Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Новости Калейдоскоп

Первый трамвай, потрясающие мосты и площади. Каким был Витебск на рубеже XIX и XX столетий?

10.02.2024 | 10:35
Мы продолжаем совместный проект с историком, известным коллекционером и лауреатом премии Президента Республики Беларусь "За духовное возрождение" Владимиром Лиходедовым "Бацькаўшчына. В поисках утраченного". Приглашаем вас в путешествие по разным уголкам Беларуси и разным эпохам, сохранившимся в уникальных фотографиях. 
 
Тайны северной столицы  

Сегодняшний областной Витебск на рубеже XIX и XX столетий был городом губернским. Именно в нем, в первом из белорусских городов, появился трамвай, а действующая и ныне Витебская Благовещенская церковь, по некоторым сведениям, является памятником древнерусской архитектуры Х века.

Город рек, мостов и площадей

Город живописно разместился по обоим берегам реки Западная Двина и впадающей в нее речки Витьба, от которой, кстати, и получил свое название. По данным, приведенным в "Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона", издававшемся в Петербурге в 1890—1907 годах, город занимал пространство в 698 десятин (примерно 762,6 га) и имел в окружности 9 верст 16772 саженей (около 10 км 30 м).
Панорамы города были впечатляющими. Особенно поражали каменные мосты, которые перекидывались через обе реки. Красив был Витебск и с моста Риго-Орловской железной дороги, проложенной через город в 1866 году. Железнодорожные пути свяжут центр Витебской губернии и с Москвой, и с Брестом, и с Петербургом, и с Киевом.

В XIX веке Витебск делился на три района как в географическом, так и в административном планах. На севере Холмогорский (Узгорский) район занимал возвышенность между рекой Западная Двина, речкой Витьба, ручьями Дунай, Песковатик, Сутоки и высоким оврагом. Южный Заручевский район со всех сторон окружали речка Витьба, ручьи Дунай, Безыменный, Драничный и Гапеев, а также Двина. Располагавшееся там предместье Задунавье отделялось от остального Заручевья глубоким оврагом, а в местности между Двиной, Витьбой и ручьем размещались некогда Верхний и Нижний замки. Третий западный Задвинский район располагался на правой стороне Двины, по всей длине Узгорья и Заручевья.
Витебск издавна славился своими площадями. Самой большой в городе была Смоленская площадь (первоначально называлась Ковальской, позднее Конной). Центральной площадью считалась Рыночная с ансамблем ратуши, Витебским костелом и монастырем бернардинцев, Воскресенскими церквями. На Соборной площади размещались комплекс иезуитских культовых построек и здание окружного суда. С открытием Рижско-Орловской железной дороги появилась Привокзальная площадь, где вскоре было построено здание вокзала.

В 1894 году в центральной части Витебска появился водопровод, а в 1897-м в городе была проложена первая в Беларуси (третья в Российской империи) трамвайная линия, также была построена электростанция. В 1895 году при архиерейском доме открыли епархиальное церковно-археологическое древлехранилище.
Витебский "дворец" - и не только 

Из наиболее примечательных в городе культовых построек - храм Благовещения, перестроенный Ольгердом в первой половине XIV века. По преданию, записанному в "Летописи г. Витебска", церковь была построена по распоряжению основательницы города княгини Ольги. По другим сведениям, исходя из исследований каменной кладки, храм возвели еще в Х веке. Во время Великой Отечественной войны Благовещенская церковь сильно пострадала. В 1999 году восстановлена на основе реконструкции ее первоначального вида. На сегодняшний день - действующая.

Ильинскую церковь (сгорела в 1904 году), судя по надписи над входом, построили в 1643-м. Эта церковь являлась единственным в городе памятником старинного русского зодчества. Нельзя обойти стороной и величественный Успенский собор, возведенный в 1715-1743 годах базилианами из камня на месте старого деревянного. В 1936 году собор был разрушен, в 2002 году началось его восстановление в первоначальном виде. Из католических храмов заслуживает внимания костел св. Антония, построенный в 1731 году, и приписанный к нему костел св. Михаила, в котором находилась старинная библиотека.
Из зданий особенно обращает на себя внимание губернаторский дом, построенный в конце XVIII века и в народе называвшийся "дворцом". В нем с 1811 по 1821 год жил витебский военный губернатор герцог Александр Виртембергский, в 1812-м его занимал Наполеон, в 1831 году там скончался великий князь Константин Павлович, российский цесаревич, второй сын Павла I и Марии Федоровны, считавшийся наследником русского престола после Александра Павловича.

Как отмечается в ІХ томе книги "Россия. Полное географическое описание нашего Отечества", изданном в Санкт-Петербурге в 1905 году и имеющем название "Верхнее Поднепровье и Белоруссия", в Витебске в начале ХХ века проживало свыше 81 тысячи человек, из них более 40 тысяч составляли евреи. Насчитывалось 32 православных храма, четыре часовни, два единоверческих храма, два костела, каплица, кирка, три синагоги и 58 еврейских молитвенных домов. Из жилых домов было 650 каменных и 7,2 тысячи деревянных. Действовало свыше двух тысяч торговых помещений, два театра, три типографии, восемь книжных магазинов, четыре библиотеки, три еврейские книжные лавки. Были мужская и женская гимназии, около 20 низших школ, не считая еврейских училищ. Также в Витебске существовали сельскохозяйственное общество, отделение Императорского российского общества садоводства, общество врачей и вольное пожарное.
Активно велось строительство промышленных предприятий - табачной, бумажно-картонной, льнопрядильной фабрик, железнодорожного литейно-машиностроительного завода. Всего в городе насчитывалось более 75 фабрик и заводов, на которых трудились тысячи рабочих.

Окунуться в атмосферу губернского города и совершить путешествие по улочкам Витебска конца XIX - начала XX века нам помогли уникальные фото и открытки тех лет. О том, как Витебск стал крупным промышленным и культурным центром, по каким генпланам шла застройка города в советский период, мы тоже обязательно узнаем. Но только уже по снимкам другого времени, хоть не такого далекого, но не менее загадочного.

| Владимир ЛИХОДЕДОВ, фото из коллекции автора.