Мобильная версия
ГОСОРГАНЫ
Онлайн-конференция

Антимонопольная политика в Едином экономическом пространстве

03.03.2014 | 14:00 - 15:00
Единое экономическое пространство открыло для белорусских предприятий огромный рынок сбыта. Вместе с тем формирование трансграничного рынка повлекло за собой необходимость создания четких правил игры для субъектов хозяйствования. Существенным шагом в этом направлении стало подписанное Беларусью, Казахстаном и Россией в декабре 2010 года Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции, основная цель которого - обеспечение равных условий экономической деятельности и формирование единой конкурентной политики на территории ЕЭП.

В октябре 2013 года главами тройки был подписан модельный закон "О конкуренции", определивший единые подходы к основным положениям национального законодательства государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства в сфере конкурентной политики. В декабре прошедшего года Евразийской экономической комиссии были переданы полномочия по контролю за соблюдением единых правил конкуренции на трансграничных рынках на территориях государств ТС и ЕЭП.

Каковы результаты и перспективы формирования единой конкурентной политики на территории ЕЭП? Планируют ли государства-участники полностью отказаться от госрегулирования цен? Какие механизмы защиты есть у субъектов хозяйствования от предприятий-монополистов и ценовой дискриминации? На эти и многие другие вопросы ответят во время онлайн-конференции исполняющий обязанности директора департамента антимонопольного регулирования Евразийской экономической комиссии Александр Курильчик, заместитель начальника отдела по надзору за соблюдением антимонопольного законодательства департамента антимонопольного регулирования ЕЭК Алеся Абраменко, а также консультант департамента конкурентной политики и политики в области государственных закупок ЕЭК Татьяна Козловская.

Ответы будут публиковаться 3 марта после 14.00 по мере готовности.

Лента новостей
Все новости

Вопросы конференции

Корр. БЕЛТА
Беларусь одной из первых ратифицировала 17 соглашений о создании Единого экономического пространства. В их числе и соглашение о конкуренции. Какие цели преследует это соглашение? Как оно будет работать, и особенно в Беларуси?
Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции было подписано в Москве 9 декабря 2010 года и ратифицировано тремя государствами – членами Единого экономического пространства - Беларусью, Казахстаном и Россией. Документ является базовым из пакета соглашений по формированию Единого экономического пространства, поскольку формирует основы функционирования конкурентных рынков на территории стран ЕЭП. Основная цель соглашения - обеспечение свободы и равных условий экономической деятельности, а также формирование единой конкурентной политики на территории ЕЭП.

Единое экономическое пространство открыло для белорусских предприятий огромный рынок сбыта, что позволит Беларуси еще плотнее работать с основным торговым партнером - Россией.

Как вы знаете, до образования Единого экономического пространства Россия устанавливала более высокие цены на топливно-энергетические ресурсы, поставляемые в Беларусь, по сравнению с внутренними. Однако такой подход невозможен в рамках ЕЭП, так как он создает искусственные преимущества для одних хозяйствующих субъектов перед другими, что препятствует добросовестной конкуренции.

При снятии ценового регулирования конкурентоспособность неэффективно работающих предприятий снизится, и они вынуждены будут пойти на скорейшую модернизацию. Кроме того, проведение взвешенной конкурентной политики и применение мер антимонопольного регулирования является более прогрессивным методом государственного воздействия на проявления монополизма субъектов хозяйствования и органов управления.

В дальнейшем реализация соглашения позволит повысить конкурентоспособность белорусских товаров в результате снижения цен за счет выравнивания условий хозяйствования в рамках ЕЭП, что даст возможность хозяйствующим субъектам сторон работать более стабильно и расширять производство.

Корр. БЕЛТА
Каковы основные цели и принципы единой конкурентной политики?
Основной целью единой конкурентной политики является обеспечение свободного перемещения товаров, услуг и капитала, свободы экономической деятельности и эффективного функционирования товарных рынков на единой таможенной территории государств - участников Таможенного союза, гармонизация законодательства сторон в области конкурентной политики и недопущение действий, способных оказать негативное влияние на их взаимную торговлю.

Единая конкурентная политика предполагает установление единых принципов и правил конкуренции, обеспечивающих выявление и пресечение антиконкурентных действий на территории государств – членов ЕЭП, и действий, оказывающих негативное влияние на конкуренцию на трансграничных рынках на территории двух и более сторон.

В национальном законодательстве Беларуси, России и Казахстана должны быть закреплены единые принципы: равенства в применении норм антимонопольного законодательства; недопустимости антиконкурентных действий государственных органов; обеспечения эффективного контроля за экономической концентрацией; эффективного администрирования; эффективности санкций за совершение антиконкурентных действий; информационной открытости; эффективного сотрудничества.

Согласно единым правилам конкуренции на трансграничных рынках устанавливаются запреты на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов, злоупотребление доминирующим положением, недобросовестную конкуренцию.
Ступиш Геннадий, Смоленск
Как будут выявляться нарушения конкуренции? Будут проводиться какие-то расследования, анализ, или по заявлению граждан, предприятий?
Пресечение нарушений хозяйствующими субъектами запретов, установленных Соглашением о единых принципах и правилах конкуренции, будет осуществляться Евразийской экономической комиссией, если такие нарушения оказывают негативное влияние на конкуренцию на трансграничных рынках на территории двух и более государств – членов ЕЭП. Комиссия будет рассматривать заявления хозяйствующих субъектов, органов власти сторон, а также физических лиц о наличии признаков нарушения правил конкуренции, установленных в соглашении. По результатам рассмотрения заявления, а также по собственной инициативе комиссия будет проводить расследования, возбуждать и рассматривать дела о нарушении правил конкуренции.

Комиссией разработаны нормативные правовые акты, регламентирующие порядок рассмотрения заявлений о нарушении правил конкуренции, проведения расследований, а также рассмотрения дел о нарушении правил конкуренции.

Ирина Мясникова, Гомель
В соглашении о конкуренции есть понятие "трансграничный рынок". Что это за рынок, как будет определяться, кто будет пресекать антиконкурентные действия субъектов?
Трансграничный рынок - это товарный рынок, который охватывает территории или части территорий двух и более сторон соглашения. Это, в первую очередь, рынки железнодорожных и авиаперевозок, телекоммуникаций и т.д.

Решением Высшего Евразийского экономического совета утверждены критерии отнесения рынка к трансграничному в целях определения компетенции ЕЭК.

Если ранее национальные антимонопольные органы не могли расследовать трансграничные нарушения в сфере конкуренции, выходящие за рамки одного государства, то теперь такие нарушения (картельные соглашения, недобросовестная конкуренция, злоупотребление доминирующим положением) оказываются в поле зрения комиссии.
Корр. БЕЛТА
В каждой из трех стран есть свои антимонопольные органы, и есть наднациональный орган - Евразийская экономическая комиссия. Каждый будет работать по отдельности или будет налаживаться какое - то сотрудничество?
Соглашением о единых принципах и правилах конкуренции предусмотрено взаимодействие уполномоченных органов сторон, а также разработан и утвержден порядок взаимодействия, в том числе информационного, Евразийской экономической комиссии и уполномоченных органов сторон.

На постоянной основе комиссией организуются встречи руководителей антимонопольных органов государств - членов Единого экономического пространства и члена коллегии (министра) по конкуренции и антимонопольному регулированию ЕЭК Нурлана Алдабергенова в формате "три плюс один".

С участием представителей национальных антимонопольных органов при ЕЭК созданы рабочие группы по проблемам злоупотребления доминирующим положением, антиконкурентных соглашений, недобросовестной конкуренции, а также по оценке регулирующего воздействия на конкуренцию нормативных правовых актов сторон, адвокатированию конкуренции, сокращению необоснованного государственного участия в экономиках сторон, слияниям и поглощениям. Также создан методический совет по конкуренции в целях совершенствования методической работы по анализу законодательства, товарных рынков, выявлению и устранению барьеров, в том числе путем гармонизации законодательств.
Филиппок Николай, Гродно
Меня, как руководителя частного предприятия, в первую очередь волнует вопрос ценовой дискриминации. Например, российское предприятие отечественным предприятиям дает скидку или отпускает продукцию по более низким ценам, а белорусскому, наоборот, по более высокой цене. Как должна измениться ситуация в Едином экономическом пространстве?
Да, вопрос ценовой дискриминации в сегодняшних условиях очень актуален. Не секрет, что отдельные субъекты хозяйствования одной страны реализуют сырье и материалы субъектам хозяйствования другой страны по более высоким ценам. Если своим субъектам предоставляют бонусы, дают скидки, то субъектам хозяйствования другой страны они навязывают определенные условия, дополнительные к цене, завышают цены на свою продукцию.

Это противоречит Соглашению о единых принципах и правилах конкуренции, которое работает в условиях Единого экономического пространства Беларуси, Казахстана и России. Конкурентное законодательство в соответствии с соглашением должно применяться к субъектам хозяйствования всех трех стран одинаковым образом и в одинаковой мере.

Соглашение предусматривает установление единых принципов конкуренции, в соответствии с которыми Беларусь, Казахстан и Россия гармонизировали свое национальное законодательство.

К примеру, в Беларуси 12 декабря 2013 года подписана новая редакция закона "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции", в котором законодательно закреплены принципы государственной политики в данной сфере. В частности, принцип равенства в применении норм антимонопольного законодательства к хозяйствующим субъектам независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и места регистрации юридических лиц, гражданства, места жительства, имущественного и должностного положения физических лиц и иных обстоятельств.

Мисевич О.В, Новосибирск
Если белорусское предприятие допускает нарушение конкуренции на товарном рынке России, предусмотрены ли меры ответственности к нему за это или ничего не будет?
Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции распространяется на отношения, связанные с реализацией конкурентной политики на территории государств- участников соглашения, и на отношения с участием хозяйствующих субъектов (субъектов рынка) сторон, которые оказывают или могут оказывать негативное влияние на конкуренцию на трансграничных рынках на территории двух и более сторон.

Статьей 14 соглашения предусмотрены серьезные штрафные санкции за нарушение правил конкуренции. К примеру, недобросовестная конкуренция влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 12 тыс. до 20 тыс. российских рублей, на юридических лиц - от 100 тыс. до 500 тыс. российских рублей и так далее по видам нарушений.
Корр. БЕЛТА
Вы назвали размеры штрафов. А не получится ли так, что за нарушение белорусскимм субъектом правил конкуренции в Казахстане или России соответствующий антимонопольный орган удержит штраф в бюджет своей страны?
Комиссия в лице департамента антимонопольного регулирования будет рассматривать заявления, проводить необходимые расследования, возбуждать и рассматривать дела о нарушении правил конкуренции, установленных соглашением, которые оказывают или могут оказать негативное влияние на конкуренцию на трансграничных рынках на территории двух и более сторон, на основании обращений уполномоченных органов, органов власти, хозяйствующих субъектов сторон, физических лиц или по собственной инициативе, выносить определения, принимать обязательные для исполнения хозяйствующими субъектами решения, в том числе о применении санкций к хозяйствующим субъектам, в случаях, предусмотренных соглашением.

Штрафы хозяйствующим субъектом - нарушителем будут уплачиваться в национальной валюте и в бюджет той страны, на территории которой он зарегистрирован, по курсу, установленному центральным (национальным) банком этой страны на день принятия ЕЭК решения о наложении штрафа.
Якубович А.И., Минск
Куда можно пожаловаться на действия предприятий - монополистов, которые навязывают определенные условия договоров, создают дискриминационные условия для входа на рынок другим предприятиям или нарушают конкуренцию?
Высшим Евразийским экономическим советом принято решение от 24 декабря 2013 года № 58 о передаче Евразийской экономической комиссии полномочий по контролю за соблюдением единых правил конкуренции на трансграничных рынках на территориях государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Пресечение нарушений осуществляется ЕЭК, если такие нарушения оказывают негативное влияние на конкуренцию на трансграничных рынках двух и более стран.

Адрес Евразийской экономической комиссии: 115114, г. Москва, ул. Летниковская, д. 2, стр. 1, стр. 2, номер телефона из Республики Беларусь: 8-107495 669-24-00, добавочный (41-33). Сайт: eurasiancommission.org.
Омелькович Евгений, Могилев
Единые принципы и правила конкуренции - это очень хорошо для бизнеса. Но обычных граждан, прежде всего, волнуют цены. Что будет с ценами, будут ли они регулироваться и на какие группы товаров? Или вообще на все товары будет свободное формирование цен?
Вопрос о ценах всегда очень существенный. Ведь цены – это, можно сказать, зеркало экономики. Для любого потребителя цены всегда имеют немаловажное значение.

Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции предусматривает и определенное ценовое регулирование. Установлен перечень, в отношении которого не применяются положения соглашения, то есть сторона имеет право регулировать цены. Это природный газ, сжиженный газ для бытовых нужд, электро- и тепловая энергия, водка, ликеро-водочная и другая алкогольная продукция крепостью свыше 28%, этиловый спирт из пищевого сырья, лекарственные препараты, топливо твердое, печное и керосин для бытовых нужд, продукция ядерно-энергетического цикла и нефтепродукты. Соглашение не распространяется на государственное регулирование цен на услуги, включая услуги естественных монополий, а также на сферу государственных закупочных и товарных интервенций.

Введение странами – участниками соглашения государственного ценового регулирования на товарных рынках осуществляется в исключительных случаях. Это могут быть, в том числе, чрезвычайные ситуации и стихийные бедствия, соображения национальной безопасности при условии, что возникшие проблемы невозможно решить способом, имеющим меньшие негативные последствия для состояния конкуренции.

В качестве временной меры страны ЕЭК могут вводить государственное ценовое регулирование на отдельные виды социально значимых товаров на отдельных территориях на определенный срок. Общий срок применения госрегулирования не может превышать 90 дней в течение одного года. Его продление может осуществляться по согласованию с ЕЭК. Причем, если сторона вводит госрегулирование цен, то она должна в срок, не превышающий 7 календарных дней, проинформировать об этом ЕЭК и другие стороны соглашения.
Загрузить еще
или перейти на страницу

Пресс-конференция Юрий Альберс,
Александр Гагиев,
Елена Зубрилова
14 февраля Большие биатлонные старты в Беларуси: Гонка легенд и открытый чемпионат Европы
Брифинг Владимир Станилевич,
Геннадий Акстилович
12 февраля Особенности организации охраны общественного порядка и медицинского обслуживания на массовых мероприятиях
Круглый стол Валентина Гинчук,
Галина Черник,
Татьяна Олихвер,
Ирина Арефьева
11 февраля Современной школе – современные программы и учебники
Пресс-конференция Кирилл Вяткин,
Иван Судникович,
Дмитрий Острейко,
Вадим Ипатов
11 февраля Борьба с преступлениями в сфере высоких технологий. Итоги года и новые вызовы
Пресс-конференция Виолетта Брезовская,
Сергей Красуцкий,
Марина Буйко,
Ольга Бартман
1 февраля Меры по ужесточению антитабачного законодательства в Беларуси
Онлайн-конференция Андрей Лобович,
Валерий Ковальков
31 января Практика реализации декрета "О содействии занятости населения"
Пресс-конференция Елена Симакова,
Анна Котова,
Сергей Янковский,
Светлана Белаш
30 января Дети в социально опасном положении: как выявить, защитить и не навредить
Брифинг Андрей Ромашко 24 января Изменения в порядке планирования, проведения и финансирования капитального ремонта жилья
Пресс-конференция Сергей Вязович,
Александр Василевский,
Алексей Вишневский,
Григорий Пацкевич
23 января "МАЗ-СПОРТавто": по следам "Дакара-2019"
Пресс-конференция Кирилл Глущенко,
Елена Моргунова,
Ирина Ненартович,
Людмила Скорина,
Алла Бондарук
22 января Требования к качеству и маркировке пищевой продукции: новации в технических регламентах ЕАЭС
Пресс-конференция Наталия Павлюченко,
Владимир Климченко,
Нина Грабар
17 января Указ №500: новации в государственном социальном страховании для ИП и самозанятых граждан
Пресс-конференция Марина Малаева,
Юрий Кукашук,
Игорь Кушнеревич
15 января О совершенствовании системы жилищно-коммунального хозяйства города Минска
Пресс-центр

Если вы хотите провести у нас свое мероприятие, пожалуйста, свяжитесь с нами:

тел.: +375 (17) 327-24-47

т/ф.: +375 (17) 327-13-46

e-mail: pressuser@belta.by

Заявка на проведение мероприятия

Адрес: 220030, г. Минск, ул. Энгельса, д. 30, к. 303 (ст.м. "Купаловская", рядом с ТЮЗом).

Контактное лицо: Криставчук Светлана Алексеевна

Погода
Минск
Барановичи
Бобруйск
Борисов
Брест
Варшава
Вильнюс
Витебск
Гомель
Гродно
Жлобин
Киев
Лида
Минск
Могилёв
Мозырь
Москва
Орша
Полоцк
Рига
Санкт-Петербург
Солигорск
МЧС предупреждает
Курсы валют
Нацбанк Лучшие курсы
Покупка Продажа
EUR
2.439 BYN 2.436 BYN 2.442 BYN
USD
2.1574 BYN 2.155 BYN 2.159 BYN
RUB
3.2566 BYN 3.252 BYN 3.26 BYN
Подробнее курсы валют нацбанка Лучшие курсы
ТВ программа

Видео

Лукашенко: проблемы в отношениях Беларуси и ЕС не носят хронического характера и подлежат разрешению

Инфографика

Достижения Домрачевой и Скардино Дарья Домрачева - первая среди женщин-биатлонисток, кому удалось на Олимпийских играх разных лет завоевать четыре золотые награды.