ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Четверг, 18 апреля 2024
Минск +6°C
Все новости
Все новости

Вопросы конференции

Любовь Ковальчук, Могилев
В Беларуси остро стоит проблема кадров для вокально-хоровых коллективов. Одной из основных причин увольнения квалифицированных кадров (особенно мужчин-певцов) является низкая заработная плата. Так, недавно в прессе называлась среднемесячная зарплата работников профессиональных хоровых и вокальных коллективов за январь-август 2014 года в размере от Br2 млн 485 тыс. до Br6 млн 451 тыс. Актуальна ли тема заработной платы в Большом? И как решается вопрос заработной платы в театре? Ведь уход профессиональных певцов негативно сказывается на творческих возможностях коллективов.
Вопрос этот щекотливый, очень тонкий и деликатный. Могу сказать, что от нас по этой причине не уходят. Повального ухода не было, нет и надеюсь не будет. Согласитесь, деньги обладают весьма важным и исключительным свойством, их никогда не бывает много, всегда не хватает, поэтому сказать, что всех устраивает заработная плата, было бы наивно и глупо. Какой бы она ни была высокой. У нас ситуация, может быть, лучше, чем в тех коллективах, о которых идет речь в вопросе, но в любом случае, это не может устраивать ни нас, ни артистов, и мы работаем над совершенствованием.

Стимул для артистов - гастрольные поездки. В договорные отношения с другими театрами мы закладываем мысль о том, что обмениваемся солистами. Они туда едут и получают соответствующее денежное вознаграждение. Очень много гастролируем. Это важно, потому что, во-первых, представляем страну, во-вторых, зарабатываем авторитет театру за рубежом. И денежная составляющая имеет немалое значение. В прошлом году только одними суточными для артистов, а это не входит в среднюю заработную плату, импресарио, заключившие контракт с театром, выплатили около $500 тыс. А еще $500 тыс. за год мы получили гонорар театру для вознаграждения здесь солистов, которые за границей танцевали или пели сольные партии. И потом, из чего складывается заработная плата артистов, солистов? Согласно штатному расписанию есть должностной оклад, соответствующие надбавки - за статус национального, академического, Большого, за стаж работы в отрасли. Есть профессиональная надбавка, премия,  и понятно, что возможности в Большом театре отличаются от того, что есть в других  учреждениях культуры. Но так в мире принято. Большой театр - это элитарное искусство и иным оно быть не может. Понятно, что на сцене Большого театра России сегодня выход одного артиста стоит столько, сколько у нас средняя заработная плата его в месяц. Но в целом ситуация такова, жаловаться и плакаться было бы грешно и несправедливо, при всем том, что, безусловно, система оплаты труда, стимулирования требует совершенствования. И если говорить об упомянутой коллегии Министерства культуры, то на ней премьер-министр Михаил Мясникович сказал, что в правительстве рассматривается этот вопрос. Мы ни один раз выходили с такого рода предложениями, что должна присутствовать система грантов в Большом театре на стимулирование труда и некоторых других учреждениях культуры и искусства по образу и подобию того, что есть, например, в России. Это очень важно, потому что артисты имеют особый дар и особый талант, который нужно поддерживать и стимулировать. В стране есть много стимулирующих факторов.
Ольга Терещенко, Минск
Театр оперы и балета радует интересными постановками. Какие новинки появятся в репертуаре Большого в ближайший год?
Основательно и детально не обсуждали, кого пригласим на следующий Рождественский форум. А если говорить по году, то репертуар и афиша до конца театрального сезона, до июня 2015 года, сверстаны, билеты уже продаются. Но еще не до конца определились, кого пригласим. Пройдет форум, пройдет конкурс, некое количество тех, кто участвует в этом мероприятии, позже будут петь у нас на сцене. Могу сказать, что Гордей уже заявлена на "Тоску" в январе или феврале. Елена Васильевна Образцова обязательно в "Пиковой даме" споет. Потом Венера Гимадиева, молодая певица, планируем, споет партию в спектакле "Риголетто". Будут еще имена, и их будет много. Если говорить про постановки, то в марте - премьера "Царской невесты", начало июня - премьера спектакля "Кармен" Безе. В качестве режиссера-постановщика выступает Галина Галковская, а в качестве художника-постановщика - Анна Контак из Финляндии, мы уже сотрудничали с ней. Будет детская постановка "Доктор Айболит". Музыку написала белорусский композитор Марианна Морозова и либретто к спектаклю сделала белорусский театральный критик Татьяна Мушинская. Во второй половине 2015 года будет этот спектакль. На следующий год также запланирована новая редакция "Бахчисарайского фонтана" и на осень спектакль в постановке Бориса Эйфмана "Анна Каренина". В 2016 году заявлена постановка "Маленький принц" Глебова.
Ольга Терещенко, Минск
Театр оперы и балета радует интересными постановками. Какие новинки появятся в репертуаре Большого в ближайший год?
Основательно и детально не обсуждали, кого пригласим на следующий Рождественский форум. А если говорить по году, то репертуар и афиша до конца театрального сезона, до июня 2015 года, сверстаны, билеты уже продаются. Но еще не до конца определились, кого пригласим. Пройдет форум, пройдет конкурс, некое количество тех, кто участвует в этом мероприятии, позже будут петь у нас на сцене. Могу сказать, что Гордей уже заявлена на "Тоску" в январе или феврале. Елена Васильевна Образцова обязательно в "Пиковой даме" споет. Потом Венера Гимадиева, молодая певица, планируем, споет партию в спектакле "Риголетто". Будут еще имена, и их будет много. Если говорить про постановки, то в марте - премьера "Царской невесты", начало июня - премьера спектакля "Кармен" Безе. В качестве режиссера-постановщика выступает Галина Галковская, а в качестве художника-постановщика - Анна Контак из Финляндии, мы уже сотрудничали с ней. Будет детская постановка "Доктор Айболит". Музыку написала белорусский композитор Марианна Морозова и либретто к спектаклю сделала белорусский театральный критик Татьяна Мушинская. Во второй половине 2015 года будет этот спектакль. На следующий год также запланирована новая редакция "Бахчисарайского фонтана" и на осень спектакль в постановке Бориса Эйфмана "Анна Каренина". В 2016 году заявлена постановка "Маленький принц" Глебова.
Ольга Маевская, Минск
Хорошее начинание театра - вывоз постановок в регионы. Они востребованы?
Действуем по принципу филиалов. Договора подписаны с Гомелем, Новополоцком, Могилевом. Где-то в течение пяти лет действуют, где-то в течение трех, по постоянной схеме. Мы раз в месяц выезжаем с оперным спектаклем или с балетом. Это отработано и востребовано. Мы исходим из того, что театр должен быть ближе к регионам, более доступным. Ведь не всегда у человека есть возможность приехать в Минск, купить еще и билет в театр. Поэтому есть такой путь зрителю получить удовольствие от театра.
Колобкова Анна
Что стоит за формулировкой: Большой театр оперы и балета Беларуси уехал на гастроли? Это фуры декораций, костюмов?
И симфонический оркестр в придачу. Гастроли - в первую очередь престиж страны. В прошлом году мы вывозили спектакли "Богема" и "Мадам Баттерфляй" с симфоническим оркестром. Проехали около 30 крупнейших городов Великобритании. Это важно для страны. В Великобритании, пожалуй, немного знают о Беларуси. А в декабре-январе у нас традиционно проходят гастроли по 25 городам Австрии, Германии, в некоторых городах дадим по два спектакля "Щелкунчик" и "Лебединое озеро". В этом году гастроли начинаются с 10 декабря. В прошлом году 30 с лишним городов Франции и Бельгии принимали белорусский театр. Эти гастроли для нас традиционные, но они очень важные. И для театра, и для страны в целом. Это имидж. Когда в Вене выступал балет с "Лебединым озером", ночью мне звонил наш посол, в восторге рассказывая, что белорусы произвели фурор, зал аплодировал балету стоя. Разве это для нашей страны не авторитетно? Через культуру и искусство мы движемся к развитию и экономических, и торговых, и политических отношений. В конце концов, дружба между народами рождается на основе культурных связей.

Мы не так давно поставили спектакль "Семь красавиц" на музыку азербайджанского композитора. 6 декабря состоится показ этого спектакля в Азербайджане. А в прошлом году поменялись на целую неделю театрами с Эстонией согласно меморандуму о сотрудничестве между двумя театрами. В Эстонии не видели никогда нашего театра. Повезли 300 человек с хором, симфоническим оркестром, балетом, с декорациями. Был грандиозный обмен. Работаем по Италии, Испании, а сейчас прорабатываем гастроли по Канаде. Когда наша Катя Олейник в течение двух или трех месяцев танцует в Вашингтонском балете, это тоже престиж нашей страны.
Катерина Демченко, Молодечно
Какие необычные проекты театр оперы и балета реализовал и планирует осуществить? Был проект на воде в Прибалтике, в котором участвовали белорусские артисты. А у себя на родине Большой не планирует что-то подобное?
У стен Тракайского замка мы выступали с "Лебединым озером". На понтонах была установлена сцена, где танцевал наш балет. Потрясающее зрелище. К реализации такой идеи у стен Несвижского замка мы подходим. Но не так просто было реализовать проект "Вечера Большого в замке Радзивиллов". Мы ведь устанавливаем во внутреннем дворике две сцены. Одна для симфонического оркестра, вторая для спектакля и партер на 1,5 тыс. мест. Это тоже уникальный проект… Да, мы заглядываемся на озеро. На откосах думаем установить места для зрителей, а на водной глади - сцену. Но все это технически сложно реализовать. Когда такое случится - трудно сказать, ничего не могу обещать.
Корр. БЕЛТА
Приезжают ли иностранные зрители на форум?
Приезжают и на форум, и просто на спектакли. И из Литвы, и из Латвии, и из Польши. Посещение театра включается в программы туристических туров. Например, из Германии одно агентство постоянно привозит по 30 человек. Был случай, когда немецкий банк отправил своих сотрудников на представление в Минск. Мне звонили из Москвы с просьбой задержать на пять минут начало спектакля, потому что автобус с гостями застрял в пробке. Технически в театре все сделано, чтобы иностранным зрителям было комфортно смотреть наши постановки. Есть бегущая строка перевода внизу сцены на английский язык.
Алла Владимировна Крученкова, преподаватель музыки
Согласны ли вы с предложением Министерства культуры Беларуси включить в школьную программу предмет "отечественная и мировая художественная культура", а также увеличить число часов музыки?
Это реализуемо, и я смотрю на это положительно. Не раз говорил, что в школах отменили уроки пения, необходимо это восстановить. И когда говорят, давайте заниматься просвещением в театре, привлекать молодежь, я отвечаю, что не будем мы этого делать. Каждый должен заниматься своим делом. Ликбезом мы не обязаны заниматься. Мы создаем творческий продукт. На уроках музыки в школе нужно давать азы, как это и было раньше. И тогда в театр придет сформировавшийся человек, имеющий минимальное представление о театре, музыке. Никто не будет сам по себе заниматься, изучать, какие композиторы писали. Отсутствие уроков музыки - потеря и для эстетического воспитания личности в целом.
Пресс-центр

Если вы хотите провести у нас свое мероприятие, пожалуйста, свяжитесь с нами:

тел.: +375 (17) 311-33-70

e-mail: pressuser@belta.by

Адрес: 220030, г. Минск, ул. Энгельса, д. 30, к. 303 (ст.м. "Купаловская", рядом с ТЮЗом).

Контактное лицо: Ермачёнок Инна Эдуардовна

Топ-новости
Свежие новости Беларуси