"Обновленная Конституция основана на современной доктрине белорусской государственности, национальных государственных правовых традициях, является прочным правовым фундаментом устойчивого конституционного развития Беларуси на долговременную перспективу. В настоящее время полномочия Конституционного Суда значительно расширены. Усилена роль Конституционного Суда как конституционного арбитра в системе государственной власти в целях обеспечения ее устойчивого функционирования исходя из конституционного принципа разделения властей. Определен конституционно-правовой механизм защиты прав и свобод граждан посредством проверки конституционности нормативных правовых актов при рассмотрении конкретных судебных дел", - сказал Петр Миклашевич.
В соответствии с обновленной Конституцией установлен предварительный контроль конституционности законов только по предложениям Президента. При этом руководитель Конституционного Суда предложил, что в целях упреждения нарушения баланса властных полномочий в системе государственных органов необходимо установить на законодательном уровне и порядок обязательного предварительного контроля конституционности вносимых изменений в законы, устанавливающие правовое регулирование деятельности органов с конституционным статусом - Президента, Всебелорусского народного собрания, парламента и правительства."Использование предварительного конституционного контроля при внесении изменений в указанные законы будет являться дополнительной гарантией обеспечения конституционных принципов народовластия и разделения властей", - уверен Петр Миклашевич.
Александр Лукашенко в связи с этим заметил, что если говорить о практике и идти от жизни, то ситуация несколько иная. Речь о том, что Конституционному Суду не обязательно ждать инициативы со стороны других субъектов, но и самому ее проявлять, если очевидны те или иные проблемные вопросы. "Вы имеете право на все. Давайте от жизни. Если вы что-то видите, вы же мне можете подсказать, соответствующим субъектам подсказать. И мы внесем такое предложение. Была бы необходимость в этом на пользу государству", - сказал Президент.
"Мы будем в этом плане смотреть. Если мы увидим, то действительно будем предлагать уполномоченным государственным органам внести соответствующее предложение", - согласился Петр Миклашевич.
Он отметил, что на данный момент можно констатировать отсутствие со стороны государственных органов активного инициирования конституционного контроля. "Это свидетельствует, что в законодательной практике и правоприменении государственные органы уважительно относятся к нормам и принципам Конституции, стремятся их соблюдать в практической деятельности, что обеспечивает стабильный уровень конституционной законности в стране, исключение принятия неконституционных актов законодательного характера", - сказал председатель Конституционного Суда.
Петр Миклашевич высказался о реализации новации, которая появилась в обновленном Основном законе. Она касается института конституционной жалобы. Граждане получили возможность обращения в Конституционный Суд не только через уполномоченные государственные органы, но и лично, если исчерпаны все другие средства судебной защиты.
Данное полномочие Конституционного Суда реализуется с 1 октября 2023 года в отношении законов, примененных в конкретном деле после указанной даты. С 1 октября 2023 года по 28 июня 2024 года в Конституционный Суд поступило 311 обращений граждан и юридических лиц.
"Мы сделали анализ процессуального законодательства по различным категориям дел. Этот период примерно от 8 до 9 месяцев, чтобы пройти и исчерпать все средства. В Конституционный Суд поступило около более 300 обращений. Но пока они не соответствуют этим критериям. Мы надеемся, что в ближайшее время с учетом всех установленных критериев на уровне закона нам поступят уже действительно надлежаще оформленные конституционные жалобы, и мы будем их рассматривать по существу, - сказал Петр Миклашевич. - Поэтому начальный период реализации конституционной жалобы показал, что данный правовой институт востребован гражданами для защиты своих прав и свобод".
Вместе с тем есть проблемы инициирования конституционного контроля непосредственно гражданами, отмечается неготовность соблюдать в полной мере те юридически критерии, которые установлены в законе. "Поэтому очевидно, что уровень юридической помощи должен быть повышен, в том числе со стороны адвокатского сообщества. Конституционным Судом принимаются определенные меры информационно-разъяснительного характера, чтобы конституционные жалобы граждан поступали юридически надлежаще оформленными", - отметил председатель Конституционного Суда.
"Время покажет. Мы рассчитываем, что несколько тысяч обращений граждан. Когда начнем уже в полной мере реализовывать в этой части полномочия", - сказал Петр Миклашевич.
"Если я правильно понимаю, вы придерживаетесь той позиции, чтобы побольше в Конституционный Суд обращались и граждане, и субъекты, о которых мы говорили?" - уточнил Александр Лукашенко.
Петр Миклашевич в этом плане отметил, что позиция по этому вопросу двусторонняя. "С одной стороны, когда сложная кризисная конституционно-правовая ситуация, тогда различные органы спорят о компетенции, пределах полномочий. Поэтому дай бог, чтобы у нас таких ситуаций не возникало. Сегодня у нас действительно на конституционной основе взаимодействуют все органы государственной власти и Президент координирует деятельность государственной системы, - сказал он. - С другой стороны, что касается граждан, то, конечно, мы не за то, чтобы все абсолютно обращались в Конституционный Суд. Потому что практика конституционных судов РФ, европейских стран показывает, что только в пределах 4% от всех обращений становятся предметом рассмотрения в Конституционном Суде. Поскольку поставить под сомнение конституционность нормативного правового акта не так просто. Необходимо привести соответствующие аргументы".-0-
- размещаются материалы рекламно-информационного характера.