ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Вторник, 23 апреля 2024
Минск Сплошная облачность +6°C
Все новости
Все новости
Общество
23 июня 2016, 17:00

Школа устала от реформ - Герой Социалистического Труда педагог Надежда Ковалец

23 июня, Минск /Елена Прус - БЕЛТА/. Школа устала от реформ. Такое мнение, комментируя выступление Президента Беларуси на V Всебелорусском народном собрании, высказала корреспонденту БЕЛТА Герой Социалистического Труда Надежда Ковалец, которая почти 40 лет проработала учителем русского языка и литературы Большемалешевской средней школы (Столинский район Брестской области).

"Школа устала от всяких и разных реформ. Меняются программы, учебники, требования. Школа это переносит болезненно, - считает Надежда Ковалец. - Советская система, по моему мнению, оправдывала себя: она давала прочные знания, целенаправленно шел воспитательный процесс. Теперь школа во многом стала неким пишущим центром - там высчитывают какие-то показатели, без конца отчитываются, отписываются. При этом многое - очень нужное для учеников и учителей - отходит на второй план".

"Школьное образование - это, безусловно, крайне важно для подрастающего поколения. Но не менее важно воспитание, - считает педагог. - Учить и воспитывать - это как молния на одежде: обе стороны надо застегивать одновременно. К сожалению, этот принцип не всегда срабатывает в школе и дома, в семье. Родители больше озабочены тем, чтобы нанять репетиторов для натаскивания на централизованное тестирование. А ведь впору уже брать репетиторов для приобщения сыновей и дочерей к культуре отношения к людям, к своему здоровью, к выбору жизненных целей".

Время бурного развития технологий требует и нового учителя, умеющего это новое преподносить, он должен идти в ногу со временем - но не только технологически. Учителю нельзя отступать от нравственной шкалы вечных ценностей. "Пожалуй, в мире технологий скоро вообще не будет ничего невозможного. А вот с душевностью все иначе. Ускорить ее рост невозможно никакими техническими средствами - только длительной кропотливой работой учителя и ученика, его родителей. Помните, у Фонвизина: "Без души самая просвещенная умница - жалкая тварь"? - обратилась она с вопросом. - Качество любого труда зависит от качества души".

"Мне кажется, процесс воспитания, особенно в начальной школе, ослаблен. Детей учат читать, писать, считать. А нужно еще учить их видеть красоту земли, нужно разбудить детскую душу для любви к окружающему миру, нужно учить отличать прекрасное от уродливого, в какие бы наряды оно ни обряжалось. Это архисложно, - сказала педагог. - Задача учителя состоит в том, чтобы дать детям внутреннее зрение - видеть красивое, восхищаться им - и чтобы взрастить желание участвовать в создании того, что радует глаз. Тогда само собой сформируется неприятие безобразного, противного природе человеческой. Чем старше становится ребенок - тем больше внимания надо уделять пониманию им красоты поступков. В 15-16 лет об этом толковать с ребятами уже поздно. А ведь именно мысли и поступки диктуют судьбу человека."

"Я встречала взрослых, которые не видели красоту зимнего сада, запорошенного снегом, не восхищались радугой. Люди эти, может, и умные, и продвинутые, как сейчас говорят, но... слепые. Согласитесь, вряд ли взрослого человека очарует журавлиный клин, если его в детстве не научили смотреть на небо. Красота земли, красота поступков, красота труда - ступени нравственного роста человека. А в современной школе воспитание зачастую организуется так: провели мероприятие - и забыли", - сожалеет Надежда Ковалец.

Она уверена: "Учитель, как и во времена моей педагогической работы, по-прежнему должен умело передавать знания, должен наполнить каждый урок до краев высокими эмоциями, должен знать условия жизни своих учеников, их характер, настроение, должен учитывать особенности восприятия и мышления, должен быстро ориентироваться в различных школьных ситуациях, должен быть хорошим организатором, должен обладать терпением, быть чутким и справедливым. Претворяем ли мы в жизнь все эти извечные учительские "должен"? Или уходим в сторону от них?"

По ее мнению, в школе должны быть по-настоящему творческий коллектив и такая рабочая атмосфера, чтобы "воплощались мысли, рожденные добротой и рождающие доброту". Хороших учителей нужно поддерживать, давать им карт-бланш в работе и творчестве. И, конечно, нужно повышать престиж учителя в целом.

"Помнится, делегаты Всесоюзного съезда учителей приветствовали стоя фильм "Доживем до понедельника". А теперь не редкость "произведения", оскорбительные для школы и учителя. Меня это больно ранит, душа болит, - призналась Надежда Ивановна. - Отрадно, что в Беларуси задача повышения престижа учителя поставлена на столь высоком уровне. Это правильно. Не боюсь громких слов: учитель - профессия патриотов. И в свои годы (мой возраст приближается к 90), я продолжаю гордиться тем, что моя профессия - учитель. Желаю этого новому поколению учителей".

Ковалец Надежда Ивановна родилась 20 мая 1927 года в д. Хильчицы Житковичского района Гомельской области. С 1950 по 1987 год - преподаватель, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Большемалешевской средней школы. В настоящее время на заслуженном отдыхе. Ей присвоено почетное звание "Заслуженный учитель БССР", она - кавалер ордена Трудового Красного Знамени, в 1978 году удостоена почетного звания и звезды Героя Социалистического Труда.-0-

Новости рубрики Общество
Топ-новости
Свежие новости Беларуси