Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика

"Дадут фору парням!" Девушки из БГАА учатся управлять беспилотниками и чинить двигатели

08.03.2024 | 08:20
Еще недавно летательные аппараты считались больше делом парней, но в последнее время все чаще в эту сферу приходят девушки. В преддверии 8 Марта корреспонденты БЕЛТА побывали в Белорусской государственной академии авиации (БГАА), чтобы познакомиться с теми представительницами прекрасного пола, которые решили связать свою жизнь с самолетами.

В небе и на земле

Ежегодно из единственного авиационного вуза Беларуси выпускается около 250 специалистов. В числе курсантов факультета гражданской авиации немало девушек, а в 2023 году "женская команда" впервые появилась и на военном факультете. Пилоты, радисты, инженеры-авиамеханики, диспетчеры... На одних специальностях соблюдается паритет, на других девчонки - на вес золота. А вот новое направление "логист авиационных перевозок", набор по которому открыли в прошлую вступительную кампанию, оказалось очень популярным у девчат.

Как отмечают курсантки, учиться в академии интересно, а ребята не дают расслабиться - всегда нужно быть в форме, не отставать. Второкурсница Дарья Гамза из Столбцов после завершения обучения станет инженером авиационного и радиоэлектронного оборудования.
"Если проще, - радист. Эта профессия предполагает работу как на борту, так и на земле, связана с радиосвязью. Больше она, наверное, для парней, но, считаю, подходит также и девушкам. Сейчас получаем теоретические основы, чтобы летом применять знания на практике. Однозначно не пожалела о своем выборе. Поступить в академию авиации - мечта, определилась в 11-м классе. Горжусь быть здесь", - отметила девушка.

Дарья Кислюк и Надежда Мазура - одногруппницы, учатся на 3-м курсе факультета гражданской авиации по специальности "техническая эксплуатация воздушных судов и двигателей". В Минск приехали из Солигорска и Баранович. В группе кроме них 25 парней. "Не теряетесь в мужском коллективе?" - интересуюсь у девчонок. Уверяют: комфортно, ребята отличные!   
Надежда пошла в академию авиации по стопам отца - родители связаны с авиационной сферой, папа - инженер.

"Точно знала: буду инженером-механиком. У меня склонность что-то делать руками, чинить. Работа в гараже - мое. Поняла, что хочу связать жизнь с авиацией, в академию поступала целенаправленно. Говорят, мужская профессия... Естественно, нагрузка на парней больше, но нет ничего невозможного. Никаких барьеров не ощущаем", - отметила собеседница.
Для Дарьи научиться разбираться в деталях самолетов и вертолетов - тоже осознанное решение.

"Хотела связать жизнь с космической промышленностью, но у нас таких специалистов не готовят, - рассказала она. - А что ближе к космосу? Авиация. Потому здесь. Не разочаровалась. Желание есть, учусь. Планирую после выпуска продолжить работать в авиационной сфере. В любой авиакомпании, на аэродроме нужны инженеры. Без них не взлетит самолет. Наше значение очень весомое".
Постигают азы профессии курсанты в том числе в ангаре-лаборатории. Здесь представлены различные модели двигателей, колес, других важных компонентов. Заведующий кафедрой технической эксплуатации воздушных судов и двигателей Антон Рипинский о курсантках отзывается очень тепло: "Старательные. Показывают пример парням! Где не требуется мужская сила, работают наравне. Получают достойные знания, востребованы. Ежегодно в группах по две девушки. Наши выпускницы трудоустраиваются в авиакомпанию "Белавиа", Департамент по авиации, авиаремонтные заводы. Много курсантов служит в авиации МЧС".  
 
Романтика полетов   

Если специальность "техническая эксплуатация воздушных судов и двигателей" большим спросом пользуется у ребят, специальность "организация воздушного движения" - отличный вариант для представительниц прекрасного пола. Девушки учат авиационный английский язык и фразеологию радиообмена в лингафонном кабинете, отрабатывают практические навыки на современном диспетчерском тренажере.

К слову, такой тренажерный комплекс с уникальным программным обеспечением в академии появился совсем недавно. Он способен моделировать любые погодные условия, штатные и аварийные ситуации с высокой степенью точности. Система голосовой связи открывает широкие возможности в имитации действий диспетчеров управления воздушным движением.
"То, чем мы занимаемся, очень интересно! - признались четверокурсницы Ангелина Гордиевская и Алина Слобода. - У нас в группе примерно равное количество парней и девушек. После учебы сможем работать в аэропорту, на предприятии "Белаэронавигация". Сейчас на занятиях отрабатываем связь диспетчера с пилотом".   

Также в БГАА готовят летчиков. Нынешний набор - уже третий. К отбору курсантов, среди которых есть и девчата, подходили ответственно: готовность к профессии оценивала врачебно-летная экспертная комиссия, абитуриенты сдавали физические нормативы. И во время учебы хорошая физическая форма - обязательное условие. Если на других специальностях по физкультуре ставят зачеты, то пилотам - оценки.

Украшение факультета


Стройные, красивые курсантки в форме и на каблуках - теперь данность и для военного факультета. Заместитель начальника организационно-строевого отдела Петр Кабанович отмечает, что они выполняют задачи не хуже ребят.
"Из 10 еще ни одна не сошла с пути. Значит, осознанно пришли к нам, взвешенно принимали решение о выборе профессии. Девушки - украшение факультета. Строевые элементы предполагают серьезные физические нагрузки, но они их выполняют с природной легкостью", - отметил Петр Кабанович.   

 "Наши девчонки боевые. Всегда на передовой: стрелять - "я!", разобрать автомат - "я!", песню спеть - снова "я!", - с юмором добавляет начальник кафедры беспилотных авиационных комплексов и боевого управления Дмитрий Дьяков. - Это первый набор. Учим девушек эксплуатации беспилотных летательных комплексов. Это и управление БПЛА, и дешифрирование, обработка различной информации, настройка радиоканалов и др. А в целом ведем подготовку таких специалистов с 2012 года - первыми в Беларуси к ней приступили. Создавая кафедру, использовали советские наработки и свой опыт в большой авиации, авиамоделировании. Все, что происходит в мире, отслеживаем, корректируем учебные программы. Постоянно совершенствуем и тренажерную, материальную базу. Ребята более выносливые, стрессоустойчивые, а девушки - усидчивые. Работа оператора во многом монотонная, подходит для девушек".

В числе курсанток - Елизавета Давыденко из городка Чаусы Могилевской области. Закончила школу с золотой медалью. Когда выбирала для себя профессию, знала, что точно будет военной.
"Но сразу не могла определиться. Когда больше узнала о специальности "технологическая эксплуатация беспилотных авиационных комплексов государственной авиации", подумала: очень интересно, это будущее. Учусь уже семь месяцев, не разочаровалась. Родители поддержали. Ребята, если нужно, стараются помогать. Как и преподаватели. Из предметов сложнее всего дается высшая математика. А самое увлекательное - введение в специальность, военная топография. Стараюсь хорошо учиться", - рассказала девушка.

Мирослава Урекий приехала в Минск из Каменца Брестской области. О военном факультете узнала, когда в прошлом году попала на февральскую смену в Национальном детском технопарке.

"По направлению "Авиакосмические технологии" занятия проходили на базе академии. Понравились материальная база, преподаватели. У нас дружный коллектив. Сложностей особенных нет, с физической подготовкой справляемся. Кто немного отстает, дают возможность подтянуться".

Официально

Набор девушек и юношей в БГАА осуществляется на равных правах на все специальности факультета гражданской авиации, отделения среднего специального образования (за исключением специальности "техническая эксплуатация воздушных судов и двигателей") и военного факультета (за исключением специальности "эксплуатация аэродромов и средств наземного обеспечения полетов"). В большей степени девушки предпочитают специальность "организация воздушного движения", в том числе профилизации "организация движения и обеспечение полетов на воздушном транспорте" и "логистика авиационных перевозок".
Более смелые идут на специальности "летная эксплуатация воздушных судов гражданской авиации" (пилот), "техническая эксплуатация воздушных судов и средств наземного обеспечения полетов" (механики, авионики). Не оставляют в стороне и специальность "беспилотные авиационные комплексы".

На среднем специальном образовании предпочитают специальности "техническая эксплуатация авиационного и радиоэлектронного оборудования воздушных судов", "техническая эксплуатация средств вычислительной техники".

В целом по академии 26,6% курсантов - девушки. Меньше всего их на военном факультете - 13,4%, больше - на отделении среднего специального образования (31%).

На территории Белорусской государственной академии авиации расположены два общежития, столовая, пять учебных корпусов, учебные аэродромы, стадион, комнаты для занятий фитнесом и тренажерные залы. За годы учебы, как признаются выпускники, они становятся единой командой людей, влюбленных в небо и авиацию.

Надежда МАТВЕЕВА,
Фото Рамиля НАСИБУЛИНА,
БЕЛТА.-0-