Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика

ДОСЬЕ: К 330-летию основания города Ветки

11.11.2015 | 09:52

Любой уголок земли белорусской по-своему прекрасен и неповторим. Все лучшие черты прошлого и настоящего, достижения многих поколений города Ветки нашли яркое отражение в богатом историко-культурном и духовном наследии края.

Ветка - город в Гомельской области, центр Ветковского района, пристань на реке Сож. Расположен в 22 км к северо-востоку от Гомеля, в 323 км от Минска. Автомобильными дорогами связан с Гомелем, Добрушем и Чечерском. В результате катастрофы на Чернобыльской АЭС и радиационного загрязнения проведена дезактивация и часть жителей выселена в чистые места.

Ветковский райисполком

Город Ветка, как утверждает одна из версий, получил название от одноименного острова, созданного рекой Сож и небольшой затокой. Основан старообрядцами в 1685 году во владении мозырского старосты К.Халецкого. Первыми поселенцами были раскольники, преследуемые царским режимом, они спасались на плотах по рекам от погони. После долгого путешествия раскольники, положившись на божью милость и вознеся свои молитвы, пустили по течению ветку дерева. "К коему берегу волнами прибьется сия ветвь, там и быть нашему поселению, ибо это будет указанием божьего перста", - решили беглецы.

"И пустые они, и зверопаственные населяху места", - свидетельствует о начале поселения местный летописец. Местность эта и действительно представляла собой в то время лесную глухомань, отгороженную от больших дорог непроходимыми болотами.

В 1695 году в Ветке была освящена первая в Великом княжестве Литовском старообрядческая церковь Покрова Пресвятой Богородицы, начали строиться старообрядческие монастыри. Переселенцы получили королевскую грамоту, гарантирующую им религиозную свободу и налоговые льготы.

По политическим мотивам власти Речи Посполитой охотно поддерживали беглых староверов и позволяли им селиться на свободных землях. Переселенцы своевременно платили арендную плату, создавали свои общины и жили своими интересами.

В начале XVIII века Ветка - большое поселение городского типа с самоуправлением, широкими торговыми связями, окруженное многочисленными слободками, монастырями и скитами - центрами распространения письменности, развития искусства живописи.

В конце XVII - начале XVIII века сформировались Ветковская иконописная школа и манера оформления рукописи книги. Ветковские рукописные книги - это художественная энциклопедия народа и бесценный вклад в национальную культуру. Здесь сложилась самобытная школа ветковской резьбы по дереву - своеобразное сочетание местных белорусских и русских традиций народного архитектурного декора.

Ветка стала крупным торговым и ремесленным центром. С 1734 года была резиденцией епископа Епифания, что содействовало ее авторитету среди раскольников. В 1735 году произошла "первая выгонка" старообрядцев: российская армия перешла границу ВКЛ и разрушила Ветку и соседние слободы. Годные к военной службе староверы были зачислены в солдаты, а остальные переселены в отдаленные районы России. Но эта акция не привела к радикальным изменениям. Раскольники быстро возвращались назад, прибывали новые переселенцы.

Отстраивалась Ветка с помощью иноверцев из-за границы. В 1764 году российская армия вновь разрушила город и 15 слобод в результате "второй выгонки". По приказу Екатерины II генерал-майор Маслов вывез в Сибирь из Ветки и соседних слобод до 20 тыс. староверов. Ветка навсегда потеряла свое значение как центр раскола, но сохранила в старообрядчестве исторический и культурный авторитет.

В 1774 году в Ветке прятался от преследований властей Емельян Пугачев. Здесь ему дали имя царь Петр. Ветковчане сделали ему паспорт, чтобы, миновав царские препоны, мог идти он в народ, поднимать восстание.

Во второй половине XVIII века Ветка стала торгово-промышленным местечком. После 1-го раздела Речи Посполитой в 1772 году находилась в составе Российской империи, с 1784 года - местечко Белицкого, с 1852 - Гомельского уездов, принадлежало Станевичам.

В 1868 году в Ветке было открыто женское, в 1874 мужское народные училища. В 1880 году в Ветке проживало около 6 тыс. жителей, было 11 каменных, 994 деревянных здания, 6 канатных, 2 кожевенных завода, 6 мельниц, 3 крупорушки, 9 кузниц, 124 лавки, действовали православная и старообрядческая церкви, 6 еврейских молитвенных школ, почта, аптека, фельдшерский кабинет.

Жители занимались изготовлением сетей, канатов, кузнечным делом, ковали даже якоря. Известны были они и как умелые ткачи, краснодеревщики, строители, за которыми неоднократно приезжали из Киева, Москвы, Петербурга. Они участвовали в украшении таких памятников архитектуры, как Оружейная палата в Кремле, Коломенский дворец, Новодевичий и Иверский монастыри.

В Ветке активно действовали пристань и переправа через Сож. От пристани отходили судна с разными товарами. С юга прибывало зерно, соль и другие товары, а в Херсонский порт направлялись разные породы древесины, канаты и якоря. На верфи строились деревянные речные судна (берлинцы). Ежегодно проводились две ярмарки (Сырная и Спасовская). В Ветке проводилась продажа крымской соли, которая доставлялась по Днепру и Сожу и давала большие прибыли.

В 1918 году Ветка была оккупирована германскими войсками, немецкое командование передало ее вместе с Гомельским поветом Украине. С 1919 года находилась в Гомельском уезде РСФСР, в 1925 году стала городом. С 1926 года в составе БССР, центр района.

В Великую Отечественную войну 18 августа 1941 года оккупирована немецко-фашистскими войсками, которые уничтожили в городе и районе 656 человек. В первые дни войны был создан отряд народного ополчения под командованием Зарецкого. В околицах города, который защищали части 55-й стрелковой дивизии, развернулись жестокие бои, город несколько раз переходил из рук в руки.

28 сентября 1943 года Ветка была освобождена воинами 89-й, 159-й танковых бригад, 44-й мотострелковой бригады 1-го танкового корпуса и 17-й гвардейской кавалерийской дивизии 2-го гвардейского кавалерийского корпуса Брянского фронта в ходе Брянской операции 1943 года. В боях за Ветку погибли 873 воина, которые похоронены в братской могиле. 568 жителей Ветки погибли на фронте. На принудительные работы в Германию были вывезены 327 жителей Ветковского района.

За выдающиеся боевые подвиги шестеро ветковчан удостоены высшей награды - звания Героя Советского Союза. Это Батраков Михаил Григорьевич, Буйневич Павел Николаевич, Кулагин Андрей Михайлович, Ксендзов Григорий Васильевич, Мухин Василий Филиппович, Минин Яков Киреевич. Тремя орденами Славы награжден Иван Романович Макаренко.

Сегодня Ветка - районный центр, красивый, уютный город районного подчинения. Здесь созданы все условия для успешной учебы, работы, интеллектуального и физического развития, культурного досуга. Герб Ветки утвержден 17 апреля 2001 года решением Ветковского Совета депутатов и внесен в Гербовый матрикул Республики Беларусь. Представляет собой испанский щит, в красном поле которого изображена серебряная литера W. Литера W является элементом герба бывших владельцев города Халецких, кроме того, символизирует первую букву названия города.

В Ветке находится один из самых интересных музеев Беларуси - музей народного творчества (с 2012 года Ветковский музей старообрядчества и белорусских традиций им. Ф.Г.Шклярова). С 2004 года включен в туристический маршрут "Золотое кольцо Гомельщины". В нем собрана уникальная коллекция и своеобразная экспозиция, объединившая разнообразнейшие предметы: от древних икон и книг - до самобытных узорных рушников. Музей создан на основе частной коллекции Федора Григорьевича Шклярова, первого директора, уроженца и жителя Ветки.

Наиболее полно представлено в музее неглюбское ткачество. На неглюбских рушниках вытканы индоевропейские, древние славянские знаки. Хранится в музее одно из богатейших в республике собрание рукописных книг XVI - начала XX века. Большая их часть - певческие рукописи знаменной нотации, связанные с продолжением на Ветке традиций древнерусского пения. В музейной коллекции есть и первая книга печатного двора Киево-Печерской лавры "Анфологион" (1619). В музее находится единственное в Беларуси собрание служебных рисунков и прорисей иконописцев (XVII - начало XX в.). Здесь представлены работы старообрядцев, а также мастеров Ветковской и Бабичской иконописных школ: "Собор архангела Михаила", "Покров" (обе 18 в.) из Покровского храма в Ветке, "Успение" (18 в.) из церкви в деревне Попсуевка Ветковского района и другие. Ветка вобрала в свою культуру и искусство традиции разных иконописных школ. Мастера приходили вместе с переселенцами более чем из двадцати губерний тогдашней России, из Новгорода и Нижнего Новгорода, Москвы, с Дона и Украины.

Ветковщина - край бытования наиболее яркой архитектурной резьбы по дереву, характерной для украшения и традиционного старообрядческого жилья и присущей народной архитектуре Беларуси. Своеобразные декоративные "полотна" представляют собой оконные наличники, карнизы и подзоры, массивные въездные ворота крестьянских и городских усадеб. В Ветковском музее в разных сюжетах можно встретить символы, возраст которых - несколько тысячелетий.

Здесь организован Центр по сохранению и возрождению ремесел (изучение и восстановление технологий старинных ремесел, прежде всего местных традиций ткачества). Действует реставрационная мастерская. Специалистами музея проводятся реставрационные работы по консервации, раскрытию, восстановлению икон, бисерных окладов, предметов из металла, бытовых предметов из дерева, реставрация тканей.

За плодотворную работу по изучению и пропаганде белорусской национальной культуры, значительный вклад в сохранение и возрождение историко-культурного наследия в январе 2008 года музей получил специальную премию Президента Республики Беларусь деятелям культуры и искусства в номинации "музейное дело".

Далеко за пределами республики знают имена известных государственных деятелей, родившихся в Ветковском районе. Среди них:

Скоробогатов Дмитрий Иванович (1905-1976), военный деятель, генерал-майор (1959). Участвовал в боях под Москвой, Сталинградом, прорыве блокады Ленинграда, освобождении городов Таллин, Гданьск, Гдыня, в Берлинской наступательной операции.

Громыко Андрей Андреевич (1909-1989), партийный и государственный деятель, дипломат, доктор экономических наук (1956), дважды Герой Социалистического Труда (1969, 1979).

Курочкин Аким Григорьевич (1912-2004), белорусский скульптор, заслуженный работник культуры Беларуси (1988). Автор памятников воинам Советской Армии и партизанам в Слониме, Поставах, Полоцке, Вилейке; бюстов, портретов и монументальных скульптур.

Аксенов Александр Никифорович (1924-2009), государственный и партийный деятель Беларуси. Был министром внутренних дел Беларуси, секретарем Витебского обкома КПБ, 2-м секретарем ЦК КПБ, председателем Совета Министров Беларуси.

Шкляров Федор Григорьевич (1925-1988), краевед, коллекционер, заслуженный работник культуры Беларуси (1988).

Снежкова Нина Леоновна (1926-2008), государственный деятель Беларуси. Работала в Ветковском РК КП(б)Б, в редакции газеты "Гомельская праўда", в Гомельском обкоме КПБ, ЦК КПБ, была секретарем Могилевского обкома КПБ, заместителем председателя Совета Министров Беларуси.

Бровиков Владимир Игнатьевич (1931-1992), партийный и государственный деятель Беларуси, журналист, дипломат, кандидат философских наук.-0-