Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Новости Общество

Без буллинга. Как дети из Минска и Минской области создают дружественную атмосферу в своих школах

09.03.2023 | 13:17

В Минске прошел онлайн-марафон, где подростки из пилотных школ проекта "Дружественная и поддерживающая среда в школе, свободная от буллинга" поделились опытом и решениями по профилактике буллинга. Свои проекты в том числе презентовали ребята из Минска и Минской области - ученики средней школы № 125 Фрунзенского района, гимназии № 146 Московского района, средней школы № 66, средней школы № 45 Первомайского района и Боровлянской средней школы №2.

Чтобы справиться с проблемой буллинга и создать дружественную и поддерживающую атмосферу в школах, Министерство образования Республики Беларусь при поддержке ЮНИСЕФ в Беларуси в 2020 году запустили экспериментальный проект "Адаптация модели создания дружественной и поддерживающей среды в учреждениях общего среднего образования" на 26 школ страны. В 2022 году к проекту присоединились еще четыре школы. А сама модель уже показала свою результативность в Хорватии, Сербии, Черногории, где благодаря ей уровень насилия в школах снизился на 50%, а буллинга - на 75%.

"ЮНИСЕФ стремится защищать детей от всех форм насилия, включая буллинг или травлю. Проект как раз и направлен на защиту и профилактику насилия. Мы стремимся, чтобы школы и сообщества, в которых они функционируют, работали вместе над созданием культуры уважения и понимания, при которой все дети чувствуют себя ценными и в безопасности. При этом мы и наши партнеры понимаем, что сами дети являются важным звеном в борьбе и профилактике буллинга, поэтому они должны быть вовлечены в разработку мероприятий, направленных на предотвращение издевательств", - рассказал Дмитрий Шилин, старший координатор ЮНИСЕФ в Беларуси по защите детства.

Благодаря реализации проекта в школах появились механизмы борьбы с насилием, которые во многом были придуманы самими детьми и презентованы на марафоне.

Так, например, ученики школ показали наиболее эффективные решения, созданные в рамках обучения по методологии социального проектирования АПШИФТ. Квесты, настольная игра, тьюторы для новеньких в классе, рабочая тетрадь для подростков, стикерпак, чат-бот и комиксы - это только часть проектов, которые предложили мальчики и девочки.

"Без сложностей не обошлось", - рассказывает Настя из Минска, которая вместе с другими школьниками готовила комиксы на тему буллинга. "Например, нам нужно было наладить коммуникацию между разными школами: у нас разные города, разные расписания. Мы долго искали иллюстратора, работали над заданиями, чтобы они были эффективными и интересными. Но мы рады, что выбрали такой современный подход, и очень счастливы, что все получилось".

Также во время онлайн-марафона слушатели узнали о впечатлениях участников от коммуникационного тренинга и фестиваля против буллинга в ДОЛ "Зубренок", которые проходили в прошлом году. Основным результатом работы в "Зубренке" стал проект Конституции школы, свободной от буллинга, в которой сами ребята сформулировали основные права и обязанности участников образовательного процесса в профилактике насилия. Несколько школ уже приняли этот документ и поделились своим опытом.

"На коммуникационном тренинге после обучения мы могли задавать вопросы экспертам. И это было самое классное. Мы обсудили все проблемы, которые нас беспокоили. А еще было очень интересно послушать примеры из собственного опыта экспертов", - поделились подростки. "Мы также приобрели навыки коммуникации со сверстниками и младшими школьниками по вопросам буллинга: очень важно, как правильно донести мысль до собеседника о профилактике травли, поддержать пострадавшего и рассказать, куда обратиться за помощью".

Вторая часть мероприятия была посвящена мини-форуму взрослых, без участия которых проект был бы невозможен. Это партнеры -реализаторы проекта, педагоги, психологи, менторы и родители. Они обсудили важные вопросы: чего добился проект за 2,5 года и что нужно подкорректировать, чтобы еще эффективней двигаться вперед. Так, например, родители поделились, что заметили существенные положительные изменения в поведении детей, в их психологическом благополучии, а также в школьной атмосфере в целом. "Подростки стали более открыто говорить об этой проблеме и не боятся обратиться за помощью, в том числе к педагогам или психологу", - отметила мама одного из школьников.

"Мы на сегодня действительно прошли середину пути, мы сумели не только принять правила проекта, но и прожить и утвердить эти правила, которые транслируем другим: "Говори смело". Вот и сегодня мы говорим о трудностях и проблемах, которые являются нашими точками роста. Нам надо наращивать диагностический, методический инструментарий, чтобы работать было легко и просто", - рассказала на марафоне руководитель проекта, заведующий кафедрой психологии образования и развития личности БГПУ Музыченко Алла Викторовна.

В Беларуси реализация пилотного проекта рассчитана на 5 лет. Сейчас пройдена половина дистанции, поэтому важно было сделать его промежуточную оценку, получить обратную связь от учеников, педагогов и родителей.

Для справки

Буллинг - это повторяющееся агрессивное поведение с намерением причинить другому человеку физическую или эмоциональную боль. Он может принимать различные формы, в том числе физическую или словесную, и проходить онлайн (кибербуллинг) или офлайн.

Насилие в отношении детей - актуальная проблема во всем мире, в том числе в Беларуси. Согласно исследованию PISA 2019, в Беларуси 19% школьников подвергались буллингу несколько раз в течение месяца. По данным исследования, которое провел ЮНИСЕФ в Беларуси в 2018 году, 11,6% учеников 5-7 классов учреждений общего среднего образования и 11,3% учеников 8-11 классов считают атмосферу в школе недружелюбной. Причиной чаще всего они называют буллинг - травлю со стороны сверстников и учеников старших классов или со стороны других участников школьного сообщества.

Модель проекта "Адаптация модели создания дружественной и поддерживающей среды в учреждениях общего среднего образования" предусматривает 7 основных шагов реализации, направленных на широкое информационное освещение проблем конфликтов в подростковой среде; формирование ценностей взаимного уважения у учеников школ и установление системы контроля за их соблюдением; включение в процесс профилактики насилия широкого круга участников (родителей, учителей, представителей местных органов власти).

Информационный партнер Белорусское телеграфное агентство БЕЛТА