ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Понедельник, 14 октября 2019
Минск Облачно с прояснениями +12°C
Новости
Все новости
Все новости
Онлайн-конференция
17 января 2014, 12:00

Результаты и перспективы работы торговой инспекции

Онлайн-конференция на тему "Результаты и перспективы работы торговой инспекции" пройдет на сайте БЕЛТА 17 января с 12.00 до 13.00.

Управление контроля потребительского рынка, или проще - торговая инспекция, создано при Министерстве торговли в июле 2013 года. Инспекция осуществляет контроль за соблюдением организациями и гражданами, в том числе ИП, законодательства о торговле, в частности, требований к качеству реализуемых товаров. Ведет надзор за надлежащим выполнением субъектами хозяйствования работ и оказанием услуг.

Какие болевые точки удалось выявить в контролируемых сферах? Планируется ли усиливать меры воздействия на недобросовестных субъектов хозяйствования? Какие нарушения чаще всего допускают объекты торговли и общественного питания? На эти и другие вопросы ответят во время онлайн-конференции начальник управления контроля потребительского рынка - торговой инспекции Валерьян Беспалый, заместитель начальника управления контроля потребительского рынка - торговой инспекции Кирилл Слабко.

Вопросы можно задавать заранее или непосредственно во время проведения конференции на сайте БЕЛТА www.belta.by в разделе "ONLINE КОНФЕРЕНЦИЯ". Ответы будут публиковаться 17 января после 12.00 по мере готовности.

Вопросы конференции

Корр. БЕЛТА
С 1 июля 2013 года, когда заработала торговая инспекция, прошло чуть больше полугода. Как оцениваете результаты работы, ее влияние на ситуацию в торговой сфере? Сколько проведено проверок, мониторингов? Каких позитивных результатов удалось достичь? Какие объекты оказались в центре внимания инспекции? Расскажите о планах на 2014 год.
С 1 июля по 31 декабря 2013 года управление контроля потребительского рынка - торговая инспекция Министерства торговли Беларуси провело контрольные мероприятия примерно на 1350 объектах, в том числе во время плановых и внеплановых проверок инспекция посетила 659 объектов, во время мониторингов - обследовала свыше 690 объектов.

Внимание инспекторов было направлено на соблюдение субъектами хозяйствования правил ведения торговли отдельными видами товаров и общественного питания, бытового обслуживания потребителей, выполнение требований соответствующих нормативно-правовых актов.

Под пристальным вниманием контролирующего органа оказалась деятельность сетей - было проверено почти 300 объектов торговли и общественного питания различных форматов, в том числе таких, как сети "Евроопт", "Рублевский", "Мила". Инспектировались объекты торговли и бытового обслуживания, расположенные в сельской местности, их проверено более 100. Кроме того, на контроле инспекции находится деятельность субъектов хозяйствования, связанная с оказанием бытовых услуг, в том числе услуг по техническому обслуживанию автомобилей, и торговлей автозапчастями.


По результатам проверок было составлено 922 протокола об административных правонарушениях. По состоянию на 31 декабря прошлого года в судебные органы было направлено 883 дела, из которых рассмотрено 556 дел; штрафные санкции применены на сумму более Br400 млн.

Результаты проверок свидетельствуют о большом количестве нарушений в контролируемых инспекцией сферах. Те или иные нарушения выявлены практически в каждом проверенном или обследованном объекте - в 96% случаев.

Вместе с тем необходимо отметить, что, несмотря на неизменное общее количество выявляемых нарушений, их тяжесть уменьшается. Это хорошо заметно на примере работы крупных торговых сетей, которые оперативно и, главное, адекватно реагируют на результаты проведенных в их торговых объектах контрольных мероприятий.

В 2014 году торговая инспекция продолжит контрольные мероприятия по уже упомянутым направлениям. Кроме того, особое внимание будет уделяться субъектам торговли и общественного питания, которым предстоит стать визитной карточкой Беларуси для гостей в период чемпионата мира по хоккею.
Андреевская Екатерина
Можно ли, на ваш взгляд, назвать санкции, предусмотренные Административным кодексом, действенными мерами против недобросовестной деятельности субъектов торговли (к примеру, реализация товаров с истекшими сроками годности, хранения наказывается штрафом в размере от 30 до 500 базовых величин)? Проводятся ли повторные проверки, мониторинги, которые должны показывать, что нарушения не просто устранены, но и не повторяются?
Как показал анализ рассмотренных судами дел, размеры штрафных санкций, установленных за большинство выявляемых во время проверок и мониторингов нарушений, низкие. При этом суды применяют, как правило, минимальные санкции.

Отсутствие единообразного подхода при рассмотрении дел и привлечение к минимальной ответственности виновных должностных и юридических лиц не позволяет обеспечить должный порядок в сферах торговли и услуг, сократить количество выявляемых нарушений. В некоторых случаях субъекту предпринимательской деятельности выгоднее заплатить за реализацию товаров с истекшими сроками годности штраф, чем списывать товар, стоимость которого существенно превышает размер штрафных санкций.

В этой связи Министерство торговли 13 декабря 2013 года обратилось в Верховный суд с просьбой рекомендовать судам при рассмотрении вопросов о привлечении к ответственности за подобные нарушения применять более существенные штрафные санкции, соизмеримые с характером совершенных административных правонарушений, степенью вины нарушителей законодательства, а также тяжестью возможных последствий.

Кроме того, в настоящий момент Министерство торговли готовит предложения по внесению изменений и дополнений в отдельные нормативные правовые акты, направленных на ужесточение ответственности за отдельные правонарушения в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения и защиты прав потребителей. Эти предложения будут направлены в правительство в рамках работы по приведению законодательных актов в соответствие с законом "О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь", который принят Национальным собранием.
Шалфей Юлия
Мониторинг, проверку каких объектов планируете провести в ближайшее время? На какой период придутся рейды? В каких населенных пунктах они пройдут?
Как уже говорилось, в 2014 году торговая инспекция продолжит контрольные мероприятия по уже упомянутым направлениям. Проведение контрольных мероприятий носит постоянный характер. С учетом структуры инспекции - отделы контроля имеются в каждом областном центре - они могут проводиться в любом регионе страны.

В ближайшее время особое внимание будет уделяться объектам придорожного сервиса, а также тем, которые расположены в местах возможного пребывания и перемещения участников и гостей чемпионата мира по хоккею.
Жаворонков Руслан
К сожалению, доступ на полки магазинов крупных торговых сетей по-прежнему открыт только крупным производителям, что противоречит принципам добросовестной конкуренции. Проводились ли проверки по данному факту? Когда доступ товаров в магазины станет равным для всех производителей?

В соответствии с перечнем контролирующих (надзорных) органов и сфер из контрольной (надзорной) деятельности, утвержденным указом № 510 от 16 октября 2009 года "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь", контроль за соблюдением антимонопольного законодательства входит в сферу контрольной деятельности департамента ценовой политики Министерства экономики Беларуси.

У Министерства торговли отсутствуют полномочия на составление протоколов об административных правонарушениях по статьям 11.24 "Нарушение антимонопольного законодательства" и 11.25 "Ограничение конкуренции" Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Вместе с тем Министерство торговли готово принять участие в совместных с Минэкономики контрольных мероприятиях.

Отмечу, что нормы закона о государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь, разработанного с учетом реализуемых в республике мер по либерализации условий осуществления хозяйственной деятельности, направлены, в том числе, на упорядочение отношений, связанных с торговлей и общественным питанием, и устранение недобросовестной практики и давления на контрагентов со стороны торговых сетей и поставщиков.
Краснова Юлия
На какие нарушения в сферах торговли и общепита чаще всего жалуются граждане, обращающиеся на горячую линию торговой инспекции?
Основными нарушениями на объектах торговли и общественного питания являются реализация товара с просроченными сроками годности, отсутствие товара по ассортиментным перечням, неоформление или отсутствие ценников, контрольных весов и другие. Те, кто обращается на горячую линию, в большей степени жалуются на несоответствие цены на ценниках в магазинах, на реализацию просроченных товаров.
Пушной Алексей
Планируете ли изменять в преддверии чемпионата мира по хоккею график и режим проверок объектов обслуживания? Каким критериям должны будут соответствовать магазины, кафе, рестораны и т. д.?
До старта чемпионата мира по хоккею в Минске осталось уже не так много времени. И мы держим на особом контроле вопросы работы тех объектов, которые будут обслуживать гостей и жителей Минска в этот период. В соответствии с законодательством режим проверки таких объектов должен совпадать с режимом их работы. За последнее время проведены проверки объектов торговли и общественного питания, которые работают в Национальном аэропорту Минск и на столичном железнодорожном вокзале. Результаты этих проверок будут рассматриваться на заседании комитета под председательством министра торговли. По итогам проверок, к сожалению, было установлено достаточно много нарушений. В частности, выяснилось, что практически в каждом втором объекте торговли реализуется просроченный товар. Соответственно будет усилен и спрос с субъектов хозяйствования, в первую очередь с тех, кто осуществляет свою деятельность на территории аэропорта и вокзала.
Корр. БЕЛТА
Сколько должно поступить жалоб на конкретный магазин, чтобы сотрудники инспекции выехали на место?
В данном случае количество не имеет значения. Мы проверяем соответствие жалобы и принимаем решение по проверке. Покупателю, чьи права были нарушены, достаточно позвонить один раз, чтобы мы были готовы проверить любой объект. К сожалению, одномоментно отреагировать на все звонки мы не можем. У нас в штате на всю страну числятся 34 человека, тогда как количество торговых объектов и общепита превышает 72 тыс. В то же время число предпринимателей, которые занимаются реализацией товара и оказанием услуг, 120 тыс. Вместе с тем все звонки, которые поступают к нам на горячую линию, берем под контроль.
Руслан
Телефон доверия торговой инспекции пока только городской, планируется ли сделать его более доступным для граждан, создав, например, трехзначный номер, по которому без проблем можно было бы звонить из любой мобильной сети? Нет информации о режиме работы этого телефона. Можно ли, например, по нему звонить вечером и в выходные дни, когда основная масса жителей городов посещает магазины?

Мы подумаем над созданием короткого номера телефона. Однако и действующий номер в Минске совсем не сложный, его легко запомнить - (017) 200-92-02. К нам пока не поступало жалоб от населения на то, что туда нельзя или сложно дозвониться. Он работает в рабочее время, автоответчика там нет, общение осуществляется напрямую с гражданином. Если люди сталкиваются с проблемой вечером, когда возвращаются с работы, или в выходные дни, можно позвонить по этому номеру позднее. В среднем в день к нам поступает около 50 сообщений, однако это общая цифра - она включает обращения в адрес Министерства торговли. В министерстве также организовано регулярное проведение горячих линий, куда могут обращаться граждане.
Лидия Старовойтова
По моему опыту, самое массовое нарушение во всех магазинах - игры с ценами: несоответствие ценника на прилавке цене в чеке, заведомо некорректная выкладка акционного товара, в результате которой покупатель, выбирая товар на акции, платит полную его стоимость. Много ли жалоб поступает на такие нарушения? Как вы реагируете на них? Имеет ли смысл писать об этом в книгу жалоб магазина, если эти жалобы рассматривает сам магазин? И могу ли я вернуть уже оплаченный товар, если обнаружила несоответствие цены на ценнике и в чеке? Спасибо!
Порядок оформления ценников и их наличия является одним из факторов, который мы при каждой инспекции проверяем у субъекта хозяйствования. Конечно, есть множество нареканий на несоответствие цен по многим объектам. Но мы принимаем меры, в том числе составляем документы для привлечения юрлиц и субъектов хозяйствования к ответственности. Если сам покупатель выявил несоответствие цены в торговом зале и при расчете, несомненно, он имеет право потребовать правильного расчета у любого субъекта и возврата товара.

Всегда нужно обращаться к руководителю объекта, который должен эту ситуацию рассмотреть и решить в пользу покупателя, если факт нарушения установлен. Нужно ориентироваться на цену, которая указана в ценниках в торговых залах. Если же в чеке стоимость выше, покупатель может потребовать вернуть ему разницу.

Что касается особенно крупных игроков, таких как торговые сети, они со своей стороны тоже принимают меры во избежание конфликтных ситуаций. Например, во многих объектах есть приборы, чтобы покупатель мог проверить цену товара.
Нестерович Евгения
В отделах фруктов и овощей часто встречаются указатели, информирующие об отсутствии в товаре генетически модифицированных организмов. При этом я ни разу не видела табличек, свидетельствующих о наличии в составе продукции ГМО. Кто и каким образом проверяет, есть ли в импортных фруктах трансгены? Или наличие таблички, свидетельствующей, что такие организмы в продукции не содержатся, всего лишь маркетинговый ход? Насколько велика вероятность купить продукцию с генетически измененными организмами, если таблички "без ГМО" на ней нет?
Субъект хозяйствования обязан известить покупателя о наличии ГМО в продуктах питания. Это можно сделать либо с помощью информации на ценнике, либо другими способами. Если же информации об отсутствии ГМО нет, а фактически ГМО присутствует в товаре, значит, субъект хозяйствования не выполняет правила торговли.
Береза Михаил
На протяжении последних лет крупные торговые сети постепенно вытесняют с рынка небольшие магазинчики, в которых всегда можно было найти товары от различных производителей и с ценой на любой кошелек. Однако большие магазины, несмотря на внушительную площадь, предлагают ограниченный ассортимент товаров, в основном дорогих. Какие меры собираетесь предпринять, чтобы переломить сложившуюся ситуацию?
Я думаю, что ситуация значительно и резко улучшится в этом направлении, когда вступит в действие закон о государственном регулировании торговли и общественного питания в Беларуси. Он, по нашим данным, уже подписан Президентом. Но сегодня ситуация неоднозначная, потому что и объекты разного уровня есть - и гипермаркеты, и супермаркета, и небольшие объекты, в которых весь ассортимент выпускаемых в республике товаров разместить невозможно. Речь идет о мелких магазинах.

Я бы не хотел пока комментировать документ, который еще не напечатан. Он вступит в действие только через полгода после официального опубликования. Я бы предпочел, чтобы комментарий дало руководство Министерства торговли.
Багрий Олег
Здравствуйте! Видят ли представители торговой инспекции результаты своей деятельности, когда ходят в магазины, кафе, которые до этого подверглись проверкам? Какие они?
Мы отслеживаем ситуацию. В том числе после каждой проверки субъекты хозяйствования нас информируют в письменной форме о том, какие меры они приняли для устранения нарушений. В последующем мы делаем обследование или мониторинг тех объектов, которые проверили. Принимается решение: заниматься ли последующими проверками объекта или нет.
Больше результатов
Пресс-центр

Если вы хотите провести у нас свое мероприятие, пожалуйста, свяжитесь с нами:

тел.: +375 (17) 327-24-47

т/ф.: +375 (17) 327-13-46

e-mail: pressuser@belta.by

Адрес: 220030, г. Минск, ул. Энгельса, д. 30, к. 303 (ст.м. "Купаловская", рядом с ТЮЗом).

Контактное лицо: Ермачёнок Инна Эдуардовна

Топ-новости
Свежие новости Беларуси