ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Суббота, 5 декабря 2020
Минск Сплошная облачность 0°C
Все новости
Все новости
Круглый стол
09 ноября 2020, 12:00

Оказание дополнительной помощи одиноко проживающим пожилым людям и инвалидам

Забота о пожилых и людях с инвалидностью является приоритетным направлением в деятельности социальных служб.

В Беларуси растет потребность в медико-социальной и паллиативной медицинской помощи, что обусловлено увеличением числа пожилых людей, страдающих хроническими заболеваниями, людей с инвалидностью и нуждающихся в широком спектре медицинских и социальных услуг на долгосрочной основе.

Распространение коронавирусной инфекции стало серьезным вызовом в связи с тем, что пожилые и люди с инвалидностью находятся в зоне особого риска.

Об оказании дополнительной помощи одиноко проживающим пожилым людям и инвалидам рассказали участники круглого стола.

Участники:

Наталья Каравая Заместитель начальника управления организации социального обслуживания Министерства труда и социальной защиты Беларуси
Ольга Мычко Генеральный секретарь Белорусского общества Красного Креста
Александра Гончарова Секретарь ЦК ОО "Белорусский республиканский союз молодежи"

Еженедельно соцработники и волонтеры выполняют около 570 заявок на доставку продуктов и лекарств

Еженедельно социальные работники и волонтеры выполняют около 570 заявок одиноких пожилых граждан и инвалидов на доставку продуктов питания и лекарств в условиях COVID-19. Об этом сообщила заместитель начальника организации социального обслуживания Министерства труда и социальной защиты Наталья Каравая во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА.

В районах Беларуси работает 146 территориальных центров социального обслуживания населения. Одно из основных направлений работы ТЦСОН - оказание социальных услуг одиноким и одиноко проживающим пожилым гражданам и инвалидам. Всего около 96 тыс. человек по всей стране пользуются такой возможностью. Но не все.

"Через сеть ТЦСОН организована доставка продуктов питания, товаров первой необходимости и лекарств на дом тем, кто не пользуется социальными услугами. В каждом ТЦСОН организована работа телефонной линии. Заявки выполняются социальными работниками во взаимодействии с волонтерами Белорусского Красного Креста и БРСМ", - пояснила Наталья Каравая.

По ее словам, с 20 марта по 5 ноября территориальными центрами вместе с волонтерами было выполнено порядка 32 тыс. заявок по доставке продуктов питания и медикаментов. Больше всего - в Гомельской области и Минске. "В межэпидемический период спрос на доставку был снижен. Но последние две недели он снова активный. Еженедельно выполняется порядка 570 заявок", - сказала представитель Минтруда.

Она подчеркнула, что речь идет именно о доставке силами социальных работников и волонтеров - без учета самих торговых организаций и специализированных сервисов доставки, которые, к слову, порой грешат тем, что увеличивают минимальную сумму заказа. А потребительская корзина пожилых и инвалидов, как правило, скромнее.

Генеральный секретарь Белорусского общества Красного Креста Ольга Мычко добавила, что предлагаемый торговыми сетями и объектами сервис доставки устраивает далеко не всех пожилых и по другой причине. "Обучаться самостоятельному заказу соглашается небольшое количество. Это вопрос доверия. Люди хотят, чтобы товары по списку им привез знакомый человек, которому они отдадут деньги из своего кошелька", - сказала она. И напомнила, как в первую волну COVID-19 были и мошенники, которые под видом волонтеров приходили домой к одиноким пожилым. Но настоящая доставка через волонтера предполагает, что получателя услуги сначала познакомят с тем, кто эту услугу оказывает.

"Вопросы возникают и по доставке медикаментов, особенно льготных. Сервис доставки в этом случае не работает, - также отметила Ольга Мычко. - Иногда волонтерам приходится своими ногами приходить и отоваривать рецепты в аптеке".

Заявки принимаются в течение рабочего дня. Кстати, сейчас, чтобы оставить заявку, нужно звонить по номерам своего территориального центра. Но есть задумка сделать номер 201 инфолинии Белорусского Красного Креста общереспубликанским сервисным номером, который будет работать по всей стране. Это упростит прием и обработку заявок для социальной службы, а для получателей помощи будет проще запомнить один короткий номер.

Мычко: 70% звонков на инфолинию БОКК связано с психосоциальной поддержкой в контексте COVID-19

Большая часть звонков на инфолинию Белорусского Красного Креста связана с потребностью в психосоциальной поддержке в контексте COVID-19. Об этом сообщила генеральный секретарь Белорусского общества Красного Креста Ольга Мычко во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА.

"Мы видим, что помимо каких-то физических действий от волонтеров востребовано предоставление услуг психосоциальной поддержки. После первой волны COVID-19 было сформулировано это направление работы - создание такого сервиса, как инфолиния. Единый номер 201 - для мобильных операторов и 122 - для обычной телефонной сети. Обученные волонтеры и психологи оказывают психосоциальную поддержку тем, кто на изоляции. Или в кризисной ситуации, ведь вопросы домашнего насилия и другие вызовы в условиях эпидситуации не прошли незамеченными в обществе", - рассказала Ольга Мычко.

Дополнительно через инфолинию организована возможность получить очные консультации психологов анонимно на базе центра "Открытый дом" в Минске, а в регионах - по запросу.

"70% звонков на инфолинию - это звонки именно в контексте COVID-19 и по оказанию психосоциальной поддержки. Людям надо выговориться, когда они долго сидят дома, им не хватает общения", - добавила Ольга Мычко. Некоторые просто звонят, чтобы хотя бы с кем-то пообщаться. Бывает, люди с зависимостями пользуются инфолинией, чтобы решать вопросы, которые теперь не могут адресовать организациям и специалистам, у которых обычно обслуживаются. "А есть люди, которым просто надо услышать совет, ободрение, слова поддержки и адреса помощи", - отметила она.

Звонки по единым номерам принимаются с 10.00 до 18.00 - это время самое оптимальное, так как днем людям на изоляции сложнее всего пережить одиночество.

"Сегодня на линии работают 30 волонтеров, которые прошли необходимое обучение. Но эти тренинги ресурсоемкие - требуют времени, особенно в онлайн-формате. Для инфолинии 30 человек было бы достаточно, но кто-то болеет, кто-то не может, кто-то выгорает", - пояснила Ольга Мычко. Рекрутинг продолжается в режиме нон-стоп. Причем речь не только о волонтерах для инфолинии. На сайте БОКК можно заполнить анкету и указать, какого рода помощь вы хотели бы и можете оказывать.

В целом, руководитель национального общества Красного Креста отметила уникальность 2020 года, когда сама общественная организация испытывалась на прочность. 30% волонтеров - как раз люди пожилого возраста. "В условиях COVID-19 именно эта категория - основные бенефициары услуг. Поэтому наши волонтеры перепрофилировались: вместо предоставления прямых услуг они прошли тренинги и оказывают психосоциальную помощь. Мы видим для себя это одним из важных направлений", - сказала Ольга Мычко.

Укрепление взаимодействия с ТЦСОН для организации доставки на дом, обучение всех волонтеров по единому стандарту, обеспечение их безопасности, координация работы - все это тоже важные достижения этого года. Равно как и консолидация общества, в котором возникло немало спонтанных инициатив взаимопомощи в условиях COVID-19.

Ваучеры Красного Креста на продукты и предметы гигиены выдадут самым нуждающимся семьям

В Беларуси стартует программа помощи Международной федерации обществ Красного Креста - самые нуждающиеся в поддержке в условиях COVID-19 семьи и граждане получат ваучеры на покупку продуктов и предметов гигиены. Об этом сообщила генеральный секретарь Белорусского общества Красного Креста Ольга Мычко во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА.

"Есть план "Б" работы с COVID-19. Помощь предоставила Международная федерация общества Красного Креста. Продумывали механизм реализации этого проекта с Министерством труда и социальной защиты. С сегодняшнего дня стартует выдача ваучеров уязвимым категориям. Около 6,5 тыс. семей с низким доходом, где есть люди с инвалидностью, и другие смогут рассчитывать на получение финансовой помощи в зависимости от количества людей в семье. Ваучер номиналом Br135 позволит потратить эти деньги по своему усмотрению на предметы гигиены и продукты питания", - рассказала Ольга Мычко.

Адресатами помощи станут только самые нуждающиеся в ней: малоимущие семьи, одинокие пожилые, люди с инвалидностью, родители, которые воспитывают детей-инвалидов. Также те, кто были вынуждены сильно потратиться на лечение и реабилитацию еще во время первой волны COVID-19 или лишились работы, ушли в длительный отпуск, чтобы присматривать за больными родственниками, и т.д. "Комитеты по труду, занятости и соцзащите на местах, территориальные центры совместно с организациями Красного Креста отработали критерии нуждаемости, категории таких получателей. Тех, кому уже больше неоткуда ждать помощи", - уточнила Ольга Мычко.

Проводился тендер, в условиях которого были требования к поставщику - широкий ассортимент и присутствие торговых объектов во всех регионах страны. Победил "Евроторг", в сети магазинов которого (а также через Е-доставку) можно будет отоварить ваучеры.

Получателями помощи от Международной федерации обществ Красного Креста также станет другая категория - люди без определенного места жительства и вышедшие из мест лишения свободы. "Там будут варианты вместо ваучеров: продукты питания либо предметы гигиены. Если у человека нет кухни, чтобы готовить, предусмотрена возможность выдать какие-то другие продукты питания. Но чтобы он именно поел, а не пропил деньги", - отметила Ольга Мычко.

Более 32 тыс. волонтеров объединяет движение БРСМ "Доброе сердце"

Более 32 тыс. волонтеров объединяет движение Белорусского республиканского союза молодежи "Доброе сердце", сообщила во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА секретарь Центрального комитета БРСМ Александра Гончарова.

"Волонтерское движение БРСМ "Доброе сердце" функционирует с 2009 года. В нашей дружной волонтерской команде сейчас порядка 32 тыс. молодых людей в возрасте от 14 до 31 года", - рассказала Александра Гончарова.

Александра Гончарова
Александра Гончарова

По ее словам, многие проекты добровольческого движения стали традиционными. Один из них - "Мы выбираем помощь пожилым людям". "Наши волонтеры на протяжении всего года поддерживают пожилых. Особенно эта работа активизируется в весенний и осенний период, когда ребята помогают в благоустройстве придомовых территорий, доставке сельхозпродукции, - отметила секретарь ЦК БРСМ. - 2020-й - это год новых гражданских и социальных вызовов. И в Беларуси министерства, ведомства, частный бизнес, общественные объединения консолидировались для помощи не только одиноко проживающим пожилым людям и инвалидам, но также и всем тем, кому эта помощь необходима".

Такая волонтерская работа ведется в нескольких направлениях. "Во-первых, это психологическая поддержка тех людей, которые оказались дома на самоизоляции. Тут мы говорим и о молодежи, которая может находиться на дистанционном обучении, как это было в первую волну коронавируса. В частности, мы запустили проект "I БРСМ I онлайн", который предоставил молодежи возможность получать какие-то компетенции, образовательный и развлекательный контент, не выходя из дома. С "Белпочтой" мы реализовали проект "#СпасибоМедикам", когда каждый желающий мог отправить открытку в учреждение здравоохранения абсолютно бесплатно со словами поддержки медработникам", - добавила Александра Гончарова.

Второй важный момент - это работа команды волонтеров COVID-19. "Наши ребята при поддержке организаций Красного Креста проходили обучение, были обеспечены всеми необходимыми средствами гигиены. Речь идет о молодых людях, достигших совершеннолетия, - подчеркнула секретарь ЦК БРСМ. - Если летом наши волонтеры не так были востребованы, то на протяжении последних двух недель на горячие линии территориальных комитетов БРСМ достаточно активно обращаются одинокие пожилые люди с просьбой помочь с доставкой продуктов либо другими бытовыми делами. Здесь мы плотно сотрудничаем с территориальными центрами социального обслуживания населения. Ну и, конечно, проводим большую информационно-пропагандистскую работу. Наши волонтеры распространяют листовки и буклеты, призывая людей носить маски и соблюдать гигиену".

Белорусский Красный Крест собрал более Br4,4 млн пожертвований на борьбу с распространением COVID-19

Организованный в Белорусском обществе Красного Креста сбор средств на борьбу с распространением коронавирусной инфекции позволил саккумулировать Br4,45 млн. Об этом сообщила генеральный секретарь Белорусского Общества Красного Креста Ольга Мычко во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА.

Для Красного Креста распространение COVID-19 стало серьезным вызовом, при котором пришлось объединять усилия медиков, социальных работников, волонтеров, сотрудников БОКК. Неоценимой помощью стали пожертвования простых белорусов, бизнес-сообщества и международных партнеров. Собранные средства направляются на поддержку четырех основных направлений работы. Это доставка на дом продуктов, предметов первой необходимости, лекарств, помощь медицинским и социальным работникам, поддержание работы медико-социальной службы Красного Креста "Дапамога", психосоциальная поддержка на инфолинии "Добрый телефон".

Закупаемые на спонсорские деньги средства индивидуальной защиты направляются волонтерам, которые занимаются доставкой предметов первой необходимости на дом тем, кто вынужден находиться на самоизоляции, а также медикам, социальным работникам, которые продолжают ухаживать за пожилыми и инвалидами как на дому, так и в домах-интернатах.

"Красный Крест прежде всего идет туда, где нужны услуги на стыке социальных и медицинских, - отметила Ольга Мычко. - Наш самый большой проект - социальная служба сестер милосердия "Дапамога". Ежедневно она оказывает услуги 1,5 тыс. человек, которые находятся под опекой наших сестер милосердия. Важно сохранить этот штат. Волонтеры - это, конечно, хорошо, но профессиональных работников они не заменят", - отметила Ольга Мычко. Сейчас около 190 медицинских и младших сестер милосердия заботятся о людях с серьезными хроническими заболеваниями, теми, кто самостоятельно передвигаться уже не может. Поскольку такие подопечные находятся в особой группе риска, тем более важно обеспечить работников средствами индивидуальной защиты.

И еще 30 волонтеров БОКК задействованы в работе инфолинии "Добрый телефон". Позвонив на единый номер (201 - для всех мобильных операторов, 122 - по городу), можно получить психосоциальную и информационную поддержку. За все время услугой инфолинии воспользовались более 1,3 тыс. человек. Это не только те, кто находится в вынужденной изоляции из-за коронавируса, но и те, кто столкнулся с серьезным кризисом в жизни.

К слову, молодые люди и постарше, которые имеют проблемы с психическим здоровьем, могут получить помощь и поддержку также в центре реабилитации "Открытый дом" в Минске. "В этом году проекту исполнилось 7 лет. Работа этого сервиса по типу клуба, куда посетители могут приходить по своему желанию, внесла свою лепту в улучшение качества жизни этих людей, их семей, ближайшего окружения. Она позволила ресоциализировать порядка 120 человек, многие восстановились на работе, создали семьи или восстановили утраченные семейные связи, продолжили обучение, вернулись к нормальной жизни. И самое главное - перестали обращаться за стационарной помощью в РНПЦ психического здоровья", - добавила Ольга Мычко.

Она также кратко рассказала о других направлениях помощи Красного Креста одиноким пожилым и людям с инвалидностью. Одно из них - благотворительная кампания БОКК "Ваша дапамога", когда данные категории подопечных получают помощь в виде социально-бытовых услуг, овощной продукции, одежды, средств гигиены. В прошлом сезоне такая помощь была оказана 8 тыс. человек. Для родителей, которые воспитывают детей с ограниченными возможностями, предлагается социальная передышка, психосоциальная и медико-социальная поддержка (консультации, тренинги, мастер-классы по уходу на дому с элементами поддержки кинестетикс, программы доготерапии совместно с волонтерами-кинологами и т.д.).

"Наша перспектива - развитие такого направления, как социальная адаптация молодых людей с инвалидностью", - сказала Ольга Мычко. Совместно с органами по труду будет реализован проект по ресоциализации и инклюзивному трудоустройству, созданию трудовых мастерских для обеспечения самодостаточности людей с инвалидностью. Такая мастерская на 30 рабочих мест скоро появится в Минске.

БРСМ 10 ноября дает старт социальному проекту "Береги себя"

Белорусский республиканский союз молодежи дает 10 ноября старт социальному проекту "Береги себя", сообщила во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА секретарь Центрального комитета БРСМ Александра Гончарова.

"Проект направлен на развитие гражданской и социальной ответственности касательно ношения масок. Все социальные сети союза молодежи с завтрашнего дня будут оформлены единым аватаром с надписью "Береги себя". Главными героями станут юноша и девушка - члены БРСМ, на которых, естественно, будут надеты маски. Мы просим присылать на нашу почту, размещать в своих соцсетях фотографии либо селфи в масках, с кратким описанием, почему люди их носят, поскольку это ответственность не только за свое здоровье, но и здоровье окружающих", - рассказала Александра Гончарова.

По ее словам, на адрес БРСМ уже поступают фото изо всех уголков страны. "К примеру, маленькие белорусы пишут, что носят маски, беспокоясь о здоровье своих дедушек и бабушек. Пожилые люди носят маски, чтобы не заразить молодое поколение. Все эти снимки будут размещаться в социальных сетях, - отметила секретарь ЦК БРСМ. - К слову, союз молодежи разработал новую инфографику, где мы в доступной форме будем давать советы, как можно организовать мероприятие онлайн и офлайн с учетом мер безопасности. На очереди - разработка новых стикерпаков на тему COVID-19", - отметила секретарь ЦК БРСМ.

Александра Гончарова добавила, что БРСМ возобновил работу горячих телефонных линий для информационной и иной необходимой помощи пожилым людям. Горячие линии принимают заявки от пожилых одиноко проживающих граждан и совместно с территориальными центрами обслуживания населения волонтеры будут закупать товары первой необходимости. Как и прежде, добровольцы БРСМ помогут ТЦСОНам в адресной бесконтактной доставке продуктов и лекарств пожилым.

Пресс-центр

Если вы хотите провести у нас свое мероприятие, пожалуйста, свяжитесь с нами:

тел.: +375 (17) 350-44-47

e-mail: pressuser@belta.by

Адрес: 220030, г. Минск, ул. Энгельса, д. 30, к. 303 (ст.м. "Купаловская", рядом с ТЮЗом).

Контактное лицо: Ермачёнок Инна Эдуардовна

Топ-новости
Свежие новости Беларуси