Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Новости Общество

Экотропы и плавучий остров для птенцов. Как зеленые классы прививают детям любовь к природе

17.05.2024 | 19:47
Зеленые классы - набирающий массовость в Минске детский экологический проект. Движению уже шесть лет, среди "зеленоклассников" примерно 1,5 тыс. детей. Сейчас проект проходит стадию перезагрузки. Для маленьких экологов разрабатываются новые программы, книги и методическая база. Чем же все-таки занимаются "зеленоклассники", в чем состоит важность экологического воспитания и какие полезные инициативы для Минска реализуют дети, рассказал директор Центра экологического воспитания и развития, общественный эколог Минского городского комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Руслан Шайкин, сообщает БЕЛТА.

Экологическое воспитание

По словам Руслана Шайкина, деятельность городского инновационного проекта "Зеленые классы белорусской столицы" базируется на тезисе о том, что природа и природоохранная деятельность - важнейшие средства достижения целей экологического воспитания.

"Экологическое воспитание - главный путь решения существующих и предотвращения будущих экологических проблем. Деятельность проекта базируется на научных изысканиях - белорусских отечественных разработках. Мы пропагандируем модель экологического воспитания, которая включает три основных компонента - когнитивный, аксиологический и практический. К примеру, мы одними из первых в стране взяли за разработку так называемую модель природоохранной деятельности учащихся как средство достижения цели экологического воспитания. Она также базируется на трех основных компонентах - исследовательском, просветительском и практическом", - рассказал директор Центра экологического воспитания и развития.

Деятельность зеленых классов

Эколог пояснил, что исследовательский компонент включает работу "зеленоклассников" по изучению и сохранению природы Минска. "Еженедельно с учащимися мы выбираем темы для изучения. Например, эту неделю мы изучаем такой вид, как цепея. Прошлую неделю мы знакомились с будрой. Также мы изучаем вяхиря. Даже многие взрослые не слышали о таких видах, а все они обитают в Минске. Считаю, что невозможно сохранять природу, если мы ее не знаем. Поэтому ей нужно интересоваться", - обратил внимание Руслан Шайкин.

По его словам, благодаря детским исследованиям в Минске удалось установить уникальный парк, где произрастает 12 видов первоцветов, включая краснокнижные. "Также мы нашли колонию дикого лесного голубя - вяхиря, который по своей биологии живет, как правило, отдельно. Кроме того, со второклассниками смогли выявить закономерность распределения зяблика вблизи Минской кольцевой автодороги возле гимназии №21", - отметил директор Центра экологического воспитания и развития.

Все детские исследовательские начинания, как правило, заканчиваются ежегодной городской конференцией "зеленоклассников". Там у детей есть возможность представить свои первые исследовательские доклады: первоклассники и второклассники рассказывают, что они видели, как они это наблюдали и как готовы сохранять биологическое разнообразие.

Полезные городские экоинициативы

Руслан Шайкин подчеркнул, что просветительский компонент включает участие "зеленоклассников" в создании экологических троп.

"Мы участвовали в создании и подготовке научно-методического сопровождения части экотроп Минска. Здесь самое важное - разобраться, как экотропа будет функционировать. Необходимо понимать, что в создание экотроп вложено в том числе бюджетное финансирование, поэтому их практическое применение очень важно. Отмечу, что все наши занятия с "зеленоклассниками", если позволяют погодные условия, максимально проводятся на территории экотроп Минска и в ближайшем природном окружении учреждений образования. Разработку экотроп мы проводили как волонтеры, но тем не менее выполняли все работы на высоком научном уровне и ошибок на стендах у нас не обнаружено", - заверил общественный эколог.

Говоря о практическом компоненте, он отметил, что это чаще всего биотехнические мероприятия. "Кроме изготовления классических синичников, скворечников и кормушек, у нас есть необычные биотехнические мероприятия. Так, мы изготавливаем искусственные гнездовые корзины для ушастых сов и сокола пустельги. Участие в этом принимают "зеленоклассники" и их родители. Напомню, что некоторые виды не умеют строить собственные гнезда, и наши искусственные гнездовья идут им на пользу. А эти виды очень важны для городской экосистемы", - подчеркнул Руслан Шайкин.

Директор Центра экологического воспитания и развития также рассказал об опыте по изготовлению плавучего острова для птенцов водоплавающих птиц. "Минск - большой город с большим количеством водохранилищ, которые активно осваиваются прежде всего в рекреационных целях. Кроме обычных водоплавающих птиц - крякв, лебедей и других видов - существуют большая поганка (чомга), малая поганка, краснокнижная малая чайка и другие. Эти птицы очень осторожно относятся к людям, и когда они выводят свое потомство, то не могут выйти на берег, где им надо спрятаться с птенцами. В таких случаях наш островок как раз-таки является тем спасительным местом для особо пугливых водоплавающих птиц. Птенчики могут выйти на него, обсохнуть, отдохнуть и поплыть дальше", - рассказал специалист.

По словам Руслана Шайкина, в зеленых классах активно проводится работа и по посадке деревьев. "У нас реализуется проект по созданию в Минске ореховой рощи "зеленоклассников", в составе которой будут грецкие орехи. Здесь мы также делаем акцент на том, что за деревьями необходимо ухаживать. Предварительно место для ореховой рощи будет выбрано в Заводском районе. Отмечу, что нужно будет пройти много согласований, в частности с "Зеленстроем" и администрацией района. Необходимо будет выбрать место, подходящее и для развития деревьев, и для посещения людей", - пояснил он.

Общественный эколог Минского городского комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды подчеркнул, что сейчас дети занимаются взращиванием саженцев ореховых деревьев. "Летом на слете "зеленоклассников" дети из начальной школы "выгуливали" свои деревья - выносили в горшочках на солнышко саженцы грецкого ореха, а вечером несли их назад в лабораторию. Таким образом формируется причастность детей к созданию природы вокруг себя.  Считаю, что любой реализованный проект должен иметь свое продолжение и последующий уход, чтобы получить максимально эффективный результат и для природы, и для экологического воспитания детей", - обратил внимание Руслан Шайкин.

Говоря о дальнейших планах, он отметил, что идет работа над новыми, более углубленными программами для детей. "В том числе в планах создание программ для старших классов школы и организация клуба будущих общественных экологов", - заключил директор Центра экологического воспитания и развития.

БЕЛТА.-0-