ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Суббота, 20 апреля 2024
Минск +2°C
Все новости
Все новости

Вопросы конференции

Сойко Ольга Николаевна, Минск
На конференции, проводимой РУП "Информационно-издательский центр по налогам и сборам" 29.04.2016, главным государственным налоговым инспектором МНС РБ Волкогоновой Ю.М. было сказано, что на затраты, учитываемые при налогообложении, с 01.01.2016 относится только сумма оплаты основных отпусков. Сумма оплаты дополнительных и поощрительных отпусков не включается в состав затрат, учитываемых при налогообложении. Вместе с тем, согласно подпункту 1.3 пункта 1 статьи 131 Налогового кодекса, при налогообложении не учитываются выплаты физическим лицам, работающим в организациях по трудовым договорам, в денежной и натуральной формах, не предусмотренные законодательством или сверх размеров, предусмотренных законодательством, Дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, предусмотренный статьей 157 Трудового Кодекса, предоставляется работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда на основании аттестации рабочих мест по условиям труда. Продолжительность дополнительного отпуска определяется в зависимости от установленного по результатам аттестации класса (степени) вредности труда согласно приложению 1 к постановлению Совета Министров от 19.01.2008 № 73 "О дополнительных отпусках за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и особый характер работы" (с изменениями и дополнениями). Предоставление дополнительного отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда соответствующим работникам является обязанностью работодателя, установленной законодательством. Включается ли оплата дополнительного отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в состав затрат, учитываемых при налогообложении, в 2016 году?
Тарасевич Ольга Александровна

Затраты на оплату дополнительного отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда не указаны в ограничениях, установленных статьей 131 НК. Поэтому возможно включение оплаты дополнительного отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в состав затрат, учитываемых при налогообложении.

Терентьева Ольга Васильена, Минск
Работник был командирован из Минска в Москву самолетом. Единственным видом пассажирского транспорта, услугами которого можно воспользоваться для проезда в Национальный аэропорт Минск, является пригородный автобус Минск - Национальный аэропорт Минск, стоимость проезда в котором превышает стоимость проезда в городском общественном транспорте. К авансовому отчету работник приложил проездной документ (билет), подтверждающий расходы по проезду пригородным транспортом общего пользования до Национального аэропорта Минск. Возможно ли возмещение расходов по проезду в аэропорт с включением их в затраты, участвующие в налогообложении?
Тарасевич Ольга Александровна

Инструкцией о порядке и условиях предоставления гарантий и компенсаций при служебных командировках за границу, утвержденной постановлением Минтруда от 30 июля 2010 г. №115, определены расходы и в каком порядке должен понести наниматель при направлении работника в командировку, в том числе путем возмещения. Все дополнительные расходы, которые наниматель несет по собственной инициативе, не учитываются при налогообложении прибыли.

В соответствии с подпунктами 11.1 и 11.2 пункта 11 Инструкции №115 работнику возмещаются как расходы по проезду воздушным, железнодорожным, водным, автомобильным транспортом (пассажирский транспорт) до места командирования и обратно, так и расходы по проезду на вокзал, в аэропорт, на пристань, а также с вокзала, аэропорта или пристани на внутренних линиях водного, воздушного, автомобильного пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси) либо в пассажирских поездах или вагонах во внутригосударственном сообщении к месту отправления, назначения и пересадок, если они находятся за пределами населенного пункта (кроме случаев, если работнику предоставляются бесплатные средства перемещения). Когда такое возмещение соответствует Инструкции №115, возможно включение этих расходов в состав затрат, учитываемых при налогообложении.

Савенок Наталья, Речица
Полученный организацией на текущие нужды банковский кредит направлен на погашение задолженности по налогу на прибыль, уплату пеней за несвоевременное исполнение налоговых обязательств. Как в налоговом учете отражаются начисленные проценты по данному кредиту?
Тарасевич Ольга Александровна

- Проценты за пользование кредитами (займами) учитываются при налогообложении прибыли, уменьшая налоговую базу. Исключение составляют проценты по кредитам, займам, которые относятся на стоимость инвестиционных активов в соответствии с законодательством (п.п. 2.8 пункта 2 ст. 130 НК), проценты по просроченным займам и кредитам (п.п. 1.20 п. 1 ст. 131 НК) и ограничения, установленные статьей 131-1 НК.

Корр. БЕЛТА
Какова динамика поступлений в бюджет налога на прибыль в текущем году?
Тарасевич Ольга Александровна

- В консолидированный бюджет Беларуси в первом квартале текущего года поступило более Br2,1 трлн налога на прибыль, что в сопоставимых ценах составляет 94,3% к такому же периоду 2015 года.

Всего платежей в бюджет, контролируемых налоговыми органами, за 3 месяца 2016 года поступило Br46,1 трлн. Из них сумма поступлений в местные бюджеты превысила Br26 трлн.

Значительную часть поступлений в бюджет составили также налог на добавленную стоимость – около Br13,0 трлн (28,3%), подоходный налог – почти Br8,9 трлн (19,4%), акцизы - Br4,5 трлн (9,7%).

Основная часть доходов бюджета - 94,6% - сформирована за счет платежей организаций. Удельный вес платежей организаций негосударственного сектора составил 50,7%, индивидуальных предпринимателей – 2,2%. На долю платежей физических лиц приходится 3,1%.

Игорь, Минск
Какие схемы чаще всего используют субъекты хозяйствования, чтобы сократить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, то есть платить меньше налогов?
Тарасевич Ольга Александровна

- Следует учитывать, что налог на прибыль определяется плательщиком самостоятельно. Влиять на эту сумму плательщик может, используя несколько рычагов: размер налогооблагаемой прибыли может уменьшаться за счет затрат и внереализационных расходов.

Самая распространенная схема – это привлечение к получению дохода фирм-однодневок. Соответственно, затраты, которые были понесены при работе с этими фирмами, не учитываются при налогообложении. Однако следует отметить, что есть указ Президента, касающийся лжепредпринимательских структур, разработаны и успешно применяются соответствующие меры, позволяющие выявлять такие схемы.

Очень широко используется практика, когда для увеличения своих затрат, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, предприятие привлекает своего же штатного работника в качестве индивидуального предпринимателя для оказания услуг или выполнения работы, которую работник и так выполняет в рамках своих должностных обязанностей.

Особенно это практикуется в отношении так называемых нематериальных услуг, факт оказания которых сложно проверить, например консультационных, бухгалтерских, дизайнерских, маркетинговых и др. Например, главный инженер может быть привлечен в качестве консультанта по тем же вопросам, которые он фактически курирует.

В таких случаях собираются все доказательства о том, что данное лицо является сотрудником компании, и привлечение его в качестве индивидуального предпринимателя является неправомерным действием, направленным на уменьшение налогооблагаемой базы и, соответственно, сокращение объема налоговых платежей. Данные затраты не учитываются при определении налогооблагаемой базы, и по результатам проверки происходит доначисление налога.

Отдельное направление контрольной работы – проверка соответствия цен при совершении сделок. В последнее время для минимизации прибыли субъекты хозяйствования стали применять механизм трансфертного ценообразования. Министерство проводит системную работу по организации эффективного контроля в данном направлении. Налоговым кодексом предусмотрен порядок и субъекты, которые попадают под особый контроль. Уже наработана определенная практика контроля. В 2015 году было выявлено 30 случаев занижения налога на прибыль с использованием трансфертных цен, по результатам проверок в бюджет дополнительно поступило более Br4 млрд. По итогам первого квартала текущего года выявлено уже 5 таких случаев, в результате в бюджет дополнительно поступило около Br2 млрд.

Пресс-центр

Если вы хотите провести у нас свое мероприятие, пожалуйста, свяжитесь с нами:

тел.: +375 (17) 311-33-70

e-mail: pressuser@belta.by

Адрес: 220030, г. Минск, ул. Энгельса, д. 30, к. 303 (ст.м. "Купаловская", рядом с ТЮЗом).

Контактное лицо: Ермачёнок Инна Эдуардовна

Топ-новости
Свежие новости Беларуси