Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Комментарии

Инновационное предпринимательство в Беларуси: меры поддержки и развитие технопарков

Комментарии 16.03.2022 | 18:07

В Беларуси большое внимание уделяется развитию высокотехнологичного предпринимательства, так как инновации - один из драйверов роста экономики. О том, какую поддержку государство оказывает данному направлению, какие условия для его реализации предлагаются в стране, каковы потенциал и перспективы дальнейшего развития инновационного предпринимательства, рассказали эксперты во время пресс-конференции "Инновационное предпринимательство: меры государственной поддержки и приоритетные направления деятельности".

Инновационное предпринимательство - это вид экономической деятельности, целью которого является получение прибыли именно за счет внедрения различных инноваций. Это могут быть новые виды продукции, технологии, бизнес-модели и т.д. "Данный вид предпринимательской деятельности связан с рисками, так как осваивается что-то новое и неизвестно, как это будет реализовано. В нашей стране, чтобы минимизировать или перераспределить эти риски, функционирует система поддержки инновационного предпринимательства. В частности, к ней относятся бизнес-инкубаторы, технопарки, которые за счет концентрации в одном месте компетентных специалистов (например, бухгалтеров, юристов и тех, кто может помочь привлечь финансовые ресурсы) помогают предпринимателю лучше позиционировать свой товар, свою компанию на рынке и тем самым избежать многих ошибок, которые могут привести к банкротству. Особенно это важно на первых порах развития проекта", - сказал директор Института экономики НАН Беларуси Василий Гурский.

Для развития высокотехнологичного предпринимательства нужны инновации. Их источником могут быть зарубежные либо отечественные разработки. "В нашей стране приоритет отдается именно белорусским разработкам. Это позволяет, с одной стороны, минимизировать затраты в валюте, а с другой - развивать собственную науку, иметь свое мнение по поводу разных направлений инновационного развития экономики, технологий и науки в целом", - отметил он. - В этой связи трудно переоценить значение Национальной академии наук, организации которой активно ведут разработки практически по всем направлениям. Кроме НАН в Беларуси функционируют еще и отраслевые институты, которые также занимаются разработками по конкретным сферам".

Государственный комитет по науке и технологиям совместно с Национальной академией наук при участии Министерства образования и других заинтересованных на регулярной основе проводит республиканский конкурс инновационных проектов, где рассматриваются социально значимые проекты различной стадии реализации. "В 2021 году на конкурс было подано более 140 заявок, в том числе по номинациям "Лучший инновационный проект", "Лучший молодежный инновационный проект". Общее число поданных проектов вдвое превысило количество 2020-го года", - сообщил руководитель института.

Кроме того, проводятся и другие мероприятия, в том числе конкурс "100 идей для Беларуси", который, по сути, является стартовой площадкой для молодежных проектов.

Василий Гурский подчеркнул, что Институт экономики активно участвует в разработке документов, регламентирующих и обеспечивающих развитие инновационного предпринимательства. "Мы не разрабатываем непосредственно бизнес-проекты для инновационных предпринимателей, но в то же время выполняем поручения органов госуправления и обеспечиваем наше национальное видение в соответствии с концепцией социально-экономического развития Беларуси, а также вырабатываем основные инструменты и механизмы для поддержки предпринимателей", - констатировал он.

В свою очередь начальник управления инновационной политики Государственного комитета по науке и технологиям Сергей Лях отметил, что в Беларуси основным инструментом реализации государственной политики в сфере инновационной деятельности является госпрограмма инновационного развития на 2021-2025 годы, которая утверждена указом главы государства от 15 сентября 2021 года №348.

По его словам, в стране значительное внимание уделяется формированию инновационной инфраструктуры, которая выступает в качестве инструмента объединения науки, образования и производства. "На сегодня сеть субъектов инфраструктуры охватывает все областные центры, города Барановичи, Новополоцк, Пинск, Горки, Борисовский район. И включает 16 технопарков, 6 центров трансфера технологий, Белорусский инновационный фонд и Национальный центр интеллектуальной собственности, - сказал специалист. - По итогам 2021 года в технопарках насчитывалось 242 резидента с общей численностью работников более 3,5 тыс. За прошлый год они создали 645 новых рабочих мест. Объем выпуска продукции резидентами составил более Br300 млн".

Эксперт отметил, что для научно-технологических парков, их резидентов законодательством предусмотрена система определенных налоговых льгот. "В частности, есть льготы по уплате налога на прибыль, на недвижимость, земельного налога. Также технопарки и их резиденты по решению местных органов власти могут освобождаться от уплаты налогов и сборов, которые уплачиваются в местные бюджеты. Это уже реализовано в некоторых регионах", - пояснил Сергей Лях.

Кроме того, законодательством предусмотрена возможность формирования технопарками собственных фондов инновационного развития. "Порядок использования таких фондов определяется самим технопарком в зависимости от его специфики работы, но вместе с тем по согласованию с госорганом, в попечении которого он находится, и ГКНТ", - пояснил начальник управления.

"В текущей пятилетке нам предстоит провести системную работу по дальнейшему развитию инновационной инфраструктуры в качестве площадки для реализации молодежных инициатив, инновационных идей, стартап-проектов, а также по повышению эффективности деятельности самих технопарков", - акцентировал внимание представитель комитета.

По словам специалиста, для этого в госпрограмме предусмотрено формирование эффективного расходования собственных средств, создание фондов инновационного развития технопарков, проведение молодежных конкурсов инновационных проектов, развитие стартап-движения, венчурного финансирования, расширение практики представления инвестиционных ваучеров и грантов для реализации концепции "Университет 3.0", а также расширение перечня услуг, оказываемых технопарком своим резидентам.

"Ключевая особенность госпрограммы этой пятилетки - системная переориентация инновационного развития с трансфера, заимствования зарубежных технологий на внедрение отечественных разработок наших ученых. Такой подход продиктован нынешними реалиями и подтверждается опытом стран, которые сопоставимы с Беларусью по численности населения (Финляндия, Израиль), где отечественные разработки поддерживаются", - отметил представитель ГКНТ.

Для реализации этого принципа уже разработаны и согласовываются подходы по ранжированию механизмов финансирования проектов в зависимости от уровня их инновационности. "Условно, к первому уровню инновационности относятся проекты, которые основаны на отечественных разработках с высоким прогнозируемым показателем добавленной стоимости и экспорта продукции. Они могут претендовать на безвозвратное финансирование из инновационных фондов", - добавил Сергей Лях.

Ко второму уровню причислены проекты, основанные на отечественных разработках и характеризующиеся повышенным риском деятельности. Они будут финансироваться на льготной основе (возвратной) из средств Белорусского инновационного фонда. "Заемные средства в данном случае будут предоставляться на льготной основе. Отсрочка от возмещения основного долга предоставляется сроком на 3 года. В перспективе общий срок возмещения средств составит до 9 лет. В настоящее время - это 7 лет. Мы сейчас работаем над совершенствованием законодательства. Процентная ставка при этом составляет 0,5 ставки рефинансирования. Также немаловажный момент - в данном случае не требуется залог, как в банках", - сообщил он.

К системе косвенных механизмов стимулирования реализации инновационных проектов относятся налоговой стимул и таможенные преференции. "Во-первых, для проектов госпрограммы внедрен повышенный инвестиционный вычет по налогу на прибыль в размере 150% от объема капзатрат. Это позволит предприятиям компенсировать за счет льгот около 30% своих затрат на реализацию инновационных проектов. Во-вторых, предоставляется возможность без заключения инвестдоговора использовать такие льготы, как освобождение от таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость на технологическое оборудование, ввозимого для реализации проектов, а также освобождение от земельного налога и арендной платы за земельные участки", - рассказал эксперт.

Еще один важный механизм для инновационного предпринимательства - формирование перечней высокотехнологичных товаров, реализация или выпуск продукции по которым позволяет применять льготу по налогу на прибыль для собственного производства (уплачивается в размере 5%).

"Для стимулирования научно-технической инновационной деятельности организаций реального сектора экономики, выполняемой прежде всего за счет собственных средств, Налоговым кодексом предоставлено право включать расходы на выполнение таких работ в состав затрат по производству и реализации с применением повышающего коэффициента 1,5. Это позволит снизить налоговую нагрузку, при этом максимальный размер льготы составит около 27% от объема соответствующих расходов за счет собственных средств", - отметил Сергей Лях.

"Все эти механизмы уже апробированы и работают. Мы проводим большую разъяснительную работу с субъектами хозяйствования, организуем семинары, публикуем различную информацию", - резюмировал представитель комитета.

БЕЛТА.-0-

Все комментарии