ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Пятница, 19 апреля 2024
Минск +3°C
Все новости
Все новости

Вопросы конференции

Сидорова Людмила Алексеевна
Добрый день! Пунктом 7 статьи 12 закона "О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь" установлены предельные сроки оплаты продовольственных товаров в зависимости от сроков их годности (сроков хранения). Какие правовые последствия несоблюдения субъектами торговли, субъектами общественного питания указанных сроков? Могут ли они в таком случае быть привлечены к административной ответственности?
Это новая норма закона. И она регулирует деликатную сферу выполнения договорных обязательств. Поставщик-изготовитель и торговый объект в договоре поставки всегда оговаривают сроки оплаты. И когда мы готовили закон и анализировали мнение концернов, производителей, то они говорили о больших трудностях с соблюдением сроков оплаты за поставленную продукцию. Особенно проблема обострилась, когда появились сильные игроки на рынке, которые стали давить своей мощью, т.е., опираясь на большое количество своих магазинов, начали диктовать условия поставщикам. А деньги при этом платить вовремя особенно и не торопятся. Это фактически кредитование такое изготовителем магазина. У нас на агропромышленный комплекс, к примеру, государство тратит деньги на поддержку, на переоборудование, на удобрения и так далее из бюджета, а потом эти деньги опосредовано попадают в том числе и в торговлю. Речь идет не обо всех, а об отдельных недобросовестных игроках. Чтобы не было всего этого (а ведь это важная товарная группа, прежде всего товары питания с коротким сроком годности), надо думать, какой механизм ответственности применять. Сегодня ответственность заложена в механизме договорных отношений и взимании пени за просрочку. Но систему ответственности в этой сфере необходимо совершенствовать, продумать, потому что положения договоров работают только в условиях добросовестности участников рынка. Я считаю, что помимо договорной ответственности за просрочки, необходимо ввести административную ответственность в этой сфере, чтобы торговая инспекция как контролирующий орган могла отслеживать эти моменты, и административным ресурсов тогда защищать права производителей как поставщиков от недобросовестных игроков на рынке. Сейчас мы думаем над тем, какие конкретно санкции могут применяться за нарушение предельных сроков оплаты. И как разделить объективные и субъективные причины роста количества таких нарушений, чтобы понять вводить санкции или не вводить. Но, скорее всего, административную ответственность надо вводить.
Судиловский Евгений
Пунктом 7 статьи 12 вступающего летом в силу закона о госрегулировании торговли и общепита предусмотрено, что "в случае, если сторонами заключаются договоры, предусматривающие поставки продовольственных товаров, с условием оплаты таких товаров через определенное время после их передачи субъекту торговли, субъекту общественного питания, срок оплаты таких товаров определяется по следующим правилам, если иное не определено Советом Министров Республики Беларусь по социально значимым товарам: продовольственные товары, на которые срок годности (срок хранения) установлен менее чем десять дней, подлежат оплате в срок не позднее чем десять календарных дней со дня приемки таких товаров субъектом торговли, субъектом общественного питания; продовольственные товары, на которые срок годности (срок хранения) установлен от десяти до тридцати дней включительно, подлежат оплате в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня приемки таких товаров субъектом торговли, субъектом общественного питания; продовольственные товары, на которые срок годности (срок хранения) установлен свыше тридцати дней, подлежат оплате в срок не позднее чем сорок пять календарных дней со дня приемки таких товаров субъектом торговли, субъектом общественного питания".

Не вызовет ли на практике это положение ситуацию, когда торговые организации будут закладывать в цену реализации товаров возможные издержки на списание скоропортящихся товаров вследствие того, что новый закон не позволяет взимать такую плату с поставщиков указанных товаров?
У каждого есть своя роль, и закон этот ролевой фактор четко определяет. Изготовитель должен изготовить качественный товар, а продавец должен его продать. Закон выводит на новый уровень профессионализм продавца, потому что хороший продавец всегда найдет, как ему продать товар. Истекают у тебя сроки на товар - сделай скидку, проведи акцию, распродажу. Ведь речь идет о продуктах питания, поэтому продавец должен не просто поставить товар на полку и наблюдать за процессом, как он продается. Он должен взаимодействовать с производителем, обмениваться информацией, как идет реализация товара, бывает, что-то не идет, не находит ожидаемого спроса. Надо проводить дополнительные маркетинговые исследования, но выбор инструмента продаж - это вопрос продавца. И надо поддерживать связь с покупателем. Мы часто наблюдаем, что в маленьком магазине продавец-частник и расскажет, и покажет товар - все сделает, чтобы его продать. Я не говорю, что в гипермаркете обязательно должен быть консультант по каждому товару, там работают другие схемы, но для обслуживания товара, обеспечения его продвижения и продажи у крупных торговых объектов больше возможностей. Акции, накопительные бонусы, скидки пенсионерам - все механизмы продаж есть, и их нужно только грамотно применять.
Судиловский Евгений
Пункт 4 статьи 26 Закона гласит, что "субъект (субъекты) торговли, осуществляющий (осуществляющие) розничную торговлю посредством организации торговой сети или крупных магазинов (за исключением юридических лиц системы потребительской кооперации), доля которого (которых) в объеме розничного товарооборота продовольственных товаров в границах города Минска, городов областного подчинения, районов, в которых расположены принадлежащие ему (им) торговые объекты, за предыдущий финансовый год превышает двадцать процентов, не вправе приобретать, арендовать в этих границах дополнительную торговую площадь для осуществления этим субъектом (этими субъектами) розничной торговли или совершать иные действия, направленные на увеличение такой площади". Вместе с тем, уже в настоящее время известны случаи искусственного дробления торговых сетей путем создания отдельных юридических лиц для обхода ограничений. Каким образом Минторг собирается противодействовать в этом плане розничным сетям?
В законе заложено понятие группы лиц (аффилированных лиц), поэтому любое искусственное дробление будет учитываться. Это сфера компетенции антимонопольного органа. И если нужно будет что-то еще принимать с тем, чтобы доработать понятийный аппарат, то мы будем это делать. Тем более что и Президент обратил внимание на эту проблему на совещании по Белкоопсоюзу и отметил, что государство должно сохранять должный уровень регулирования в торговле.
Сущенко Вита
Почему в одних магазинах я могу расплатиться банковской платежной карточкой, а в других банковские карточки к оплате не принимают? Что по этому поводу сказано в законе "О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь"?
Закон регулирует отношения в области торговли и общественного питания, а также иные отношения, непосредственно связанные с такой деятельностью. Нарушение законодательства в области торговли и общественного питания влечет ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

В настоящее время обязанность по установке платежных терминалов регулируется постановлением Совета министров и Национального банка от 6 июля 2011 года № 924/16, которым определен Перечень объектов торговли (услуг), подлежащих обязательному оснащению платежными терминалами, а также условия, при наступлении которых такие объекты подлежат оснащению платежными терминалами.

С 16 июня 2013 года этот перечень значительно расширен. В настоящее время он включает в себя, в том числе, все розничные торговые объекты, которые расположены в капитальных строениях (зданиях и сооружениях) и находятся в районных центрах, городах областного подчинения, областных центрах и г.Минске, за исключением торговых объектов системы потребкооперации, расположенных в сельских населенных пунктах, в которых продажу осуществляет один продавец.

Не подлежат обязательному оснащению платежными терминалами торговые места на рынках, киоски, павильоны без торгового зала, передвижные средства разносной торговли, а также стационарные объекты общественного питания, расположенные в учреждениях общего и среднего образования, профессионально-технического образования, специальных общеобразовательных школах (школах-интернатах).

Кроме того, в два раза снижен размер выручки за предыдущий календарный год, при превышении которого у субъекта хозяйствования возникает обязанность устанавливать платежные терминалы в ранее открытых объектах: для торговых и иных объектов эта величина составляет 7500 базовых величин (ранее - 15000), объектов системы потребительской кооперации - 15000 базовых величин (ранее - 30000).

Таким образом, торговые организации, создавшие торговые объекты после 16 июня 2013 года, обязаны при открытии объектов установить в них платежные терминалы. Если же торговый объект открыт до указанной даты, то обязанность установки в нем платежного терминала возникнет только в тот момент, когда размер выручки за предыдущий календарный год превысит 7500 базовых величин. Учитывая это, Министерство торговли в ближайшее время намерено выступить с инициативой о внесении изменений в действующее законодательство и установить равные для всех организаций торговли условия (независимо от времени создания объекта торговли (сервиса), при которых возникает обязанность установки платежного терминала.

Необходимо отметить, что и сами торговые организации заинтересованы в установке платежных терминалов, так как число покупателей, желающих оплатить покупки с использованием банковской карточки, увеличивается с каждым годом. Так, например, мониторинг одного из крупных торговых центров г.Минска (Арена-Сити) показал, что из 65 торговых объектов только в трех отсутствовали платежные терминалы.

Пантюхина В.С.
Неоднократно сталкивалась в магазинах с такой проблемой: при возврате товара (не подошел или некачественный) прошу магазин вернуть деньги на карточку. Но почему-то предлагают произвести расчет наличными либо деньги сразу не возвращают, а могут сделать это через 10 дней и сказать, что все вопросы к банку. После изменения законодательства, может, этот вопрос как-то отрегулирован?
В соответствии с новым законом о госрегулировании торговли и общественного питания требования к осуществлению розничной торговли устанавливаются правилами торговли, и продавец должен их соблюдать. В соответствии с правилами торговли расчет с покупателем при возврате товара осуществляется в том же порядке, в котором производилась оплата товара (если продавец и покупатель не договорились об ином). То есть если вы рассчитались за товар в безналичном порядке, то вернуть деньги при возврате товара вам должны на карт-счет. При этом закон "О защите прав потребителей" предоставляет продавцу 7 дней для расчета с покупателем, если отсутствует возможность сделать это незамедлительно.

При безналичном порядке возврата денежных средств время требуется для отправки продавцом информации в банк, который произведет перечисление средств на карт-счет покупателя. Чаще всего задержка происходит именно по вине банков. Однако поскольку правоотношения у покупателя с продавцом, а не с банком, то нести ответственность за нарушение срока возврата денежных средств будет продавец.

Так, по законодательству покупатель за просрочку возврата денег вправе истребовать с продавца пеню в размере 1% от цены товара за каждый день просрочки. Кроме того, такая просрочка является нарушением закона и правил торговли, и при поступлении информации в контролирующий орган может стать основанием для привлечения продавца к административной ответственности в виде штрафа до 10 базовых величин.

Повторюсь, что всю полноту ответственности перед покупателем несет продавец. Далее (если договор между продавцом и банком позволит) продавец может взыскать убытки с банка-контрагента.

Ирина Наркевич: Это не значит, что вопрос ответственности банков перед потребителем снят нами с повестки дня. Планом совместных действий по развитию системы безналичных расчетов по розничным платежам, утвержденным постановлением правительства и Нацбанка от 1 апреля 2013 года № 246/4, предусмотрена доработка закона "О защите прав потребителей" по вопросу предоставления потребителю права выбора формы оплаты товаров (работ, услуг). Полагаем, что вопрос ответственности банков перед потребителями за просрочку выполнения обязательств по расчетам может быть обсужден при подготовке соответствующего законопроекта.
Иванова Светлана
Где потребители могут ознакомиться с ассортиментными перечнями товаров? Какую ответственность планируется ввести за неисполнение торговыми объектами перечней?
Ассортиментный перечень товаров, ассортиментный перечень продукции общественного питания размещаются на доступном для покупателей месте. Такие места обозначены, например уголок покупателя. У нас есть полезная информация для покупателей об их правах, а также телефон доверия.

В статье 21 закона предусмотрено, что ассортиментный перечень должен будет в обязательном порядке размещаться на территории объекта торговли в доступном для покупателей месте. Это даст покупателям возможность получить информацию о том, какие товары должны в обязательном порядке находиться в продаже.

Ответственность за несоблюдение ассортиментного перечня предусмотрена статьей 12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (нарушение правил торговли) в виде штрафа в размере до десяти базовых величин. Думаем, что этот размер будет пересмотрен.
Кухарёнок Марина Евгеньевна
Законом ограничивается условие по включению в договор поставки выплат по маркетингу и рекламе и др. в адрес покупателя. Означает ли это, что закон ограничивает выплаты бонусов, премий в адрес покупателя за выполнение планов, объемов покупки продукции? Означает ли, что ограничение по включению в договор поставки выплат по маркетингу распространится и на ограничения по отдельным договорам маркетинга, заключенным покупателем с поставщиком? Если нет, то какой смысл в этом ограничении?
Законом запрещено в договорах поставки продовольственных товаров субъектам торговли и общепита устанавливать обязательства субъектов торговли по оказанию поставщику услуг, связанных с рекламированием таких товаров, маркетингом и т.д. (п.5 ст.12). Кроме того, введен запрет на установление в таких, а также в иных гражданско-правовых договорах вознаграждений субъектам торговли за разгрузку транспорта, приемку продовольственных товаров по количеству и качеству, фасовку и выкладку и иные подобные операции (п.6 ст.12). При этом отсутствуют запреты на заключение отдельных договоров возмездного оказания рекламных услуг, направленных на продвижение продовольственных товаров субъектами торговли (например, проведение рекламных акций, дегустаций либо мероприятий, направленных на стимулирование работников торгового объекта на продажу конкретных товаров). Исполнение таких договоров должно оформляться актом выполненных работ.

Таким образом, процессы поставки товаров и проведения дополнительных мероприятий (рекламных) по продвижению товаров в торговле будут разделены и станут более прозрачными.

Полагаю, что это является начальным этапом урегулирования данной сферы. Скорее всего, по результатам анализа практики применения данной нормы в законодательство будут внесены изменения. Вполне возможно, что мы вернемся к нормированию рекламных расходов, направленных на продвижение товаров в торговых объектах, которое было отменено указом Президента в 2010 году, либо будут применены иные ограничительные меры по определению объемов рекламных услуг, оказываемых субъектами торговли.
Кожанова Лариса Владимировна
Можно ли предусматривать в договорах поставки выплату поставщиками продовольственных товаров торговой премии (разрешенной Налоговым кодексом) за своевременную оплату и выбранные объемы товара?
Это вопрос профессиональности нашего рынка торговых услуг. В законе заложены механизмы развития добросовестной конкуренции. Когда проанализировали результаты изучения Госконтролем практики, когда торговые объекты заламывают нашим изготовителям и поставщикам сумасшедшие цены за какие-то маркетинговые и рекламные исследования, было принято решение очистить договор поставки от всяких не связанных моментов. Договор поставки должен регулировать условия поставки и расчетов за нее и не должен включать в себя никакие другие договоры. Было много споров, обсуждено много подходов, и то, что получилось у нас, не окончательный вариант закона. Сейчас мы изучаем, как ситуация будет развиваться дальше. Есть те же маркетинговые договоры, рекламные договоры, там зачастую суммы ничем не обоснованы и не отрегулированы. Изучая опыт, общаясь с контролерами, работаем совместно с другими органами, стараясь как-то ограничить уровень рентабельности этих услуг, оказываемых торговыми сетями поставщикам.

Уже этим законом установлено ограничение на заключение любого другого договора, предусматривающего плату за торгово-технологический процесс. А то ведь как было: привозит поставщик товар в магазин, сам раскладывает на полках и всячески сопровождает и за это еще с производителя брали деньги. Теперь деньги за это с поставщика взимать нельзя. В противном случае будут применяться штрафные санкции.

Торговая сфера у нас огромная, развивается динамично, и нам нужно развивать понятийный аппарат, чтобы нормально эту сферу регулировать. К примеру, есть такое популярное явление, как дискаунтер. Что это такое? Существуют довольно вольные трактовки, дескать, это магазин, где все со скидками. С точки зрения торгово-технологического процесса, это магазин, где предусмотрен максимальный уровень самообслуживания покупателя. Покупатель сам все достает из ящика, упаковки, практически из контейнеров. Магазин минимально сопровождает товар в торговом зале. И есть другие магазины, где красивый зал, товар красиво разложен на полках, где консультанты. В таких местах уже будет более высокая цена, так как более высокий уровень сопровождения. Поэтому все магазины должны быть честными перед покупателями - назвали дискаунтером, значит, минимум услуг и минимальные цены.

И эти вопросы тоже должны быть отрегулированы, чтобы реклама магазина, его вывеска соответствовали его работе. Здесь часть моментов регулируется законом о рекламе, но кое-что находит отражение и в законе о торговле. Что такое дискаунтер, что такое гипермаркет и чем они отличаются от магазинов шаговой доступности, гражданину будет понятно из закона. К моменту, когда он вступит в силу, все должно соответствовать названию, вывески придется откорректировать.

То же и в ресторанах, где введена зависимость от типа заведения. На классы по уровню сервиса будут подразделяться только рестораны, кафе и бары. И классы будут "люкс", "высший" и "первый". Под вывеской "ресторан" в соответствии с законом должен оказываться четкий набор услуг, который человек вправе получить.
Семенов Алексей
Законом вводится обязанность для юрлиц, которые имеют в собственности и сдают в аренду торговые центры, принимать меры по соблюдению продавцами законодательства о защите прав потребителей, санитарно-эпидемиологических, противопожарных, природоохранных и иных требований. Для чего вводится данная норма? Чем обоснована необходимость привлечения к ответственности владельцев зданий за нарушения, совершенные арендаторами, если логичнее обязать платить по счетам виновных в нарушениях? Как, на ваш взгляд, должен работать механизм осуществления владельцем здания контроля за арендаторами, если в одном ТЦ их может быть несколько сотен? Не приведет ли нововведение к скачку цен на аренду торговых помещений (в стоимость будут включаться возможные издержки арендодателей)?
Посмотрите, как активно стала развиваться торговля, появились интернет-площадки, открываются торговые центры. Раньше их было совсем немного, а сейчас торговых центров почти 400 по всей республике. В каждом из них по 80-100 арендаторов. В них представлены белорусские, иностранные бренды, многие работают по франчайзингу. Торговые центры - это площадки, где могут размещаться магазины, потому что некоторые из их не могут себе позволить размещаться в центре города. Мы не только даем разрешение на строительство такого объекта, но и зарабатывание денег на аренде торгового центра. Он по аналогии с интернет-площадкой сам не продает товар, хотя может какие-то бренды продавать в своем торговом центре. Последние объекты, которые у нас открылись, это, например, "Корона", где на двух этажах размещено 150 брендов, 150 магазинов.

Просто открыть и пригласить туда людей - это не все. Необходим договор, информация о продавце, чтобы она была указанна в определенном месте. Режим работы - это элементарная вещь, которая должна быть указана. Например, торговый центр работает до 23 часов. А арендаторы как должны работать? Тоже до 23. Сейчас согласно закону торговый центр будет контролировать время работы арендаторов. Они должны способствовать тому, чтобы законодательство соблюдалось.

В торговом центре в обязательном порядке должен быть кассовый терминал и терминал для карточек. К 2015 году Минторг планирует, что процент удельного веса безналичных платежей в товарообороте составит 50%.Сейчас в товарообороте Минска он составляет 20%, а по республике - 15,7%. Мы предоставили потребителю право выбора. Необходимо чтобы торговые центры создали условия для расчета. Чтобы субъект торговли с приходом организовал работу кассового аппарата и терминала. В этой части прописана ответственность для субъектов торговли, если терминала нет. Сейчас мы будем совершенствовать ее, чтобы торговые центры имели обязательное наличие терминалов. Еще необходимым условием для достижения 50% удельного веса безналичных платежей в товарообороте является банковская инфраструктура.
Александр Владыко
В магазинах часто случаются конфликты по поводу фото и видеосъемки. Служба безопасности торговых объектов всерьез называет свою территорию частной собственностью. Поставьте точку официально или поделитесь личным мнением: в магазинах можно фотографировать или нельзя?
В белорусском законодательстве вопросы проведения фото- и видеосъемки регулируются только в части профессиональной деятельности журналистов. Другими актами законодательства запретов не предусмотрено. Поэтому, с точки зрения министерства, съемки в магазинах не запрещены. Кроме того, следует учитывать, что территория магазина относится к местам общественного пользования, а не к ”частной территории“.
Судиловский Евгений
Доступные на сайте Минторга сведения из Торгового реестра в настоящее время отличаются отрывочностью представления информации и не дают полной картины об объектах торговли и общественного питания в разрезе регионов. Например, в случае розничной сети ООО «Евроторг» в Торговом реестре указаны лишь около 70 объектов, хотя в ООО «Евроторг» заявляют о более чем 200 функционирующих торговых объектах. Вызывает вопросы и актуальность представленной информации. Каким образом Минторг намерен восполнить пробелы в предоставлении информации в Торговый реестр?
Именно поэтому закон и конкретизировал порядок работы Торгового реестра и поручил правительству утвердить порядок внесения в него сведений, внесение в них изменений и их исключение. Кроме того, со вступлением в силу закона внесение сведений в Торговый реестр становится обязанностью, а не желанием субъекта торговли, что позволит иметь достоверную и полную информационную базу данных. Закон установил, что деятельность можно будет начинать только после внесения соответствующих сведений в реестр.
Судиловский Евгений
Какие меры ответственности за нарушение должностными лицами госорганов, иными юридическими лицами норм статьи 27 Закона предусмотрены действующим законодательством или будут введены ко времени вступления Закона в силу?
Учитывая, что меры, предусмотренные статьей 27, прописаны в законодательстве о торговле впервые, ответственность будет предусмотрена в рамках приведения законодательства в соответствие с законом.
Пресс-центр

Если вы хотите провести у нас свое мероприятие, пожалуйста, свяжитесь с нами:

тел.: +375 (17) 311-33-70

e-mail: pressuser@belta.by

Адрес: 220030, г. Минск, ул. Энгельса, д. 30, к. 303 (ст.м. "Купаловская", рядом с ТЮЗом).

Контактное лицо: Ермачёнок Инна Эдуардовна

Топ-новости
Свежие новости Беларуси