Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Новости Калейдоскоп

"Планы есть, но они очень зыбкие". Алексей Сальников о новых экранизациях книг

01.04.2024 | 13:44
Алексей Сальников - один из самых популярных российских авторов. После выхода романа "Петровы в гриппе и возле него" известность буквально обрушилась на писателя. Все, что потом выходило из-под его пера, тут же становилось бестселлером, в том числе и так называемые три "О" - романы "Отдел", "Опосредованно" и "Оккульттрегер". В романах Алексея Сальникова ангелы, демоны, гомункулы, люди, ведьмы и музы смешиваются в такой неожиданный коктейль, что порой отличить один ингредиент от другого невозможно.

- Алексей, вы поступили когда-то в сельскохозяйственную академию, но так ее и не окончили. Почему?

- Подростковый возраст в моем случае наступил в 19-20 лет. И это неудивительно, потому что сейчас его границы сдвигаются. Маме хотелось, чтобы сын получил нормальную специальность. Поскольку я обладал математическими способностями, учеба большого труда не составляла, но удовольствия не приносила. Я ушел из академии после второго курса. Вообще, родители и родственники часто не совсем адекватно готовят ребенка к будущей творческой жизни. Хотя их понять можно, потому что в юности все мы отвратительно пишем, чего уж скрывать...

- Жанр, в котором вы работаете, называют городским фэнтези, иногда магическим реализмом. А как вы сами его определяете?

- В процессе работы не задумываешься о таких громких словах, как "творческая задача" или "принадлежность к жанру". Просто приходит история в голову, ты ею увлекаешься и пишешь текст. Наверно, в итоге получилась смесь сказки и, собственно, городского фэнтези. Другое дело, что у всякого фэнтези существует несколько градаций. В моем случае это низкое городское фэнтези, говорящее о простых существах, которые не спасают мир, а решают бытовые задачи.

- Ваш роман "Петровы в гриппе и вокруг него" завоевал престижные премии - "Нацбест" и "НОС" - и буквально сразу принес вам огромную популярность. Как вам кажется, почему?

- Вряд ли смогу ответить на этот вопрос. Если этот текст не забудут лет через 30, значит, случайно попал в точку популярности.

"Испытал ужас, сравнивая написанное в книге и увиденное на экране"

- Экранизация "Петровых" вызвала неоднозначное мнение критики. Говорили, что она получилась мрачнее, чем сам роман. А вам понравилась?

- Боялся, что в итоге получится комедия типа "Елок". Оказалось, нет. Признаюсь, испытал ужас, сравнивая написанное в книге и увиденное на экране. Но такова, наверно, специфика жанра. Кстати, авторам картины удалось неплохо показать какие-то лирические вещи, которые при написании книги в уме держал, но почему-то не смог выразить на бумаге. А режиссер это прочувствовал и сумел великолепно воплотить в кино.

- Предлагают ли кинематографисты снять картины по другим вашим книгам?

- Такие планы есть, но они очень зыбкие. Говорить раньше времени о них не стоит. Успех картины порой складывается из моментов, которые предусмотреть невозможно. Чуть-чуть актер сыграл не так или мелодия не в том месте прозвучала - фильм рассыпается. Если бы Роберт Патрик в "Терминаторе-2" в конце истории не пригрозил пальцем, был бы это тот же самый фильм? А чем бы стала "Сказка странствий" без музыки Шнитке? Обычной притчей?
 
"Сейчас, видимо, наступила эпоха сериалов"

- Ярким литературным событием стал и выход вашего романа "Оккульттрегер". Следить за перипетиями отношений между мистическими существами и жильцами "панелек" очень увлекательно. А откуда взялось необычное название книги?

- На Урале, где я живу, в свое время были такие люди, которые продвигали поэтов и называли себя культурттрегерами. Вскоре это слово забылось, на смену ему пришли другие - культурный менеджер, литературный менеджер. Слово "культтрегер" потеряло свою отрицательную окраску, а с течением времени приобрело другой смысл. Оккульттрегер построен на игре слов - "оккультный" и "культ(ур)трегер". Когда возник этот каламбур, я на всякий случай даже проверил, не называл ли кто-нибудь так свое произведение. Оказалось, авторский неологизм.

- Критики подозревают, что "Окультреггер" - еще не закрытая история и продолжение следует. Не ошибаются?

- Да, у меня есть идея, как продолжить эту историю и чем ее окончить. Сейчас, видимо, наступила эпоха сериалов. А потому даже от "Петрова" ждут какого-то продолжения, спрашивают, будет ли вторая часть. Люди не наигрались еще сериалами, несмотря на то что по всем жестко прошлась в свое время "Игра престолов", показав, что даже самая подающая надежды история может закончиться фигней.
 
- Что бы вы посоветовали почитать детям?

- Современной детской литературы много. Она прекрасна иллюстрирована и издана великолепно. Со многими детскими писателями часто пересекаюсь на разных литературных тусовках, но их тексты не читал. А потому совета дать не смогу. Да и с классикой не так все просто.

Летел недавно в самолете, рядом вслух ребенок читал рассказ Носова, который входит в начальную школьную программу. В нем речь шла про поход в кино, когда дети стали "расстреливать" экран, чтобы отбить красных от белых. Сколько вопросов у юного читателя возникало по ходу повествования! Во-первых, он запутался в советских ценах. Почему, спрашивает, мама дала сыну всего 15 копеек на билет и мороженое. Во-вторых, ему было непонятно, кто такие красные, а кто такие белые. Сам я люблю сказки "Тысяча и одна ночь". Но детям не советовал бы читать без купюр. А с купюрами скучно. Вот в чем парадокс...

"Разве не волшебство?"

- Буквально на днях в формате книжного сериала стартовал ваш пятый по счету роман - "Когната". В анонсе сказано, что действие происходит в альтернативной реальности, где люди живут в противостоянии с драконами. Расскажите пару слов о новой книге.

- Сказку о том, как прекрасен мир фантазий и скучна обыденность, я придумал в 20 лет. Долго не знал, куда пристроить свою идею: бросить жалко, а начать писать - страшно. Вдруг потом все окажется не так увлекательно, как задумывал? История долго бродила в голове, усложнялась, а потом стали рождаться новые идеи: после войны между людьми и драконами наступает мир, затем появляется сотрудник органов Константин, который неожиданно для самого автора становится главным. Героям приходится преодолевать взаимную неприязнь и, можно даже сказать, межвидовой расизм. Соприкосновение разумных существ возможно не исключительно на основе любви или симпатии. Бывает, что-то строится и на неприязни. В общем, в "Когнате" множество существ, событий и разных отношений. Это такая сказка-путешествие с аллюзиями на наш мир.
 
- Насколько комфортно вам живется в цифровую эпоху?

- Когда рассуждаю о нашем времени, вспоминаю пророчества Кира Булычева и его героиню Алису Селезневу. Мир меняется буквально на глазах. Ощущение новой эпохи у меня возникло не так давно, когда решил помочь сыну получить паспорт. Он плохо видит, поэтому пошли вместе. Раньше эта процедура занимала много времени - паспортный стол, почта, получение квитанции для оплаты госпошлины, Сбербанк, а потом снова почта и паспортный стол. Уже представлял весь предстоящий ужас, а на деле справились очень быстро. Я не так давно загранпаспорт оформлял. И тоже обалдел. Фотографии, оказывается, теперь можно по почте прислать. Да еще и получить документ в удобный для тебя день. Разве не волшебство?

Алексей Сальников - обладатель премий таких престижных конкурсов, как "Нацбест" ("Национальный бестселлер"), "НОС" ("Новая словесность") и "Большая книга".


| Елена НИКОЛАЕВА, газета "7 дней". Фото из открытых интернет-источников и скриншоты из фильма "Петровы в гриппе".

Читайте также:

Первую сказку написал в 6 лет, погиб от рук читателя. Факты об Антуане де Сент-Экзюпери

Писатель Алексей Иванов: в реальной жизни мы начинаем жить по законам интернета

Чудом прошел 4 войны, был жестким и требовательным. Вы знали это о Кондрате Крапиве?