ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Четверг, 25 апреля 2024
Минск Сплошная облачность +8°C
Все новости
Все новости

Вопросы конференции

Андрей, Минск
Как Вы относитесь к фестивалям мобильного кино? Как Вы оцениваете качество работ на такого рода мероприятиях? Готовы ли Вы как режиссер, как сценарист и как просто известная личность содействовать талантливой молодежи, работы которой были отмечены на такого рода фестивалях?
Ефремов Александр Васильевич

Несколько лет был в жюри одного из таких фестивалей. Смотрел картины, отмечал для себя, что есть люди, которые мыслят неординарно, но, к сожалению, не в моей компетенции помочь им. Советовал получать образование, кто-то пошел учиться, однако были работы и откровенно слабые. Приходится иногда читать литературные произведения, написанные графоманами, так и в кино появляются кинографоманы. Конечно, это тоже один из путей заявить о себе, сейчас в Доме кино постоянно проходят просмотры подобных фильмов.

Корр. БЕЛТА
Как Вы считаете, нужен ли белорусскому интернет-пространству качественный ресурс о кино? Что бы Вы хотели видеть на таком ресурсе? Читаете ли Вы сами новости кино в интернете?
Ефремов Александр Васильевич

Новости кино я стараюсь читать везде: в журналах, в интернете, в прессе, которую я получаю. Конечно, мы нуждаемся в таком ресурсе. Какова связь с мировой кинематографической культурой у нас, у хорошо или плохо информированного зрителя? Я действительно с сожалением для себя отмечаю, что те режиссеры, которые являются историей мирового кинематографа, ее сверхвершинами, ее невозможными достижениями, сейчас представляют малый интерес.

Мне так горько осознавать, что фраза Андрона Сергеевича Кончаловского по поводу жизни в искусстве в целом и в частности о самом себе как о кинорежиссере, кажется, справедлива. Он сказал: "Все равно судьба одна: или не заметят, или забудут". Надо, чтобы очень много замечали, для этого действительно нужно интернет-пространство, и как можно дольше не забывали. Я вчера в очередной раз посмотрел картину "Сталкер" Андрея Тарковского. Какое изумительное, мощное, глубокое, серьезное, по-настоящему художественное произведение. Для начала на белорусском интернет-ресурсе о кино я хотел бы видеть кинематографическую историю ее титанов, демиургов, творцов: Феллини, Бергмана, Куросавы, Тарковского.

Корр. БЕЛТА
А из белорусских режиссеров кто там должен быть?
Ефремов Александр Васильевич

Из белорусских режиссеров там обязательно должны быть такие, как Туров, Добролюбов, хотя он не исчезает со своими "Белыми росами", блестящий режиссер Валерий Рыбарев, Валерий Рубинчик - тоже талантище огромный, которого уже нет, Леонид Нечаев, Вячеслав Никифоров, Михаил Пташук и Борис Степанов с той же своей "Альпийской балладой". Может быть, я кого-то упустил. Если они будут, это будет прекрасно. Изумительные страницы в истории белорусского кино.

Мария, Минск
Большая поклонница Театра-студии киноактера. За 35 лет у театра сформировался свой зритель. Какой он? Раньше любимым актерам поклонники писали письма, теперь, в век интернета, как общаетесь со зрителями? Интернет и обсуждения на форумах - мешают и раздражают или помогают взглянуть на свою работу с другой стороны рампы?
Ефремов Александр Васильевич

У нас рядом со сценой выход из так называемого артистического фойе. И за этими шторами я смотрю спектакль, наблюдаю за зрителем. Вижу, как люди смеются, грустят… Это великолепные ощущения для человека, который имеет отношение к тому, что происходит на сцене. Но всякие зрители бывают. Бывают и недовольные. Слава богу, их совсем немного. Бывают люди, которые с необыкновенной злобой пишут об артисте или спектакле в интернете. Это уже вопрос культуры.

Хочу отметить, что мобильные телефоны стали гораздо реже звонить во время спектакля. Вместе с тем есть люди, которые отвечают на звонки, не выходя из зала. И такие тоже встречаются. Но, тем не менее, подавляющее большинство зрителей в театре ведут себя достойно. Я считаю, что зритель нашего театра стал гораздо культурнее.

Что касается общения в интернете, то у меня нет страницы в соцсетях. Мне это не очень интересно. Но я иногда заглядываю на страницы тетра, читаю, что пишут актерам. Пишут больше хорошего, чем плохого. Также я читаю отзывы на мои кинокартины. Они обсуждаются, поскольку телевизионная аудитория огромна. Честно сказать, я достаточно долго в кино (45 лет в этом году) и достаточно точно знаю, где "навалял". Стараюсь, чтобы этого было как можно меньше, но все равно бывает. Сейчас кинопроизводство такое жесткое стало. Ты должен быть настолько подвижен и гибок, что иногда не удается все уловить. Иногда тебе навязывают артиста, которого ты не хотел бы снимать. Но канал настаивает. Идешь навстречу, а потом думаешь - зря. Такое тоже порой случается. В подавляющем большинстве комментарии положительные. А что касается откровенной истерии, то ее я пытаюсь не замечать.

Жанна, Минск
Вы больше 25 лет являетесь художественным руководителем Театра-студии киноактера. Теперь зданию театра предстоит пережить капитальный ремонт. В новые помещения на киностудии "Беларусьфильм" перебраться не захотели, как предлагалось? Это место уже обжитое, родное? Куда на время ремонта переедете?
Ефремов Александр Васильевич

Это никоим образом пока не сказалось на театре. Мы готовим постановку новой пьесы "Две стрелы", премьера которой состоится 6 мая. Когда-то ее успешно поставили во ВГИКе, наш режиссер немного трансформировал спектакль. Может, это станет достоинством или недостатком пьесы, посмотрим. Театр-студия киноактера следует своему репертуару, у нас, как и положено, проходит 26-28 постановок в месяц. Получается даже делать выездные. Совсем недавно в Париже были со спектаклем "Легкой жизни никто не обещал" Жан-Клода Ислера. Спектакль прошел с успехом. Недавно встретил Павла Латушко, и он сказал: приятные волны возвращаются в белорусское посольство. Всем очень понравилось.

А где будем переживать ремонт? Слава богу, в городе ремонты театров проходят постоянно, схема переселения отработана. Пока в театре-студии киноактера ремонт еще не наступил, мы не задумывались, куда переезжать. Есть опробованные площадки: Дом офицеров, концертный зал "Минск", Дворец профсоюзов. Повторюсь, мы часто выезжаем. Наш зал на отдельные спектакли не вмещает всех желающих, расстояние от сцены до первого ряда 70 см, очень трудно играть в таких условиях, но актеры справляются великолепно. Хотим, чтобы сцена, сам театр технически были оснащены современным оборудованием, однако коренных переделок опасаюсь. Это намоленное, наше театральное место.

Корр. БЕЛТА
Какое впечатление оставил первый белорусский театральный сезон в Париже?
Ефремов Александр Васильевич

Очень хорошие. Мы привезли экран, на который проецировался текст на французском языке, единственный недостаток такого способа, чтобы зрители понимали, о чем говорится в спектакле, это то, что французы смеялись раньше, чем актеры успевали сказать реплику.

Евгения, Сморгонь
Александр Васильевич, расскажите о новом фильме "Любимый город", над которым вы сейчас работаете. И о планах на театральной сцене было бы интересно узнать.
Ефремов Александр Васильевич

Надеюсь, фильм появится в самое ближайшее время, потому что мы его заканчиваем. Это история танкиста Калганова. Он похоронен у нас на Военном кладбище. Человек уникальный. Он во времена войны в одном бою подбил 22 немецких танка. Если допустима такого рода терминология к войне, то это своеобразный рекорд, подвиг неповторяемый. Речь шла не о рекорде, а о защите Ленинграда. Это история невообразимого героизма. Слава богу, он выжил, после войны работал в Минске. История этого танкиста романтизирована, сценаристы придумали любовную линию.

Военная тема меня не оставляет. Я снял три картины на эту тему: "Снайпер. Оружие возмездия", "Покушение" и "Немец". Эта будет четвертой картиной в моей биографии. Однажды я услышал высказывание одного достаточно легкомысленного режиссера, который, сняв военное кино, сказал: "Я закрыл тему войны". Он был достаточно самоуверен, но эту самоуверенность можно простить, так как очень сложно снимать военное кино. Он просто, наверное, устал. Эта тема, которую мы никогда не закроем, она останется интересной, надеюсь, и для зрителя. Речь идет о подвиге народа и страны, который нельзя никогда забывать и позволять присвоить этот подвиг кому-то другому, или каким-то другим образом трактовать его итоги. Вот это есть тоже культурная безопасность государства.

Я никогда не думал, что военная тема станет моей, потому что это действительно очень ответственно и очень сложно. Я всегда подхожу к ней с таким волнением. Вообще военная тема пережила огромные трансформации за время существования советского кинематографа. Раньше немцы были почти комедийными, дураками, идиотами, и их было очень легко победить. Затем мы долго шли к литературе трех "Б": Бондарева, Бакланова, Быкова. Лейтенантская проза, так называемая, в которой появилась правда о войне. Мы пережили и этот период. Мы пережили период жестокого реализма, и сейчас так или иначе романтизируем эту тему, создаем новую мифологию войны. Она никоим образом не искажает историю, но имеет форму, доступную зрителю, приключенческую и романтизированную. Я не считаю, что это заблуждение. Я думаю, что это путь к зрителю, и этим путем нужно идти, не обязательно всем, но это благодарный путь, как мне кажется.

Любимова Наталья, Брест
Среди ваших мелодрам есть такие, отзывы о которых полярные: от восторженных до слезливости. Например, это касается сериалов "Рифмуется с любовью" и "Она не могла иначе". Последний даже едва ли не в традициях индийских фильмов, считают некоторые. Это ожидаемо?
Ефремов Александр Васильевич

Да, вполне. Фильм "Рифмуется с любовью" посвящен профессору Олейник. Это реальная история. Мелодрама вообще планирует слезливость. Что касается этой мелодрамы, то практически все актеры, которые снимались, а это неплохие артисты, отдали часть гонораров за картину онкогематологическому центру, о котором идет рассказ. Те, кто обвиняют в слезливости, взяли бы и сделали что-нибудь подобное тому, что сделали сотрудники центра. Они впервые создали банк белорусской крови костного мозга, излечили такое количество детей, что им просто кланяться надо. Если кто-то всплакнул на этом сериале - слава богу, может, что-нибудь почувствовал, может, что-то сделает для этих детей. Что касается "Она не могла иначе", я не вижу там особенной слезливости, потому что так или иначе фактологически мы опирались действительно на биографию Валентины Толкуновой. Этот фильм без претензий на то, чтобы сделать биографическим, я в этом не вижу никакого смысла вообще. Песни Валентины Толкуновой - компонент картины.

А что касается индийских фильмов… Существует огромная аудитория индийского кино, потому что там есть сказка. Многие люди ждут, что когда-нибудь в их жизни случится сказка. Я вполне допускаю такие вещи в мелодраме. Это, конечно, не элитарное кино, но оно интересно огромной аудитории.

Галина
Документальное кино - для тех, кто не имеет художественного взгляда?
Ефремов Александр Васильевич

Чтобы документальное кино снять, на самом деле мало иметь художественный взгляд, должна быть абсолютно точная гражданская позиция, ощущение социальной и идеологической проблематики. Документальное кино требует в самом высоком смысле авторской гражданственности.

Андрей, Минск
Сегодня молодым режиссерам в Беларуси очень трудно выйти в люди. Не раз поднималась тема поддержки молодых, вот и новый гендиректор киностудии "Беларусьфильм" заявлял о планах создания продюсерского центра короткометражного кино начинающих авторов. Как вы считаете, это поможет переломить ситуацию?
Ефремов Александр Васильевич

Я сам проходил через такое. Первой картиной, которую я снял, была короткометражка "Большая любовь Чередниченко Н.П.". Александр Калягин снимался в главной роли. За эту картину я получил приз за лучшую режиссуру, а он за лучшее исполнение мужской роли на европейском фестивале молодых кинематографистов. Очень хороший путь. Но вряд ли он осуществим сейчас.

Я набирал мастерскую, мне удалось несколько ребят найти. Саши Колбышева, который снимал "Волки", уже нет, Андрюша Кудененко работает, Иван Павлов что-то делает. Я поступал во ВГИК. У нас был конкурс 200 человек на место, сейчас - 1,5-2 человека. Интерес к профессии другой.

Галина
Свою главную картину вы уже сняли?
Ефремов Александр Васильевич

Нет, конечно. Кто знает, будет ли она. Про кого хочу снять фильм, так это про Петра Елфимова. Написать сценарий и снять мелодраму обязательно с его голосом. Только времени нет для работы над сценарием, было бы неплохо, если бы предложили. А мелодрама была бы с очень высоким рейтингом, как картина "Она не могла иначе", которая снималась на основе биографии Валентины Толкуновой. С его вокалом, мощным голосом... Такой культуры исполнения ни у кого из эстрадников нет, он звезда. Петра надо показать как артиста, с его песнями, вокалом. Рассказать историю о мальчишке, который прошел путь к известности. Любовные истории, конечно, должны присутствовать. Были идеи снять фильм про Лепса. Но пока нет. Я всю жизнь мечтаю снять кино про сестер Азаричевых. Тоже тема.

Корр. БЕЛТА
Александр Васильевич, скоро ваш личный юбилей, как его планируете отметить?
Ефремов Александр Васильевич

Главное событие - завершение работы над четырехсерийной картиной "Любимый город". Она выйдет очень скоро. Мы хотели успеть к 9 мая, но не получилось. Там много компьютерной графики. Сейчас продюсер определяется, когда она выйдет. После 20 июня я хочу сделать что-то вроде маленького праздника, соберу друзей в театре, покажу отрывки из картины.

Пресс-центр

Если вы хотите провести у нас свое мероприятие, пожалуйста, свяжитесь с нами:

тел.: +375 (17) 311-33-70

e-mail: pressuser@belta.by

Адрес: 220030, г. Минск, ул. Энгельса, д. 30, к. 303 (ст.м. "Купаловская", рядом с ТЮЗом).

Контактное лицо: Ермачёнок Инна Эдуардовна

Топ-новости
Свежие новости Беларуси