ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Среда, 24 апреля 2024
Минск +8°C
Все новости
Все новости
Общество
13 декабря 2013, 10:33

В Беларуси внедряются новые фильтры при назначении ГАСП для профилактики иждивенческих настроений

13 декабря, Минск /Елена Прус - БЕЛТА/. Дополнительные фильтры при назначении государственной адресной социальной помощи (ГАСП) созданы в Беларуси для профилактики иждивенческого поведения трудоспособных людей. Об этом сообщила корреспонденту БЕЛТА начальник отдела адресной социальной помощи и социального обслуживания Министерства труда и социальной защиты Татьяна Федорова, комментируя указ о внесении изменений и дополнений в указ №41. Механизм оказания ГАСП малообеспеченным и находящимся в трудной жизненной ситуации семьям и гражданам стартовал в Беларуси 1 января 2001 года. Только в прошлом году адресная соцподдержка оказана 281,9 тыс. человек на общую сумму Br411,5 млрд., за январь-сентябрь текущего года ГАСП назначена 160,7 тыс. жителей страны на Br278,3 млрд. Адресными выплатами охвачено около четверти малообеспеченного населения республики. Система ГАСП постоянно совершенствуется, изменяются ее виды и круг получателей. Так, с апреля 2012 года в соответствии с указом №41 предоставляются 5 социальных выплат, в том числе 2 - для малообеспеченных семей (ежемесячное социальное пособие и обеспечение продуктами питания детей первых двух лет жизни). "Выплата ежемесячного социального пособия позволяет поддерживать доходы малообеспеченных людей на уровне минимальной социальной гарантии - бюджета прожиточного минимума, - пояснила Татьяна Федорова. - Обеспечение продуктовыми наборами малолетних детей является существенной поддержкой семейного бюджета для людей с невысоким достатком". Для обеспечения адресности социальной поддержки указом №41 установлены фильтры, чтобы обеспечить предоставление ежемесячного социального пособия и продуктов питания только тем семьям и гражданам, которые нуждаются в такой поддержке по объективным причинам. "При этом главными критериями, позволяющими определить объективность нуждаемости, являются занятость трудоспособных членов семьи, наличие источников возможного дополнительного дохода, а также обоснованность отдельных видов расходов, произведенных накануне обращения за помощью", - пояснила Татьяна Федорова. Вместе с тем, подчеркнула она, практика работы свидетельствует о формировании у отдельных малообеспеченных людей иждивенческой жизненной позиции - они не предпринимают усилий по изменению своего материального положения, полагаясь лишь на соцпособия. Некоторые неработающие трудоспособные люди регистрируются в госслужбе занятости только для того, чтобы получить ежемесячное социальное пособие. Есть и безработные, которые регулярно отказываются от предложений трудоустройства и живут фактически за счет социальной поддержки. Именно поэтому и были приняты дополнительные меры, направленные на профилактику иждивенчества. Так, появились дополнительные ограничения по предоставлению ежемесячного социального пособия в отношении трудоспособных членов семьи (граждан), которые в течение 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения, менее 6 месяцев являлись занятыми либо зарегистрированными в качестве безработного, а также в отношении безработных, которые в течение 6 месяцев отказывались от подходящей работы либо от прохождения профподготовки или повышения квалификации по направлению госслужбы занятости. Расширен и перечень оснований для отказа в предоставлении социальных выплат семьям, повторно обращающимся за помощью, если трудоспособный член этой семьи не выполнил без объективных причин определенный комиссией план по самостоятельному улучшению материального положения. "Ежемесячное социальное пособие будет предоставляться при реализации семьей права на получение социальных трансфертов, а также алиментов. При таком подходе это пособие будет предоставляться тем, кто предпринял меры по привлечению другого родителя к содержанию общих несовершеннолетних детей", - пояснила Татьяна Федорова. Таким образом, новации указа нацелены на то, чтобы мотивировать трудоспособных людей на самостоятельное улучшение своего материального положения. Кроме того, в указе содержатся меры, направленные на совершенствование порядка предоставления ГАСП. В частности, увеличена периодичность получения социального пособия для возмещения затрат на приобретение подгузников с 2 до 4 раз в течение календарного года (при этом общий объем пособия сохраняется). Поскольку расходы на приобретение подгузников требуют значительных денежных средств, а граждане не всегда располагают свободными финансовыми средствами, увеличение количества обращений за пособием повысит его доступность, считает представитель министерства. Кстати, за январь-сентябрь нынешнего года социальное пособие для возмещения затрат на приобретение подгузников получили 22,1 тыс. человек на сумму Br54,1 млрд. Очень важным является, по мнению собеседницы, введение дополнительного способа выплаты ежемесячного и единовременного социальных пособий и социального пособия на подгузники для отдельных категорий нетрудоспособных граждан и семей - через организации по доставке пенсий и пособий. Такая доставка соцпомощи на дом будет востребована у одиноких инвалидов I и II группы, людей в возрасте старше 70 лет, у родителей в неполных семьях, являющихся инвалидами I или II группы, либо осуществляющих уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет. Указ вступит в силу 1 января 2014 года. По словам Татьяны Федоровой, уже начата работа над внесением необходимых корректировок в Положение о порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи (гражданина) для предоставления государственной адресной социальной помощи.
Новости рубрики Общество
Топ-новости
Свежие новости Беларуси