ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Пятница, 19 апреля 2024
Минск +7°C
Все новости
Все новости
Онлайн-конференция
18 февраля 2015, 11:00

О пенсионных новациях

В Беларуси насчитывается 2 млн 561,4  тыс. пенсионеров, из них 643 тыс. продолжают работать. На выплату пенсий ежемесячно расходуется около Br7 трлн. За прошлый год произведено три перерасчета трудовых пенсий (в феврале, августе и ноябре), ежеквартально повышались минимальные и социальные пенсии, надбавки, повышения и доплаты к пенсиям в связи с ростом бюджета прожиточного минимума. В 2014 году по сравнению с 2013-м среднемесячный размер пенсии по возрасту увеличился на 19,6% до Br2 млн 501,1 тыс., а ее реальный показатель - на 1,3%.

В Беларуси с 2014 года минимальный стаж с уплатой взносов, требуемый для назначения пенсии по возрасту или за выслугу лет, увеличен до 10 лет, с 2015 года  - до 15 лет. Приняты меры по повышению возраста для обращения за социальной пенсией до 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин, по увеличению уровня дифференциации пенсионных выплат, усилению значимости трудового стажа в размере пенсии.

Какие новации содержатся в указе №570 "О совершенствовании пенсионного обеспечения", который вступил в силу с 1 января 2015 года? Планируется ли повышение до 20 лет стажевого порога для назначения пенсии? Будут ли изменены возрастные планки для пенсионного бонуса за долголетие? Предусматривается ли изменять законодательство в отношении работающих пенсионеров? Когда возможно в Беларуси развитие накопительного уровня пенсионной системы? Когда в Беларуси ожидается очередное повышение трудовых пенсий?

Этот интерактивный проект реализуется одновременно на сайтах belta.by и mintrud.gov.by.

Вопросы конференции

Морозова В.В., Минск
Добрый день! Фактически за год стажевый порог для назначения пенсии повысился в три раза - с 5 до 15 лет. У меня вопрос: планируется ли дальнейшее его повышение? В прессе мелькнула цифра - 20 лет…

В настоящее время вопрос о повышении минимального стажа, необходимого для назначения пенсии, не рассматривается. Однако следует отметить, что даже повышенный с января текущего года до 15 лет минимальный период работы с уплатой взносов - достаточно мягкое требование для последующего длительного получения пенсии. Сравните: требуемые 15 лет работы почти в 2,5 раза меньше периода трудовой активности (от 18 до 55-60 и более лет). При этом период получения пенсии (более 20 лет) превышает период формирования права на пенсию. Поэтому в перспективе разница между периодом формирования права на пенсию (то есть требуемым стажем) и периодом получения пенсии будет постепенно сокращаться. В то же время ожидается, что льготы социально уязвимым категориям (например, многодетным матерям, инвалидам с детства, их родителям) будут сохранены.

Горелик Дмитрий, Брестская область
С 1 января 2015 года Указом № 570 "О совершенствовании пенсионного обеспечения" предусмотрено повышение пенсий лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, исчисленным при длительном стаже работы с невысокими заработками. Сколько человек получили пенсию в повышенном размере с января? Каков средний размер такого повышения?
По оценке, с 1 января 2015 года пенсии повысились более чем у 670 тыс. человек. В среднем размеры пенсий у этой группы увеличились на Br40 тыс.
Тимирязев Александр, г. Минск
Валерий Валерьевич, не могли бы Вы пояснить, какие новации предусмотрены Указом № 570 "О совершенствовании пенсионного обеспечения" по повышению пенсий за длительный стаж работы с 1 января 2016 года?
Указом № 570 с 1 января 2016 года предусматривается дополнительное повышение пенсий лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, имеющим длительный стаж. Это произойдет за счет более высокой стоимости каждого полного года стажа работы сверх 40 лет у мужчин и 35 лет у женщин. Стоимость 41-го и 36-го года стажа составит 1,1% средней заработной платы для исчисления пенсии, 42-го и 37-го - 1,2%, 43-го и 38-го - 1,3%, 44-го и 39-го - 1,4%, 45-го и 40-го - 1,5% средней заработной платы для исчисления пенсии или минимальной стоимости года стажа, установленной этим указом с 1 января 2015 года.

Кроме того, с 1 января 2016 года лицам со стажем работы 36 лет у мужчин и 31 год у женщин при исчислении трудовой пенсии будет учитываться заработок в размере до 5-кратной средней заработной платы работников в республике (то есть при исчислении размеров пенсий будет учитываться индивидуальный коэффициент заработка до 5).
Шарейко Екатерина, г. Лида
Сколько в Беларуси получателей социальных пенсий и какой их размер? По оценке, для какого количества мужчин и женщин социальная пенсия будет назначена на 5 лет позже в связи с тем, что у них не имеется минимального 15-летнего (или установленного для отдельных категорий 5-летнего) стажа работы?
На начало февраля нынешнего года численность получателей социальных пенсий составила 59,1 тыс. человек. В основном это дети-инвалиды, инвалиды с детства, дети, потерявшие кормильца. Размеры их пенсий разные - в зависимости от степени утраты здоровья или группы инвалидности - от Br1 млн 71,1 тыс. до Br1 млн 570,9 тыс. Средний размер социальной пенсии составляет Br1 млн 296,4 тыс. Для лиц, которые не являются инвалидами и не имеют минимального стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов, размер пенсии составляет Br714,1 тыс. По оценке, численность лиц, которые не смогут выйти на пенсию по достижении общеустановленного пенсионного возраста по причине отсутствия 15 лет страхового стажа, в 2015 году составит около 1 тыс. человек.
Серегина Светлана, Минская область
Чем объясняется повышение планки стажа для назначения пенсии? Какова практика других стран, какие там приняты нормативы в данной сфере?

В условиях старения населения возрастает потребность в дополнительных средствах и более рациональном их использовании. Поэтому требования для получения права на государственную пенсию ужесточаются. 15-летний минимальный страховой стаж требуется в Литве, Латвии, Эстонии, Украине. В России он увеличивается до 15 лет постепенно. В странах Евросоюза требуемый стаж, как правило, еще выше.

Тишкович Д.Л., Солигорск
Планируются ли изменения в законодательство о профессиональном пенсионном страховании? Каков объем поступивших в 2014 году средств?
Профессиональное пенсионное страхование в Беларуси введено с 1 января 2009 года. Его целью является постепенное освобождение общей пенсионной системы от расходов на досрочные пенсии.

25 сентября 2013 года принят Указ Президента Республики Беларусь № 441 "О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования и пенсионного обеспечения", которым предоставлено право работникам, занятым в особых условиях труда, заменить формирование досрочной пенсии ежемесячной доплатой к заработной плате. Внесение других изменений на данном этапе не планируется.

Сумма взносов на профессиональное пенсионное страхование в 2014 году составила Br1 трлн 19 млрд 100 млн. Средства поступили в полном объеме (100%).
Козлов М.М., Гродно
Скажите пожалуйста, как изменился реальный размер пенсий за прошедший год и каков прогноз на 2015 год?
В 2014 году реальный размер пенсии по возрасту увеличился на 1,3%. В этом году планируется поддержание реальной пенсии на уровне прошлого года.
Хруцкая Нина Вас., Гомельская область
Здравствуйте! Меня волнует такой вопрос: почему размер пенсий в Беларуси не индексируется в связи с инфляцией? Мне кажется, привязка размеров пенсий к заработной плате при значительном уровне инфляции приводит к тому, что пенсионеры теряют в деньгах.
На финансирование пенсионных выплат направляются страховые взносы - отчисления из фонда заработной платы. Другого источника нет. Поэтому основанием для индексации трудовых пенсий является определенный рост уровня заработной платы в республике. Заметим, что при таком механизме индексации пенсий обеспечивается их реальный рост. Например, за последние четыре года реальная пенсия возросла на 39,2%.

При индексации трудовых пенсий по росту потребительских цен реальный размер пенсии будет только поддерживаться на сложившемся уровне, а расти не будет.
Хамицевич Вячеслав, Минск
Когда возможно в Беларуси развитие накопительного уровня пенсионной системы?
Если под развитием накопительного уровня пенсионной системы имеется ввиду введение общеобязательного накопительного компонента, то такая мера в стране не предполагается. Уже хотя бы потому, что широко известен негативный опыт подобных реформ в других государствах. Экономические неурядицы текущего пятилетия еще ярче показали уязвимость накопительных механизмов. Весьма показателен в этом отношении опыт России, где спустя десятилетие решение о введении обязательного накопления признано ошибочным. Сегодня там принимаются меры по выведению накопления в добровольный формат - в гражданско-правовое страхование.

Кроме того, на введение накопления нужны огромные средства. Если мы в накопление направим какую-то часть взносов, собранных для выплаты сегодняшних пенсий, то нужно будет найти, чем восполнить потребности для их финансирования. Свободных средств для этого нет ни у государства, ни у работодателей и работников.

В то же время в нашей республике уже сегодня имеется возможность для накопления средств на будущую пенсию по дополнительным пенсионным программам, предлагаемым страховыми организациями.
Даниленко Татьяна, г. Пинск
Здравствуйте! Хочу поблагодарить БЕЛТА и Минтруда и соцзащиты за организацию онлайн-конференций, за возможность задать вопросы, которые волнуют людей. Меня интересует, планируются ли какие-либо изменения тарифов взносов на социальное (пенсионное) страхование для работодателей?
Сегодня тариф взноса на государственное социальное страхование для большинства работодателей составляет 34% фонда заработной платы, в том числе 28% - на пенсионное страхование и 6% - на социальное страхование. Для работника данный тариф составляет 1% индивидуального заработка.

За счет этих взносов финансируются трудовые пенсии (по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет), пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, семьям, воспитывающим детей, по безработице и другие выплаты, предусмотренные законодательством о государственном социальном страховании. Данный тариф соответствует потребностям Фонда социальной защиты населения на финансирование названых выплат. Резервов для снижения тарифов взносов не имеется. Поэтому вопрос изменения тарифов на социальное (пенсионное) страхование для работодателей в настоящее время не прорабатывается.
Жинкович С.Д., Брест
Приходилось неоднократно слышать о том, что в белорусском обществе отрицательно относятся к повышению пенсионного возраста. А проводились ли социологические исследования на эту тему? И запланированы ли они на ближайшую перспективу?
Опрос общественного мнения по вопросу о повышении пенсионного возраста министерством не инициировался, не проводился и не планируется. В целом проведение социологических исследований не относится к компетенции Минтруда и соцзащиты.

Также заметим, что есть вопросы, ответы на которые очевидны. Вопрос о повышении пенсионного возраста - из их числа.
Новосельская К.К., Светлогорск
Какова мировая практика в отношении пенсионного возраста? Каковы тенденции? В каких государствах он на уровне Беларуси?
Уменьшение (ограничение) притока получателей пенсий путем повышения пенсионного возраста - одна из мер по сдерживанию пенсионных расходов. Особую актуальность она приобрела в условиях старения населения. Именно поэтому во многих странах, в том числе в бывших республиках СССР, уже реализованы или реализуются принятые решения о повышении возраста для обращения за пенсией (на 2-5 лет для мужчин и на 2-8 лет для женщин). Кроме нашей республики, неизменным со времен СССР пенсионный возраст остается в России и Узбекистане.
Больше результатов
Пресс-центр

Если вы хотите провести у нас свое мероприятие, пожалуйста, свяжитесь с нами:

тел.: +375 (17) 311-33-70

e-mail: pressuser@belta.by

Адрес: 220030, г. Минск, ул. Энгельса, д. 30, к. 303 (ст.м. "Купаловская", рядом с ТЮЗом).

Контактное лицо: Ермачёнок Инна Эдуардовна

Топ-новости
Свежие новости Беларуси