ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Пятница, 19 апреля 2024
Минск +4°C
Все новости
Все новости
Общество
10 июня 2022, 09:01

Право на права. ГАИ об ответственности за просроченное водительское удостоверение и правилах его обмена - интервью

Александр Войтешко. Фото из архива
Александр Войтешко. Фото из архива

Водительское удостоверение в Беларуси - единственный документ, дающий право управлять автомобилем. В зависимости от категории транспортного средства получать права можно с разного возраста, также отличается и порядок их получения. При этом не все осознают, что управлять авто с просроченным даже на один день водительским удостоверением - нарушение закона. Чем грозит такая ситуация и можно ли поменять права, если вам просто разонравилось фото на документе, а также какие новшества появятся при получении водительского удостоверения уже в сентябре, в интервью корреспонденту БЕЛТА рассказал первый заместитель начальника главного управления ГАИ МВД - начальник управления надзорной и регистрационно-экзаменационной деятельности Александр Войтешко.

- Кто, где и в каком порядке имеет право в Беларуси получить водительское удостоверение? И какие есть нюансы?

- Водительское удостоверение на право управления транспортными средствами (мопедом, мотоциклом, автомобилем, составом транспортных средств, трамваем, троллейбусом) выдает Государственная автомобильная инспекция Министерства внутренних дел.

Единое условие для всех кандидатов на получение водительского удостоверения - наличие медицинской справки, подтверждающей годность к управлению соответствующей категорией транспортных средств.

При этом для различных категорий сейчас установлены свои особенности получения документа. Например, для получения водительского удостоверения на право управления мопедом (это категория АМ) возраст должен составлять не менее 16 лет и кандидату необходимо сдать только теоретический экзамен по знанию правил дорожного движения.

Также хотел бы остановиться на категории А. Сразу отмечу, что есть подкатегория А1, дающая право сдавать экзамены (теорию и практику) на управление мотоциклом с 16-летнего возраста. Но здесь есть важный момент, речь о мотоциклах с объемом двигателя не более 125 куб.см включительно и с максимальной мощностью менее 12 кВт.

А вот получить законное право управлять мотоциклом мощнее 125 куб.см можно только после совершеннолетия. Желающим получить категорию А: если ваш водительский стаж управления мотоциклами подкатегории А1 составляет более двух лет, то эта категория открывается автоматически при обмене водительского удостоверения. Если есть желание получить категорию А ранее этого срока, то необходимо будет пройти подготовку в специализированной организации и сдать в ГАИ практический экзамен.

И еще такой момент, который пригодится обладателям водительских удостоверений категорий В и С: для получения подкатегории А1 нужно сдать лишь практический экзамен по вождению мотоцикла.

Самая распространенная категория - категория В. Она дает право на управление легковыми автомобилями и грузовыми, технически допустимая масса которых не превышает 3500 кг, а количество мест для сидения не превышает 8. Для получения этой категории предъявляются повышенные требования: возраст не менее 18 лет, обязательное прохождение обучения в специализированной учебной организации, а также сдача теоретического и практического экзаменов, причем последний включает в себя два этапа - автодром и движение в условиях реальной дорожной обстановки.

Законодательством Республики Беларусь также предусмотрены иные категории: C (грузовые автомобили, технически допустимая общая масса которых превышает 3500 кг или с прицепом не выше 750 кг), D (автобусы), BE, CE, DE (категории В, C и D с прицепом), есть так называемые категории F (трамваи), I (троллейбусы). Эти категории в большей степени необходимы в профессиональной деятельности, здесь свой порядок получения права на управление этим видом транспорта.

- Могут ли наши водители с белорусскими удостоверениями беспрепятственно выезжать за границу?

- Национальное водительское удостоверение, которое необходимо для управления транспортным средством на территории Беларуси, соответствует международному образцу и может использоваться в большинстве стран. Однако есть страны, где этот документ не признается. Выход простой - водители могут получить международное водительское удостоверение. Оно выдается на основании имеющегося водительского удостоверения и предназначено для беспрепятственного участия наших граждан в международном дорожном движении, в случае если национальное водительское удостоверение не признается в иностранном государстве.

Международное водительское удостоверение выдается на 3 года, однако если срок действия водительского удостоверения, на основании которого выдано международное, истекает раньше чем 3 года, то в таком случае срок действия международного водительского удостоверения ограничивается сроком действия национального водительского удостоверения.

Один из самых неоднозначных моментов - срок годности водительского удостоверения. Имеется в виду управление транспортным средством при наличии прав времен СССР, которые являются бессрочными. Также многие водители почему-то думают, что по окончании срока действия водительского удостоверения есть какой-то срок на замену документа.

Водительское удостоверение у нас выдается на 10 лет. Если водитель постоянно пользуется автомобилем, то не надо ждать последнего дня окончания срока действия - оно указано в удостоверении. Мы настоятельно рекомендуем заблаговременно решить этот не такой уж и сложный вопрос, чтобы в дальнейшем избежать действительно неприятных проблем. Если срок действия водительского удостоверения истек, то в таком случае человек считается не имеющим права управления и управлять транспортным средством категорически запрещается.

В соответствии с законом, если будет выявлен факт, что вы находитесь за рулем авто с просроченными правами, то наступает административная ответственность. Это приравнивается к тому, что вы управляете без прав. Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП) предусмотрена ответственность за управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления. Такое нарушение относится к грубым. В первый раз (ч.1 ст.18.14 КоАП) размер штрафа составит от 5 БВ до 20 БВ, во второй раз в течение года после первого нарушения (ч.2 ст.18.14 КоАП) - от 20 БВ до 50 БВ.

Подчеркну, что с 2021 года за неоднократное управление транспортным средством человеком, не имеющим права управления (три и более раза в течение года он привлекается к ответственности за управление транспортным средством без права управления), введена уголовная ответственность.

Надо сказать, что сейчас мы не разделяем тех, кто вообще никогда не получал водительское удостоверение, и тех, кто ездит с просроченными правами. Просто потому, что, как я уже сказал, просроченные права приравниваются в соответствии с законом к отсутствию права на управление транспортным средством.

Что касается так называемых бессрочных прав образца Министерства внутренних дел СССР. Да, они есть и дают полное право на управление транспортным средством в нашей стране. Но мы рекомендуем такие удостоверения менять. Внешность человека, получавшего документ порой 30 лет назад, довольно часто не соответствует тому, как он выглядит сейчас. Нередко инспектору сложно определить по таким старым фото в документах их настоящего владельца, соответственно время проверки на дороге затягивается. А это уже определенные неудобства (в первую очередь для обладателя таких прав), которых можно избежать. Кроме того, за пределы Республики Беларусь с такими правами выезжать нельзя - они не признаются в других странах, даже в Российской Федерации.

- А когда гражданин с просроченным водительским удостоверением приходит его менять, предусмотрена ли какая-то ответственность?

- Нет, сегодня при обращении за новым водительским удостоверением никто никого не привлекает к ответственности. Если нет факта правонарушения, когда вас задержали в процессе управления автомобилем, то ответственности никакой и быть не может. В силу разных причин можно ведь какое-то время не ездить на авто и в нужный момент пойти поменять удостоверение.

Но в этом случае я бы, конечно, рекомендовал тем, у кого за ненадобностью права были просрочены, все же при получении новых уделить внимание и теории, и практике вождения. Если был большой перерыв, попробуйте свои силы на площадке, не стоит сразу врываться в активный городской поток.

- Нередко бывает, что водительские документы гражданин попросту забыл. По сути, водитель управляет авто без прав. Если инспектор останавливает, то какая ответственность грозит в этом случае?

- Важно понимать, что правилами дорожного движения предусмотрена обязанность водителя иметь при себе водительское удостоверение. Поэтому отсутствие этого документа является административным правонарушением. Но мы стараемся подходить к забывчивым водителям по-человечески, всякое бывает, согласитесь. И если инспектор вас остановил, а заветной карточки нет с собой, то сильно беспокоиться не надо - с учетом характера и степени общественной вредности это подпадает под такое понятие, как административный проступок. Но надо понимать, что инспектор проверит вас по базе данных, где содержится информация, когда вы получали права, и если такой информации в базе не окажется, это будет признаком административного правонарушения, по которому инспектор вынужден будет начать административный процесс.

За совершение административного проступка в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений могут применяться профилактические меры воздействия в виде предупреждения или устного замечания. То есть если в действиях забывчивого водителя не усматривается иных нарушений, то к нему может применяться устное замечание при условии соблюдения требований КоАП.

- А если водитель неожиданно обнаружил, что истекает срок годности водительского удостоверения, а он находится в другом городе, в отпуске или командировке например. Как тут быть?

- Обмен водительского удостоверения, а также выдачу водительского удостоверения взамен водительского удостоверения образца Министерства внутренних дел СССР можно осуществить в любом экзаменационном подразделении ГАИ вне зависимости от места регистрации граждан.

Что для этого надо? Разумеется, паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, предусмотренный законодательством. Также для обмена водительского удостоверения необходимо наличие самого водительского удостоверения, действующей медицинской справки о годности к управлению транспортными средствами и оплата государственной пошлины и услуг за осуществление административной процедуры.

Размер стоимости исчисляется в базовых величинах, на данный момент в цифрах это выглядит следующим образом: за обмен водительского удостоверения - 2 БВ (Br64), за оформление заявления - 0,08 БВ (Br5,12), за компьютерные услуги - 0,04 БВ (Br2,56). А вот в случае утраты водительского удостоверения стоимость выдачи дубликата увеличивается до 3 БВ (Br96).

- Срок годности удостоверения - веская причина для его замены. А в каких еще случаях гражданин может прийти и попросить заменить права? Допустим, брюнетка стала блондинкой и хочет поменять удостоверение ради фото. Это возможно?

- Во-первых, хочу отметить, что помимо уже оговоренных случаев поводом для обращения заменить водительское удостоверение может и даже должен стать плохой внешний вид этого документа. Речь идет о случаях, когда права не позволяют получить имеющуюся там информацию либо нарушены защитные элементы: например, сложно что-то прочитать, стерлась фамилия или имя, бывает, что невозможно рассмотреть фото. Конечно, даже если с таким непрезентабельным документом вас остановит инспектор, штрафных санкций не предусмотрено. Однако потратите время на проверку информации по базам данных о том, есть ли у вас право на управление транспортным средством.

Во-вторых, обмен водительского удостоверения производится в случаях смены фамилии, собственного имени или отчества, а также при установлении неточностей в записях.

Ну и в-третьих, никто не мешает поменять водительское удостоверение только по той причине, что вам разонравилось ваше фото в документе. Были блондинкой, а стали брюнеткой, похудели, помолодели, загорели - все это дает право по желанию владельца поменять права.

Также водительское удостоверение подлежит обязательному обмену в случае необходимости внесения в него специальной отметки, обусловливающей его действительность. Например, ограничения по медицинским показаниям.

- Еще один момент, связанный с фото в документе. Если водитель на фотографии в очках и это связано с медицинскими показаниями, надо ли ему всегда ездить именно в очках?

- Наши рекомендации для граждан, получающих или обменивающих водительское удостоверение, - фотографироваться без каких-либо дополнительных предметов или украшений, располагающихся на лице. Это обусловлено в первую очередь высокой долей вероятности возникновения конфликтных ситуаций с правоохранительными органами иностранных государств, когда должностные лица не могут соотнести внешний вид человека, управляющего транспортом, с лицом, изображенным на водительском удостоверении.

Тут важнее иное. Если в водительском удостоверении имеется пиктограмма в виде очков, то такое водительское удостоверение действительно при управлении транспортным средством в очках или контактных линзах.

Но мы понимаем, что медицина не стоит на месте и, если получилось откорректировать зрение, водитель может с новой медсправкой прийти и поменять права. Нет отметки в документе об обязательном управлении авто в очках - нет вопросов и требований к этому пункту со стороны инспектора.

- Часто ли подделывают права и что грозит в этом случае?

- Честно говоря, не так-то просто подделать права. У документа имеется большое количество защитных элементов. А потому и выявляются подделки достаточно легко. Я бы не рекомендовал нашим гражданам обращаться к людям, предлагающим воспользоваться такой услугой. Это все - уголовная ответственность.

Замечу, что не только подделка, использование и сбыт поддельного удостоверения, а также и использование заведомо подложного документа относится к уголовно наказуемому деянию, ответственность за которое предусмотрена ст.380 УК.

Скажу честно, с каждым днем случаев выявления поддельных водительских удостоверений все меньше. Это в первую очередь связано с повсеместной информатизацией, в том числе и выданных водительских удостоверений.

Надо помнить: сейчас есть простой доступ к базам данных - на дороге инспектор легко может проверить, выдавалось ли вам белорусское удостоверение, а иностранное - через запрос в соответствующие компетентные органы иностранного государства.

- Еще один важный вопрос - сроки замены водительского удостоверения. Как быстро решается вопрос?

В прошлом году мы столкнулись с небольшой проблемой. Так как права новые выдавались в 2010-х годах, многие граждане массово по истечении срока годности оперативно пошли менять эти документы. Но вопрос очередей, наблюдавшихся исключительно в крупных городах, удалось решить довольно быстро.

По закону, отмечу, обмен водительского удостоверения - административная процедура, максимальный срок осуществления которой составляет 5 рабочих дней. В большинстве случаев экзаменационные подразделения ГАИ обменивают водительское удостоверение в течение одного рабочего дня. Этот срок напрямую зависит от количества обращающихся граждан. Но чаще всего это один рабочий день, максимум получите документ на следующий день.

Например, сейчас экзаменационные подразделения ГАИ республики назначают получение нового водительского удостоверения в день обращения или на следующий день после приема заявления для обмена, что соответствует одному рабочему дню. Исключение составляет только Минск из-за проведения ремонтных работ в помещениях на проспекте Дзержинского и переноса приема граждан в другие пункты обмена: на ул.Тимирязева, 114/2, 2-й этаж, авторынок "Малиновка" (вместе с отделом регистрации транспорта) и д. Большое Стиклево (пересечение МКАД и Партизанского проспекта).

- Буквально с сентября инспекторы при проверке документов начнут обращать внимание на еще одну важную деталь - есть ли у водителя за рулем авто с механикой право на управление именно таким транспортным средством. Можно ли поподробнее об этом нововведении?

- Да, действительно, отныне такой фактор, как коробка передач, станет довольно важным при получении водительского удостоверения. В обновленном законе "О дорожном движении", который начнет действовать с 22 сентября 2022 года, появилась возможность сдать экзамен на машине с автоматической коробкой передач. Для многих автомобилистов это очень радостный и долгожданный момент, потому как управлять авто с АКПП, а соответственно и сдавать экзамен в ГАИ считается проще. Тут, конечно, как кому. Ведь надо понимать, что выбор в пользу автоматической коробки передач дает право управлять только соответствующим типом автомобилей. В документах, выданных ГАИ, появится отметка. Если гражданин с такими правами решит управлять автомобилем с механикой, то по закону он будет считаться бесправником.

Поездка на автомобиле с механической коробкой передач для владельцев водительского удостоверения, разрешающего лишь управление транспортом с АКПП, грозит обернуться как минимум штрафом.

За первое нарушение предусмотрен штраф в 20 БВ, за повторное - до 50 БВ или даже административный арест. А если водитель с правами на АКПП сядет за руль авто с механической трансмиссией в третий раз, то по закону в связи с отсутствием прав на управление этим транспортным средством предусмотрена уголовная ответственность.

Ну а те, кто получил водительские права на автомобиль с механикой, автоматически допущены к управлению авто с АКПП.

БЕЛТА.-0-

Теги
дороги ГАИ
Новости рубрики Общество
Топ-новости
Свежие новости Беларуси