ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Вторник, 23 апреля 2024
Минск Сплошная облачность +4°C
Все новости
Все новости

Вопросы конференции

Нина
1. Почему предприниматели по новому закону не имеют возможности на отпуск и должны оплачивать взносы в ФСЗН независимо от того, работают или не работают? 2. Почему за работающих пенсионеров наниматель платит взносы в фонд, а работающие предприниматели не только не платят отчисления в ФСЗН, но и имеют льготы при уплате единого налога?
Статьей 7 Закона "Об основах государственного социального страхования" установлено, что индивидуальные предприниматели, как и все другие категории занятого населения, подлежат обязательному государственному социальному страхованию. Соответственно, они должны уплачивать обязательные страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь.

В соответствии с Положением об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 №40 (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 21.02.2014 №87, вступившим в силу с 27.02.2014), уплата взносов индивидуальными предпринимателями может производиться один раз в год не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом. Минимальная сумма обязательных страховых взносов, подлежащая к уплате, не должна быть менее суммы, исчисленной за истекший год из суммы размеров минимальной заработной платы (МЗП), установленной и проиндексированной в соответствии с законодательством. Уплата взносов с суммы дохода индивидуального предпринимателя, превышающего МЗП, не обязательна. Исчисление минимальной суммы взносов производится вне зависимости от факта осуществления деятельности и наличия дохода от этой деятельности.

Вместе с тем, не уплачиваются обязательные страховые взносы индивидуальными предпринимателями за периоды приостановления ими своей деятельности в случаях, предусмотренных законодательными актами (законами Республики Беларусь, декретами и указами Президента).

Установление обязательного платежа для индивидуальных предпринимателей, исчисленного из суммы размеров МЗП, необходимо в целях обеспечения минимального уровня социальной защиты при наступлении страховых случаев (временной нетрудоспособности, беременности и родов, рождения ребенка, ухода за ребенком в возрасте до 3 лет, инвалидности, достижения определенного возраста, потери кормильца и др.).

Правомерность взимания взносов с заработка работающего пенсионера объясняется следующим. Как лицо, работающее у нанимателя, он имеет все соответствующие права, установленные законодательством, и обязанности (включая уплату взносов). Освобождение работающих пенсионеров от обязанностей по уплате взносов в бюджет фонда привело бы к изменению структуры рынка труда (в пользу пожилых работников) и уменьшению доходной части бюджета фонда. Поэтому объем прав и обязанностей работника не зависит от факта назначения ему пенсии.

В отдельных случаях законодательством предусмотрены льготы по уплате взносов на пенсионное страхование за наемных работников. Например, эти взносы не уплачиваются работодателями за инвалидов первой и второй групп.
Для отдельных категорий самозанятого населения предусмотрен добровольный порядок уплаты взносов: творческим работникам, физическим лицам, осуществляющим предусмотренные законодательными актами виды ремесленной деятельности, а также индивидуальным предпринимателями, получающим пенсии.

Сегодня каждый человек сам волен принять решение: занять организованное работодателем место в качестве наемного работника со всеми вытекающими из этого правами и обязанностями либо организовать свой труд самостоятельно, в том числе и в качестве индивидуального предпринимателя.
Производственно-торговое унитарное предприятие
Добрый день, Марианна Акиндиновна, сотрудники Министерства труда и социальной защиты и БелТА! В связи с вступлением в силу новой редакции Закона Республики Беларусь Об охране труда" и изменений в Трудовой кодекс просим Вас дать разъяснения по следующим вопросам. Для обеспечения безопасности труда и предупреждения профессиональных заболеваний, а также в целях охраны здоровья работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или на работах, где в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе, проходят предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) обязательные медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры при ухудшении состояния здоровья (ч.1 ст.228 ТК РБ и ч.1.ст.27 закона). Частью 5 ст.228 ТК и ч.5 ст.27 закона установлено, что расходы по проведению медицинских осмотров работников несет наниматель. На основании изложенного просим разъяснить, обязан ли наниматель оплачивать (компенсировать) предварительные медицинские осмотры работникам при поступлении их на работу с вредными и (или) опасными условиями труда или на работу, где в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе? Обязан ли наниматель оплачивать (компенсировать) предварительные медицинские осмотры работникам при поступлении их на работу, не содержащую вредных и (или) опасных условий труда или на работу, где в соответствии с законодательством отсутствует необходимость в профессиональном отборе? Обязан ли наниматель оплачивать (компенсировать) медицинские осмотры работникам (внеочередные) при их переводе (или временном переводе) на работу с вредными и (или) опасными условиями труда или на работу, где в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе, при условии, что предыдущая работа не содержала вредных и (или) опасных условий труда или где в соответствии с законодательством отсутствовала необходимость в профессиональном отборе? Обязан ли наниматель оплачивать (компенсировать) предварительные медицинские осмотры работникам при поступлении их на работу, для которой в силу требований п.11 ст.226 ТК еще не проведена или начата процедура аттестации новых рабочих мест? Дополнительные сведения. В локальных нормативных правовых актах, в том числе коллективном договоре отсутствует условие оплаты (компенсации) работникам предварительных медицинских осмотров. Между нашим производственно-торговым унитарным предприятием и местными учреждениями здравоохранения не заключались отдельные договоры на прохождение работниками (кандидатами) предварительных медицинских осмотров при поступлении их на работу, предусмотренные ч.2. п.12 Перечня платных медицинских услуг, оказываемых гражданам Республики Беларусь государственными учреждениями здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь №182 от 10.02.2009 "Об оказании платных медицинских услуг государственными учреждениями здравоохранения" с последующими изменениями и дополнениями. Для оплаты (компенсации) указанных медицинских осмотров работники предоставляют нанимателю чеки. Спасибо.
В соответствии с ч. 2 ст. 228 Трудового кодекса Республики Беларусь порядок проведения обязательных медицинских осмотров работников устанавливается республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику в области здравоохранения, по согласованию с республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику в области труда.

Постановлением Министерства здравоохранения от 28.04.2010 №47 утверждена Инструкция о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих, которая устанавливает порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу), периодических (в течение трудовой деятельности) и внеочередных медицинских осмотров лиц, поступающих на работу, а также работающих, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или на работах, для выполнения которых в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе.

При формировании перечня профессий и должностей работников организации, для которых обязательны предварительные и периодические медицинские осмотры, необходимо руководствоваться приложениями к указанной инструкции. Результаты комплексной гигиенической оценки условий труда (или аттестации рабочих мест по условиям труда) учитываются только при определении периодичности проведения периодических медицинских осмотров. Проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу), периодических (в течение трудовой деятельности) и внеочередных медицинских осмотров является частью мероприятий нанимателя по обеспечению условий и охраны труда. В соответствии со ст. 31 Закона Республики Беларусь "Об охране труда" финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств работодателей. Работник не несет расходов по финансированию мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Направляя работника (кандидата на работу) на медицинский осмотр наниматель страхует себя от возможных негативных последствий для производства, связанных с состоянием здоровья работника.

Исходя из изложенного, наниматель обязан оплачивать прохождение работником (кандидатом на работу) предварительных и периодических медицинских осмотров.

Что касается направления на предварительный медицинский осмотр, если такой медицинский осмотр для кандидата на рабочее место не предусмотрен законодательством, необходимо руководствоваться ч. 3 ст. 26 Трудового кодекса. Запрещается требовать при заключении трудового договора документы, не предусмотренные законодательством.
Горбач Андрей Павлович
Здравствуйте! Основное место моей работы - заместитель директора частного предприятия. Одновременно являюсь директором частного унитарного предприятия. Как мне надо проходить проверку знаний по вопросам охраны труда в соответствующей комиссии райисполкома: два раза по каждой должности или один раз по месту основной работы?
Постановлением Минтруда и соцзащиты №175 от 28 ноября 2008 года "Об утверждении инструкции о порядке подготовки (обучения), стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда" предусматривается,что руководители и специалисты проходят обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда с учетом их должностных обязанностей и характера производства.

Как руководитель организации вы обязаны проходить проверку знаний в обязательном порядке. Что касается замдиректора, то проверка знаний проводится в том случае, если в ваши должностные обязанности входят вопросы охраны труда, или вы являетесь членом комиссии для проверки знаний по вопросам охраны труда организации.
Вергеенко Юлия Дмитриевна
Добрый день. Во время отпуска по уходу за ребенком до 3 лет на моем предприятии сократили должность, на которой я работаю. Подскажите, после выхода из отпуска по уходу за ребенком какие права на сохранение рабочего места имею я и какие права по моему сокращению имеет предприятие? Заранее спасибо.
Увольнение женщины, находящейся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, в связи с сокращением численности или штата работников законодательством о труде запрещено. Увольнение женщины, имеющей ребенка в возрасте до 3 лет, в связи с сокращением численности или штата работников (пункт 1 статьи 42 Трудового кодекса) возможно лишь после исполнения ребенку трехлетнего возраста, если женщина не является одинокой матерью либо ребенок не является инвалидом.

Гарантии беременным женщинам, а также женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет, одиноким матерям, имеющим детей в возрасте от 3 до 14 лет (детей-инвалидов - до 18 лет), при прекращении трудового договора (контракта) заключаются в запрете на их увольнение по инициативе нанимателя.

Согласно ч. 3 ст. 268 Трудового кодекса расторжение трудового договора по инициативе нанимателя с беременными женщинами, женщинами, имеющими детей в возрасте до 3 лет, не допускается, кроме случаев ликвидации организации, прекращения деятельности филиала, представительства или иного обособленного подразделения организации, расположенных в другой местности, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя, а также по основаниям, предусмотренным пунктами 4, 5, 7 - 9 ст. 42 и ст. 47 Трудового кодекса. Не допускается также расторжение трудового договора по инициативе нанимателя с одинокими матерями, имеющими детей в возрасте от 3 до 14 лет (детей-инвалидов до 18 лет), кроме случаев ликвидации организации, прекращения деятельности филиала, представительства или иного обособленного подразделения организации, расположенных в другой местности, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя, а также по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 4, 5, 7 - 9 статьи 42 и статьей 47 Трудового кодекса.

Приведенные гарантии распространяются на женщин независимо от вида заключенного с ними трудового договора (на неопределенный срок, срочный трудовой договор (в том числе на время выполнения определенной работы, выполнения обязанностей временно отсутствующего работника, за которыми в соответствии с Трудовым кодексом сохраняется место работы, выполнения сезонных работ), контракт).

Ч. 3 ст. 183 Трудового кодекса предусмотрено, что на время социальных отпусков сохраняется прежняя работа и в случаях, предусмотренных ТК или коллективным договором, соглашением, - заработная плата.

Отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет относится к социальным отпускам, в связи с чем на период нахождения работника в отпуске по уходу за ним сохраняется прежняя работа.

Под прежней работой понимается выполнявшаяся до отпуска работа у того же нанимателя, по той же специальности, должности и квалификации на том же рабочем месте (ч. 3 ст. 153 Трудового кодекса).

Таким образом, гарантии по сохранению прежней работы действуют только на период нахождения работника в отпуске. После окончания отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет наниматель вправе произвести увольнение работницы, имеющей ребенка старше 3 лет, в связи с сокращением численности или штата работников. При проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников наниматель соблюдает порядок и условия расторжения трудового договора по инициативе нанимателя, установленные ст. 43 Трудового кодекса.
Дударенко Надежда Ивановна
Я мать-одиночка, воспитывающая двух малолетних усыновленных детей, была уволена с работы приемного родителя с нарушением трудового законодательства. Восемь лет я работала приемным родителем в Светлогорском отделе образования. Семья считалась образцовой, создавали фильмы, награждали. Я одна воспитала четверо порядочных родных детей. После того как пожарники записали меня в адресную помощь, чтобы поменять печку, местные власти вычеркнули меня из списка, а адресная помощь была направлена в ЖКХ, я позвонила, когда был прием замминистра в "Советской Беларуси", спросила, законно ли это было сделано. В райисполкоме был переполох. Ко мне отправили работников ЖКХ, чтобы поменять печку. Меняли печку месяц, при этом я докупала огнеупорный кирпич и др. Среди зимы ночью внутренняя часть печки рухнула. Сегодня она находится в аварийном состоянии (в любой момент может обрушиться). Средств на ее восстановление у меня нет. После моего звонка ко мне начались внеплановые проверки в составе зампредседателя райисполкома Меркулова, прокурора города Тарасенко и других лиц не имеющих отношения к моей работе. В школе к приемным детям изменили отношение. После того как их побила учитель, а я встала на защиту, приехали работники образования, без предупреждения, прямо со школы забрали пятеро приемных детей, хотя в моей семье не было угрозы для жизни и здоровья детей. В решении исполкома указаны две статьи, которые противоречат друг другу - ст.167 и ст.168. Первая ст. 167 говорит о том,что я сама отказалась от работы, вторая ст. 168, что я ненадлежащим образом исполняла обязанности, но не указаны основания. По 168 статье отстраняют, но в решении сказано,что меня ОСВОБОЖДАЮТ от дальнейшей работы. В трудовой стоит запись, что уволена в связи с истечением трудового договора, хотя трудовой договор у меня истекает в 2017 году. На мое обращение в нацкомиссию палаты депутатов Пальчик Г. приглашал пять юристов, которые пришли к выводу, что все нарушено.Мне было дано рекомендательное письмо в суд. Однако Светлогорский суд отказался рассматривать мою жалобу на решение Светлогорского райисполкома по ХОДАТАЙСТВУ председателя Светлогорского райисполкома, где он просил не рассматривать мою жалобу на незаконное решение исполкома, хотя были приложены документы о том, что я обращалась в вышестоящие инстанции, до подачи документов в суд. Мои обращения отсылались виновникам произошедшего либо отвечали словами светлогорских чиновников. Я не пьющая, не ведущая аморальный образ жизни, имею надлежащие условия для жизни детей,воспитавшая четверо родных детей порядочными людьми, но меня задним числом ставят на учет, как социально опасную семью. О чем я узнаю через полгода. Моих приемных детей избивают в школе, травят, угрожают. Мой ребенок получил в школе сотрясение мозга, черепно-мозговую травму, рваную рану языка, им угрожали в школе. Прокуратура не реагировала на мои жалобы, отвечая словами дирекции школы. Пришлось детей перевести на обучение по индивидуальному плану. Однако после того как я озвучила, что как могли социально опасной семье разрешить обучаться на дому, работники отдела образования стали требовать, чтобы я вернула детей в школу, хотя им есть реальная угроза для жизни и здоровья. То же самое было сделано в отношении социальной опасности. Когда я озвучила, что забрал пятеро приемных детей, которым была угроза, а усыновленным, оказывается, нет. Они сделали мою семью социально опасной задним числом без моего ведома. Всему произошедшему я имею документальное подтверждение. В отпуск меня отправляли без моего согласия, в то время, когда мои малолетние дети находились при мне. В компенсации мне отказывали. Практически восемь лет мой отпуск считался чисто формальным. Помогите,пожалуйста, мне восстановить справедливость. Травля моей семьи продолжается. Меня, мать-одиночку, лишили работы из-за высоко стоящих зубных щеток. Эта причина для изъятия приемных детей, которую озвучила нач. отд. образования Величко Л.Ф.
Уважаемая Надежда Ивановна! Ваше обращение содержит большое количество вопросов, которые требуют детального изучения документов, касающихся входящих в компетенцию министерства, в частности, порядка увольнения, предоставления (отказа) отпуска, компенсации за неиспользованный отпуск. Для этого предлагаю Вам имеющиеся документы предоставить в Светлогорский межрайонный отдел Департамента государственной инспекции труда по адресу: г. Светлогорск, ул. Ленина 32. После рассмотрения предоставленных материалов Вам будут даны ответы.
Кузнецова Елена Александровна
Уважаемая Марианна Акиндиновна! Я работаю приемным родителем и предлагаю внести в закон о социальных гарантиях для детей-сирот возможность перевести очередь на социальное жилье по месту выпуска из замещающей семьи, особенно если ребенок прожил в ней много лет. Семья поможет ему устроиться в жизни, станет опорой и поддержкой. Сложившаяся в стране система, когда дети перемещаются из одного интернатного учреждения в другое по мере роста, разбросанность учреждений обуславливает то, что дети, стоящие на очереди для получения социального жилья по месту получения статуса, после выпуска из замещающей семьи оказываются в незнакомой обстановке среди чужих людей, и зачастую скатываются к той жизни, из которой в свое время их забрали. Государству будет гораздо выгодней экономически и просто по-человечески правильно, чтобы усилия замещающих семей завершились тем, что в государстве добавится благополучный трудоспособный гражданин. Не каждая замещающая семья по жилищным и финансовым возможностям сможет усыновить и(или) обеспечить жильем. Можно сколь угодно пробивать так называемый территориальный принцип при семейном устройстве сирот, но реальность далека от этого и следует с этим положением считаться. Возможно, при таком переводе следует установить минимальный срок нахождения в замещающей семье или гарантийный обязательства семьи о поддержки ребенка после выпуска или нечто иное. Или хотя бы льготный кредит для строительства жилья не был привязан к месту получения статуса. Ведь и место первой работы при распределении также привязывают к этому месту и получается замкнутый круг. Благодарю.
Уважаемая Елена Александровна! Поставленные Вами вопросы касаются детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Охрана прав детей, в том числе данной категории находятся в компетенции Министерства образования. Данный государственный орган является также разработчиком Закона Республики Беларусь “О социальных гарантиях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”. Ваши предложения по совершенствованию законодательства целесообразно адресовать данному органу государственного управления.
Гречулина Светлана Леонидовна
Почему трудовые функции "бесплатно" во время отпуска должен выполнять муж? Ведь уход за ребенком, как указано в Едином квалификационном справочнике, - это должностные обязанности приемного родителя. Именно должностные, а не опекунские.
Уважаемая Светлана Леонидовна! Вопросы, связанные с воспитанием и содержанием в приемных и опекунских семьях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также связанные с ними отношения (трудоустройство, предоставление отпусков и другие социальные гарантии) относятся к компетенции Министерства образования Республики Беларусь. По существу Вашего вопроса предлагаем обратиться в данный орган государственного управления.
Березина Юлия Михайловна
Почему пособие на приемных детей не зависит ни от инфляции, ни от прожиточного минимума? Обычным детям пособие меняют, когда прожиточный минимум меняется, зарплаты у людей меняются в зависимости от инфляции, а пособие на сирот - от какого критерия? Нигде не прописано, потому как кому вздумается?
Юлия Михайловна, дело в том, что в системе государственных пособий семьям, воспитывающим детей, и денежные выплаты на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - это разные системы, и они имеют разные источники финансирования.  Все вопросы материального обеспечения детей-сирот определяет Министерство образования. Скажу только, что размеры денежных выплат на детей-сирот регулируются постановлениями правительства и регулярно пересматриваются.
Жалобина Светлана
Добрый день! Правда ли, что планируется ежемесячно выплачивать 50% бюджета прожиточного минимума семьям, воспитывающим двоих и более детей, пока один из родителей находится в декретном отпуске? На какие категории семей это будет распространено - исходя из малообеспеченности или как? Спасибо.
Да, действительно, такой вопрос рассматривается. Категории семей, а также условия назначения данной выплаты будут озвучены после принятия согласованного решения.
Сидоренко В.В.
Возможно ли направление на профобучение прибывших в нашу страну из Украины граждан на таких же условиях, как белорусских безработных? Или прорабатываются другие варианты адаптации этой категории трудоспособных людей к потребностям рынка труда Беларуси?
В соответствии с законом "О занятости населения Республики Беларусь" граждане Украины, которые постоянно проживают в республике либо которым предоставлен статус беженца в Беларуси, могут быть направлены на профессиональное обучение на таких же условиях, что и безработные Беларуси. Всем гражданам Украины, которые обращаются в органы по труду, занятости и социальной защите по вопросу трудоустройства на территории нашей страны, оказывается содействие в поиске работы в соответствии с действующим законодательством. В целях более эффективного содействия в трудоустройстве гражданам Украины Министерством труда и социальной защиты совместно с областными и Минским городским исполнительными комитетами на основании сведений, содержащихся в общереспубликанском банке вакансий, сформирован перечень организаций и вакантных рабочих мест для возможного трудоустройства граждан Украины, который размещен по адресу http://mintrud.gov.by/ru/organization-gotovye-prinyat-grazhdan-Ukrainy. Перечень формируется и обновляется каждые 10 дней дополнительно к общереспубликанскому банку вакансий.
Зеленко С.П.
Добрый день! Скажите, пожалуйста, Марианна Акиндиновна, как Вы оцениваете грядущее увеличение подоходного налога на 1%? Почему именно на 1%, а не на 0,5% или на 2%?
Республиканским органом госуправления, проводящим государственную политику и осуществляющим регулирование и управление в сфере налогообложения, является Министерство по налогам и сборам. Министерство труда и социальной защиты  разрабатывает и вносит в установленном порядке предложения о размерах обязательных страховых взносов на государственное социальное страхование. Изменение тарифов страховых взносов на государственное социальное страхование на 2015 год не предполагается.
Пименова Светлана
Здравствуйте! У меня такой вопрос. Сколько приехавших из Украины в Беларусь получают детское пособие? Из каких средств?
Отдельной статистики о количестве получателей пособий, прибывших из Украины, не ведется. Как установлено ст. 4 Закона Республики Беларусь "О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей", выплата пособий по материнству, в связи с рождением ребенка, по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, по временной нетрудоспособности, по уходу за ребенком лицам, на которых распространяется государственное социальное страхование и за них, а также ими самими в предусмотренных законодательством случаях уплачиваются обязательные страховые взносы на социальное страхование, производится за счет средств государственного социального страхования. Выплата пособий по материнству, в связи с рождением ребенка, по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет лицам, на которых не распространяется государственное социальное страхование, а также пособий на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей, на ребенка в возрасте до 18 лет, инфицированного ВИЧ, по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в соответствии со ст. 4 Закона Республики Беларусь "О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей" производится за счет средств республиканского бюджета.
Пресс-центр

Если вы хотите провести у нас свое мероприятие, пожалуйста, свяжитесь с нами:

тел.: +375 (17) 311-33-70

e-mail: pressuser@belta.by

Адрес: 220030, г. Минск, ул. Энгельса, д. 30, к. 303 (ст.м. "Купаловская", рядом с ТЮЗом).

Контактное лицо: Ермачёнок Инна Эдуардовна

Топ-новости
Свежие новости Беларуси