Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Пресс-центр Круглый стол

Инклюзивные подходы в образовании лиц с особенностями психофизического развития

Круглый стол 03.12.2020 | 14:00

Формирование инклюзивной культуры общества - одно из направлений современного образования. В Беларуси расширяются образовательные возможности для лиц с особенностями психофизического развития.

Об инклюзивных подходах в образовании на разных уровнях, а также о методических пособиях, наработках преподавателей и специалистов рассказали участники круглого стола.

Участники:

Елена Мулица
Главный специалист управления дошкольного образования Главного управления общего среднего, дошкольного и специального образования Министерства образования Республики Беларусь
Ольга Хруль
Заведующий лабораторией специального образования Национального института образования
Елена Фалевич
Начальник отдела научно-методического обеспечения общего среднего образования в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования и образования лиц с ОПФР Республиканского института профессионального образования
Вера Хитрюк
Директор Института инклюзивного образования УО "Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка"
Георгий Козел
Директор Минского государственного колледжа электроники

В Беларуси более 70% детей с особенностями развития обучаются в интегрированных классах

В Беларуси более 70% детей с особенностями развития обучаются в интегрированных классах, сообщила во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА главный специалист управления дошкольного образования Министерства образования Елена Мулица.

"В Беларуси реализуется социально ориентированная государственная политика в сфере образования, которая основывается на приоритетах общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования. Более 20 лет в республике дети с особенностями психофизического развития могут получать образование в различных формах в зависимости от того, какая структура нарушения, насколько оно тяжелое. Мы предлагаем возможность получить коррекционно-педагогическую помощь в пунктах коррекционно-педагогической помощи учреждений дошкольного и общего среднего образования тем детям, которые имеют лишь незначительные нарушения речи или слуха. Для тех детей, у которых структура нарушений уже включает различные особенности, предусмотрено функционирование учреждений специального образования. Их на сегодняшний день в Беларуси 237. Это специальные дошкольные учреждения, специальные школы и центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации", - рассказала Елена Мулица.

Наряду с этим функционирует система интегрированного обучения и воспитания, когда ребенок с особенностями может обучаться вместе с детьми без нарушений. "Более 70% детей с особенностями, нуждающиеся в получении специального образования, обучаются в условиях интегрированного обучения и воспитания. Остальные 30% - в учреждениях специального образования. Общее количество детей с особенностями психофизического развития достигает 170 468 (в 2019 году - 166 186). Ежегодно это количество увеличивается. Большая часть детей - 60% - имеют легкие нарушения. Среди них 14 234 имеют инвалидность", - отметила главный специалист управления.

Елена Мулица подчеркнула, что в Беларуси интегрированное обучение и воспитание рассматривается как ступенька к инклюзивному образованию. "Изучая опыт ряда стран, мы видим, что во многих из них эти понятия приравниваются. Мы идем немного другим путем и рассматриваем интегрированное обучение и воспитание как параллельное обучение с нормально развивающимися сверстниками. Инклюзивное образование - совместное для всех, когда учитываются особенности каждого ребенка вне зависимости от того, есть или нет у него нарушения. Все дети обучаются вместе, используются одни и те же учебные пособия, программы, планы. Деятельность Министерства образования и в целом системы образования направлена на то, чтобы формировать и развивать инклюзивную культуру у каждого участника образовательного процесса", - добавила она.

Фалевич: люди с особенностями психофизического развития могут получить профобразование на дому

В Беларуси люди с особенностями психофизического развития могут получить профобразование на дому, сообщила во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА начальник отдела научно-методического обеспечения общего среднего образования в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования и образования лиц с особенностями психофизического развития Республиканского института профессионального образования Елена Фалевич.

"В учреждениях, в которых реализуются образовательные программы профессионально-технического и среднего специального образования, создаются специальные условия для того, чтобы лица с особенностями психофизического развития могли получить профессиональное образование. Есть возможность таким учащимся обучаться либо в специальных группах, либо в инклюзивных. В последнее время количество инклюзивных учебных групп увеличивается. Кроме того, на уровне профессионально-технического образования есть возможность обучаться лицам с особенностями психофизического развития на дому", - рассказала Елена Фалевич.

Это открывает дополнительные возможности для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

"Существуют перечни профессий, по которым возможно получение профессионально-технического образования на дому, а также дополнительного образования взрослых. То есть, для тех, кто по каким-либо причинам не получил профессиональное образование, либо хочет поменять профессию в более зрелом возрасте", - отметила начальник отдела.

Елена Фалевич напомнила, что на базе Могилевского государственного экономического профессионально-технического колледжа организована экспериментальная площадка для учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата. Обучение проводится с максимальным использованием дистанционного обучения. Такое обучение прошли 8 человек. "Двое из них получили красный диплом, остальные имеют средний балл около 8. Двое выпускников трудоустроены. Шестеро других поступили на уровень среднего специального образования и продолжают обучение в этом колледже уже в учебных группах совместного обучения", - подчеркнула начальник отдела.

Одна из важных особенностей организации обучения на уровне профессионально-технического и среднего специального образования - обязательное распределение. "Просто дать профессию - не самоцель. Важно, чтобы выпускник с особенностями психофизического развития, получив профессию, смог еще и реализоваться в профессиональной деятельности", - добавила Елена Фалевич.

Каждый педагог должен быть готов к работе с детьми с особыми образовательными потребностями - Хитрюк

Каждый педагог должен быть готов к работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Об этом сообщила во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА директор Института инклюзивного образования Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка Вера Хитрюк.

"Изменилась профессиональная ситуация. Каждый учитель, каждый педагог учреждения дошкольного образования сегодня не застрахован от того, что у него в группе в любое время может оказаться ребенок с теми или иными образовательными потребностями. Это не обязательно ребенок с особенностями психофизического развития. Как раз понимание этого и того, каким образом должно измениться содержание педагогического образования, и есть то, чем занимается Институт инклюзивного образования", - рассказала Вера Хитрюк.

По ее словам, постоянно совершенствуется практическая подготовка будущих дефектологов. "Мы вводим новые учебные дисциплины, дополняем содержание уже имеющихся в подготовке учителей-дефектологов. Кроме того, речь идет об изменении понимания каждым педагогическим работником того, что ребенок с особенностями психофизического развития - это объект особого внимания", - отметила директор.

Вера Хитрюк добавила, что Министерство образования с ЮНИСЕФ начинает разработку большого проекта по инклюзивному образованию, рассчитанного на три года. "Одна из задач - это подготовка педагогических кадров. На уровне второй ступени высшего образования у нас планируется открыть специальности магистратуры по ранней комплексной помощи, по организации деятельности психолого-медико-педагогической комиссии. Ее работа сегодня подлежит пересмотру и подготовке новых организационных и содержательных условий. Еще один аспект - работа с нежелательным поведением. То есть, речь о подготовке специалистов к работе с детьми с расстройствами аутистического спектра именно в магистратуре", - подчеркнула она.

Директор Института инклюзивного образования отметила, что Республиканский ресурсный центр инклюзивного образования, созданный при БГПУ в 2017 году, проводит обучающиеся курсы. На сегодня разработано 113 таких курсов, они достаточно востребованы.

Директор колледжа: социализация людей с особенностями развития - важная задача профобразования

Успешная социализация людей с особенностями развития - важная задача профессионального образования, заявил во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА директор Минского государственного колледжа электроники Георгий Козел.

"Наш колледж уже 15 лет обучает людей с особенностями психофизического развития. Мы работаем с учащимися, у которых нарушения опорно-двигательной системы, слуха, расстройства аутистического спектра. И уже пошел второй учебный год, как мы начали обучать людей с нарушениями зрения, даже могу сказать, тотально слепых. Этот процесс очень непросто было бы организовать без взаимодействия с обществами инвалидов", - рассказал Георгий Козел.

По его словам, в колледже реализуется принцип "равный обучает равного". "Чтобы учащийся был более квалифицированно подготовленным, важно, чтобы педагог, который у него преподает, особенно спецдисциплины, понимал все сложности, с которыми тот сталкивается. Так сложилось, что у нас преподаватели, которые готовят специалистов для экономики республики, также имеют особенности психофизического развития. И это очень сказалось на качестве подготовки: пять наших учащихся стали призерами IV Республиканского конкурса профессионального мастерства WorldSkills Belarus 2020", - отметил директор.

По его словам, в колледже продолжает развиваться безбарьерная среда. Практически ежегодно открываются новые специальности для учащихся с особенностями развития. "Самый главный вопрос, который мы решаем, - в последующем успешная социализация наших учащихся. Мы на протяжении двух лет после выпуска сопровождаем каждого особенного нашего учащегося. Всегда говорим, что с нашей стороны нужно к ним проявить больше участия, внимания и любви. Надеюсь, моим коллегам это удается. Сейчас важная задача состоит в том, чтобы методический опыт первого ресурсного центра инклюзивного профессионального образования, созданного в нашем колледже, распространить на всю республику. И чем быстрее мы это сделаем, тем быстрее будут решены многие вопросы", - добавил Георгий Козел.

К списку