 2007 года вступил в действие "Кодекс о судоустройстве и статусе судей", который определил единство судебной системы, единство статуса судей в нашей стране. И многие положения о Конституционном суде были закреплены в указанном кодексе. Также в 2008 году декретом №14 расширены полномочия Конституционного суда, т.е. еще предоставлено 5 дополнительных полномочий, в том числе право осуществления предварительного контроля конституционности всех законов, принятых парламентом, до их подписания Президентом. Поэтому необходимо, чтобы процессуально была регламентирована реализация этих полномочий. Ответственными за подготовку данного законопроекта были определены Национальный центр законодательства и правовых исследований и Конституционный суд. Естественно, что судьи КС принимали активное участие в подготовке данного законопроекта. Мы рассчитываем, что с его принятием как раз будут урегулированы все процессуальные и процедурные вопросы, связанные с реализацией полномочий Конституционного суда.

Мы как разработчики считаем, что он достаточно качественно разработан и будет соответствовать тому назначению, которое предусмотрено. А когда он уже будет принят, то последующая практика покажет, насколько действительно учтены  были все составляющие при подготовке данного законопроекта.

Сегодня у нас действует Кодекс о судоустройстве и статусе судей, в котором наряду с Конституцией определена компетенция Конституционного суда. В парламенте также находится законопроект о внесении изменений, дополнений в кодекс "О судоустройстве и статусе судей", где как раз предусматривается внести поправки в статьи, регламентирующие все вопросы компетенции Конституционного суда. Естественно, что после принятия такого закона положения декрета №14 утратят свою силу в установленном порядке.
Владимир Альвидис
Предусматривает ли Конституция создание института уполномоченного по правам человека в Беларуси? В случае создания такого института, кто, по вашему мнению, должен его назначать/утверждать и на какой срок? Должен ли при этом соблюдаться принцип разделения властей и будет ли уполномоченный по правам человека вне политики? Возможно, имеет смысл вначале создать отраслевого омбудсмена (права детей, или инвалидов, или заключенных), а потом уже, достаточно наработав опыта, создать универсального омбудсмена?
Конституционный суд поддерживает идею введения института по правам человека, поскольку это будет являться дополнительным инструментом в обеспечении прав и свобод граждан. Как показывает изучение подобной практики, более чем в 120 странах мира такой институт введен. Там используются различные формы и полномочия таких лиц и институтов. Это может быть и "парламентский адвокат", и "народный защитник", и "помощник граждан". Формы назначения и избрания тоже разные. В одних случаях избирает парламент, в других случаях назначает президент, в некоторых странах такого уполномоченного по правам человека определяет правительство.

При этом сегодня у нас конституционных препятствий к введению института уполномоченного по правам человека не имеется. Необходимо, чтобы на законодательном уровне был принят соответствующий закон, в котором были бы определены полномочия уполномоченного по правам человека, его право обращаться в КС и разрешать те обращения, с которыми будут обращаться к нему граждане.

Практикуются порой назначения уполномоченных по правам человека и по отдельным направлениям. Например, в России есть уполномоченный по правам человека и есть уполномоченный по правам ребенка. И там еще рассматривается возможность введения уполномоченных по другим направлениям. Я думаю, для нашей республики достаточно будет ввести универсального уполномоченного по правам человека, наделив его соответствующими полномочиями.

При этом я хочу обратить внимание, что по существу сам уполномоченный по правам человека не разрешает те правовые проблемы, с которыми обращаются к нему граждане, а выступает определенным посредником между гражданами и соответствующими полномочными органами, которые могут принимать те или иные решения по разрешению правовых проблем. В ряде стран уполномоченные по правам человека как раз на основании обращений граждан вправе обращаться в Конституционный суд. Такой подход мы тоже разделяем и поддерживаем, и если у нас будет введен институт уполномоченного по правам человека - чтобы он также обладал правом обращения в Конституционный суд.
Воловик Николай
Имеется ли у граждан возможность посетить заседания Конституционного суда? Каким образом это можно осуществить?
Конституционное правосудие реализует принцип гласности. Абсолютное большинство заседаний Конституционного суда носит открытый характер - это означает, что граждане могут присутствовать на заседании Конституционного суда. Однако я хотел бы отметить, что все принятые нами решения доводятся до сведения граждан путем их публикации в средствах массовой информации. Судебные решения размещаются в двух газетах - "Звязда" и "Народная газета", на сайте Конституционного суда, на Национальном правовом интернет-портале и в журнале "Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь". Это говорит о том, что деятельность Конституционного суда является абсолютно открытой, гласной. Мы заинтересованы, чтобы как можно больше граждан знакомились с нашими решениями. Ведь это решения об изменениях и дополнениях законодательства, о конституционности нормативно-правовых актов. Они распространяются на всю территорию Беларуси и затрагивают права и интересы абсолютного большинства граждан.
Пресс-центр

Если вы хотите провести у нас свое мероприятие, пожалуйста, свяжитесь с нами:

тел.: +375 (17) 311-33-70

e-mail: pressuser@belta.by

Адрес: 220030, г. Минск, ул. Энгельса, д. 30, к. 303 (ст.м. "Купаловская", рядом с ТЮЗом).

Контактное лицо: Ермачёнок Инна Эдуардовна

Топ-новости
Свежие новости Беларуси