ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Вторник, 16 апреля 2024
Минск Сплошная облачность +7°C
Все новости
Все новости
Регионы
13 декабря 2017, 18:28

РЕПОРТАЖ: Рейд с ГАИ: сколько на минских улицах машин без техосмотра

В Минске 2 декабря на оживленном участке проспекта Победителей грузовик совершил наезд на людей, которые шли по пешеходному переходу на зеленый свет. По словам водителя, у машины отказали тормоза. В результате ДТП пострадали четыре человека, 11-летняя девочка скончалась на месте. Как выяснилось, в последний раз диагностика грузового ЗИЛа была проведена в 2015 году, а водитель за отсутствие техосмотра уже был оштрафован в августе 2017-го. Корреспонденты БЕЛТА отправились в рейд вместе с сотрудниками Госавтоинспекции и специалистами "Белтехосмотра", чтобы выяснить, сколько минских водителей ездит по улицам столицы без техосмотра.

По дороге к месту, где по плану должен пройти рейд, инспекторы заметили, что у проехавшей мимо грузовой машины приоткрыта дверь со стороны водителя. Когда грузовик остановили, оказалось, что дверь просто не закрывается и водителю приходится держать ее на ходу. Но с техосмотром у автомобиля все оказалось нормально - был пройден два месяца назад. Возможно, неисправность появилась уже после того, однако водителю пришлось пройти с сотрудниками ГАИ в их машину.

Авто Романа - водителя остановленного грузового микроавтобуса - последний раз проходило техосмотр в 2015 году. "Машина не моя, рабочая. Личная сломалась, и поэтому пришлось взять эту. Почему не пройдена диагностика, не знаю. А за руль авто без техосмотра сел, потому что жить ведь как-то надо", - сказал Роман. Он работает на индивидуального предпринимателя и занимается развозом продуктов по магазинам. По его словам, машина, на которой он сегодня выехал, подменная, а с остальными все в порядке.

Вместе с сотрудниками ГАИ регулярно в рейды отправляются и специалисты "Белтехосмотра". Если у водителя нет с собой карточки с отметками о прохождении диагностики, они по номеру автомобиля с помощью специальной базы определяют, когда машина последний раз проходила осмотр. "Судя по проверке остановленного микроавтобуса, транспортное средство было поставлено на учет в 2015 году и с того момента не проходило диагностику, - рассказал специалист 1-й категории филиала УП "Белтехосмотр" Сергей Емельянов. - Кстати, база, по которой мы проверяем авто, работает в онлайн-режиме. То есть машина, которая выезжает со станции, где проводился осмотр, вносится в базу практически в тот же момент".

Водитель остановленной легковушки Виталий также не проходил техосмотр и рассказал почему. "Думаю, у нас не очень правильная система. К примеру, я в этом году сменил уже три машины, но дорожный сбор, который платится при техосмотре, нельзя уплатить какими-то частями, - отметил водитель. - То есть при снятии авто с учета все нужно делать заново - если я меняю три машины, то три госпошлины в год нужно заплатить. А некоторые люди меняют и чаще". Он считает, что было бы удобно, если бы можно было оплатить сбор за какой-то период, когда собираешься пользоваться машиной.

Кстати, депутатами предлагается дать людям возможность платить пошлину за определенный период - месяц, два или три. Рабочая группа из представителей профильных министерств и депутатов уже подготовила проект указа. Также предлагается отвязать уплату дорожного сбора от техосмотра и вносить ее отдельным платежом. Но это пока рабочая версия, никаких решений на этот счет еще не принято.

Из всех авто, которые остановили сотрудники ГАИ, примерно треть не имела отметки о пройденном техосмотре. Среди них оказалась даже бетономешалка. Диагностику этой машины не проводили с июля 2014 года. Дорожный сбор же для такого автомобиля стоит более Br500. Водитель общаться с прессой отказался. И несложно его понять - вряд ли он решает, на какой машине отправляться в путь.

После работы на дороге вместе со специалистами "Белтехосмотра" мы отправились на диагностическую станцию, где можно увидеть, как проходит процедура. Она занимает не более 15 минут. Начинается все с проверки токсичности выхлопных газов, далее проверяются элементы подвески, фары, тормозная система, внешний вид и прочее. По мнению Сергея, машина которого проходит в этот момент диагностику, техосмотр обязателен. "От этого ведь зависит жизнь водителя, пассажиров, пешеходов. У меня большой стаж вождения - езжу с 1980 года - и ни разу ни одного ДТП. А техосмотр прохожу регулярно - из года в год", - рассказал он.

По словам заместителя начальника филиала УП "Белтехосмотр" в Минске и Минской области Сергея Чистякова, к сожалению, сложилась такая тенденция, что количество обращений владельцев авто на диагностические станции падает. "Количество неуклонно снижается. Так, за 10 месяцев этого года было проведено 1,32 млн техосмотров по всей республике. По сравнению с январем-октябрем прошлого года снижение примерно 8,5%, и число падает с 2014 года в пределах 7-8%", - рассказал он.

Когда специалисты "Белтехосмотра" проводят совместные рейды с ГАИ, то попавшиеся водители часто оправдываются, что не успели или забыли пройти процедуру, думая, что это всего лишь формальность. "Но дело в том, что автовладельцы не могут самостоятельно и объективно оценить состояние своего транспорта. Это можно сделать лишь в условиях диагностической станции с помощью специального оборудования и специалистов, - отметил Сергей Чистяков. - Отсутствие пройденной диагностики прежде всего чревато негативными последствиями, которые могут привести к ДТП. По статистике, больше половины выявленных на диагностических станциях несоответствий приходится на неисправность тормозных систем".

ГАИ с 10 декабря усилила надзор за водителями транспорта, которые перевозят пассажиров и грузы. Инспекторы изучают организацию предрейсового контроля водителей, контроль технического состояния машин перед выездом на линию, прохождение гостехосмотра. Как рассказал начальник отдела агитации и пропаганды ГАИ ГУВД Мингорисполкома Сергей Зараник, это плановые мероприятия. "Работа в данном направлении проводится регулярно. Сейчас контроль ужесточен, - подчеркнул он. - Отрабатываются грузовые машины, автобусы, маршрутки - транспорт, который на дороге опаснее легковых автомобилей. И проверяется не только техосмотр, обращается внимание и на использование детских кресел, ремней безопасности, разговоры по мобильному во время движения".

Представитель столичной ГАИ отметил, что в ведомстве понимают, что некоторые водители пытаются не проходить техосмотр. "Они ссылаются на то, что не нарушают правила дорожного движения и сотрудники ГАИ редко их останавливают. Но хотелось бы напомнить всем, что в случае какого-либо ДТП, особенно в сложных ситуациях, данный фактор всегда особо учитывается, - сказал Сергей Зараник. - Думаю, стоит задуматься о том, что техосмотр - это в первую очередь ваша безопасность во время вождения, а также безопасность других участников дорожного движения".

Павел ГОРБАЧ,

Фото Егора ПАВЛЮЩИКА,

БЕЛТА.-0-

Новости рубрики Регионы
Топ-новости
Свежие новости Беларуси