ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Вторник, 7 февраля 2023
Минск -3°C
Все новости
Все новости
Регионы
10 ноября 2022, 20:53

Разделенные водой: как жители Суража ждали открытия обновленного моста через Касплю

Сураж - городской поселок в Витебском районе, который на слуху не только у жителей северного региона Беларуси, но и всей страны. Те, кто интересуется историей Великой Отечественной войны, знают, что в годы противостояния фашисткой оккупации здесь стоял так называемый Суражский котел, который еще именуют Витебским. Однако любопытно не только прошлое горпоселка, но и его география. Он разделен двумя реками - Западной Двиной и ее притоком Касплей - на три части, две из которых соединены мостом. Этот мост отслужил уже более 40 лет. В этом году такой важный для населенного пункта объект преобразился. Корреспонденты БЕЛТА узнали у местных жителей, как прошел год ожидания до открытия после реконструкции моста и насколько теперь повысился комфорт жизни суражан.

В фотоархивах местных жителей отыскался снимок еще деревянного моста через Касплю, построенный ориентировочно после Великой Отечественной войны. "Новый по сравнению с тем просто как дворец на фоне избушки-развалюшки", - шутят старожилы. Без ограждений, сколоченный из бревен, он нарушал бы, по современным меркам, все нормы безопасности. Однако тогда это был такой же жизненно важный объект для Суража. Ледоход на полноводном притоке Западной Двины однажды снес деревянную конструкцию. После этого рядом построили железобетонный мост. Временной переправой до окончания строительства стала баржа.

Если дороги в стране сравнивают с важными артериями в транспортной системе, то мост в Сураже - скелет, на котором держится единый организм населенного пункта. Без него попасть из одной части горпоселка в другую попросту невозможно. Реку Каспля, почти такую же широкую, как и Западная Двина, просто так вброд не перейдешь, оттого и состояние моста напрямую влияло на потоки пешеходов и авто с одного берега притока на другой. Его не раз латали и чинили, как это назвали местные жители, однако глобально проблемы такие работы не решали. Дорожное покрытие старело и ветшало, так что ямочный ремонт не помогал.

Реконструкция моста здесь началась в августе 2021 года. Рядом установили временный металлический путепровод с односторонним движением. Жители горпоселка с пониманием и воодушевлением ждали окончания масштабной стройки, своими глазами наблюдая, как меняют железобетонные конструкции, балки и укладывают новое мостовое полотно - эта часть стройки всех впечатляла.

Особенно высоко оценили новинку социальные работники, которые на велосипедах проезжают по нему каждый день, чтобы навестить своих подопечных. "Сказать, что мы рады новому мосту - ничего не сказать. Каждый день езжу по нему туда и обратно не один раз. Для нас это жизненно важный объект, связующее звено между двумя частями поселка. Старый мост свое уже отслужил и требовал обновления. Новый мост стал намного лучше прежнего. Здесь сделали стоки, освещение у него хорошее, можно спокойно ездить в темное время суток. Для пешеходов сделали очень удобные тротуары, а детям с такими ограждениями не страшно теперь в школу ходить", - поделилась социальный работник и местная жительница Людмила Кадырова, которая застала строительство прежнего моста еще пятилетней девочкой и прошла по нему за всю жизнь не один десяток километров, так что может с полным основанием проводить сравнительный анализ двух сооружений.

Не будь этого моста, по ее словам, не только соцработникам, но и другим жителям Суража пришлось бы добираться до работы или учебы на катере, причем не раз за день. "Для нас это был настоящий праздник, когда пустили движение по новому мосту. Я живу за Западной Двиной, каждый день добираюсь на работу через паромную переправу. Под ее график работы нужно подстраиваться, много времени теряется на ожидание. Когда же паром ломается, люди, у кого есть машины, вынуждены, как мы говорим, из Суража в Сураж ехать 100 километров в объезд. Нам на велосипедах такое расстояние не преодолеть. Так получилось, что все социальные объекты расположены в одной части горпоселка, а пенсионеры - наши подопечные - живут везде. Новый мост для нас просто спасение", - рассказала ее коллега Антонина Федорова.

По обе стороны от Каспли в Сураже есть продуктовые магазины, местные жители, что называется, голодными не останутся, однако доступ к соцобъектам для них не менее важен. Сельсовет, амбулатория и скорая помощь, школа, аптека, почта - все там, за рекой, так что ежедневный поход и езда по мосту для суражан - жизненная необходимость. Автовладельцы, которых здесь немало, в один голос утверждают, что не могут нарадоваться, проезжая с ветерком по мосту.

Гонки вечно спешащих машин для пешеходов теперь стали полностью безопасными, ведь от проезжей части тротуар отделяет высокое металлическое ограждение. И еще на проезжей части обозначили велосипедную дорожку. Пока мы беседовали с женщинами у нового моста, на этом двухколесном транспорте, по-видимому, особенно популярном у местных жителей, проехали не менее десятка человек.

Что до людей с ограниченными возможностями, то для них новый мост стал вдвойне удобным. Местный житель Василий Окунев, прикованный к инвалидному креслу, рассказал, что теперь смело может прогуливаться по всему Суражу. Я встретила его в амбулатории и попросила поделиться впечатлениями от обновленного объекта. "Я живу за рекой. Старый мост был очень неудобным для меня, дорожное покрытие было разбито. Новый не идет ни в какое сравнение с прежним. Тротуары стали шире, ограждения берегут от машин - красота. Езжу в амбулаторию теперь, как король. Еще очень нам нужен мост через Западную Двину, паром часто ломается, так что на тот берег не добраться. Будем надеяться, что когда-нибудь наша мечта осуществится", - отметил мужчина.

Еще суражане рассказали, что не только они обрадовались обновке в родном горпоселке. Неподалеку находится сельхозпредприятие, чьи пахотные земли расположены по обе стороны Каспли. Широкозахватным комбайнам по временному мосту хода не было, приходилось пускать только менее габаритную технику, так что с вводом в строй важного связующего объекта работа для аграриев станет более мобильной и удобной.

Населенный пункт находится всего в 12-13 км от границы с Россией, и жители соседней страны по трассе Р112 едут прямо через Сураж. Число машин с российскими номерами всего за неделю работы нового моста в разы увеличилось. Основной поток автомобилей идет ночью, это большегрузные фуры. Старый мост был для такой техники довольно опасным. Грузовики вынуждены были идти в обход, увеличивая маршрут и время в пути, что, по понятным причинам, не нравилось ни одному из участников сферы транспортных услуг. Для суражан во время пандемии такие неудобства были не очень заметны, но со снятием ковидных ограничений в Союзном государстве прямой путь до России встал более желанным.

Несмотря на то, что даже во время реконструкции моста жизнь по обе стороны Каспли не останавливалась, а суражанам пришлось приспосабливаться под временные трудности, открытие моста для каждого жителя стало большим подарком и вкладом в развитие горпоселка. Пенсионеры и школьники в числе первых оценили все удобства и красоту "акведука". Местные жители, с которыми нам удалось даже вскользь пообщаться, все как один благодарили причастных к строительству моста и отмечали, что теперь даже дышать стало легче и радостней, что уже говорить про комфорт. "Там у них за границей проблемы и санкции, а у нас тут мосты строят, вот и думай, где хорошо", - как бы подытоживая все ранее сказанное земляками, высказался один из прохожих.

Алеся ПУШНЯКОВА,

фото Александра ХИТРОВА,

БЕЛТА.-0-

Новости рубрики Регионы
Топ-новости
Свежие новости Беларуси