Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Новости Общество

Клирик Коложской церкви рассказал о значении и традициях православного Рождества

07.01.2024 | 10:33
7 января, Гродно /Корр. БЕЛТА/. О значении, традициях и символах Рождества рассказал корреспонденту БЕЛТА руководитель отдела религиозного образования и катехизации, пресс-секретарь Гродненской епархии, клирик Свято-Борисо-Глебской (Коложской) церкви города Гродно иерей Игорь Данильчик.
 
"Зимняя Пасха". О значении и смысле Рождества
 
"Рождество Христово является одним из двенадцати великих праздников Православной Церкви, которые называются двунадесятыми. Это торжественный день для всех христиан: в человека воплотился Сам Бог, Спаситель рода человеческого, т.е. Вторая Ипостась Святой Троицы - Сын Бога-Отца - пришел к людям младенцем Иисусом, рожденным у Пресвятой Девы Марии. Суть человека соединилась с Божественной сутью - Иисус облекся в человека, чтобы исцелить человечество и принести людям удивительный дар благодати. Явление Бога - это жертва, которой искупились человеческие грехи не только прошлые, но и будущие. В древних богослужебных текстах Рождество называют "Зимней Пасхой", ведь Воскресение Христово было следствием Рождества", - отметил иерей Игорь Данильчик.   
 
Он добавил: "Митрополит Антоний Сурожский, рассуждая о значении и смысле Рождества, сказал: "Христос стал человеком для того, чтобы все мы, все без остатка, включая тех, которые в себя потеряли всякую веру, знали, что Бог верит в нас, верит в нас в нашем падении, верит в нас, когда мы сами изверились друг во друге и в себе, верит так, что не боится стать одним из нас".
 
Вифлиемская звезда, Священные дары волхвов…  О символах Рождества
 
По словам клирика, праздник Рождества Христова наполнен символами и традициями. Одним из таких символов является Вифлеемская звезда, которая возвестила миру о приходе на землю Спасителя. Именно эта звезда привела язычников-волхвов к яслям Богомладенца. Ее крепят на макушках рождественских елей в домах и на улице.
 
"А еще священные дары волхвов (восточных мудрецов, которые пришли поклониться новорожденному Сыну Божию): золото - знак царской власти, ладан - знак священства и смирна - благовоние, которым умащивали тела усопших, символ того, что Иисус Христос умрет, как человек, но воскреснет, как Бог. Даря подарки близким на Рождество Христово, мы уподобляемся волхвам, которые принесли Младенцу Иисусу свои дары", - отметил иерей Игорь Данильчик.
 
Почему одним из главных символов Рождества является ель?

Он также обратил внимание на то, что одним из главных символов Рождества является ель. "Согласно преданию, когда царь Ирод, опасаясь за свое положение, приказал убить всех младенцев, желая погубить в их числе и Христа, Дева Мария и святой праведный Иосиф закрыли вход в пещеру, где располагалось Святое семейство, ветвями ели. В Европе долгое время существовала легенда о том, что, когда деревья приносили Богомладенцу свои дары - плоды, ели было нечего предложить Ему, и она скромно стояла вдали, не решаясь приблизиться ко Христу. Тогда маленький Иисус улыбнулся и протянул к ней руку. Но это история относится, скорее, к добрым сказкам, - рассказал клирик прихода храма святых мучеников благоверных князей Бориса и Глеба в Гродно. - Существовала и еще одна версия этой сказки: она гласила о том, что два других дерева - пальма и маслина - не пускали ель ко Христу, насмехаясь над ее иголками и шишками. Услышав это, Ангел Господень украсил скромное дерево, и она вошла к яслям Богомладенца во всем своем величии. Иисус обрадовался ели, но она смутилась, а не возгордилась, потому что помнила - ее нарядил Ангел, и ему она обязана своим преображением. За скромность именно ель стала символом дня Рождества".
В исторических источниках впервые рождественская елка упоминается в 1419 году: во Фрайбурге местные пекари украсили дерево фруктами, орехами и булочками, чтобы порадовать детей. "Ель наряжают и на Новый год, но это - светская традиция. Для православных христиан ель - прежде всего, символ Рождества Христова. Как постоянно зеленое дерево ель может символизировать вечную жизнь. Отметим, что Сам Христос, Который, по словам Священного Писания (Ин.14:6), есть Жизнь, аллегорически сопоставлял Себя с зеленеющим древом (Лк.23:31)", - сказал иерей Игорь Данильчик.
 
Он также обратил внимание на то, что традиционно рождественские ели, храмы и дома к празднику украшают изображениями ангелов и колокольчиками: "Звон колокольчиков прославляет Бога и напоминает об ангельском славословии "Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение" (Лк.2:14) - возвещении Небесными Силами Рождения Господа вифлеемским пастухам, которые пасли свои стада недалеко от пещеры, где в мир пришел Спаситель".
 
На Рождество принято зажигать в домах свечи и ставить их на праздничный стол. Свет свечей символизирует Божественное сияние радости этого великого праздника. Как в Рождественский сочельник, так и в сам праздник Воплощения Сына Божия на окна ставят горящую свечу. Свеча - символ человеческой души, которая горит перед Богом и освещает путь другим. Зажженная свеча в окне говорит о том, что в этом доме готовы к встрече Богомладенца и ждут Христа.
 
"Пещера Рождества"
 
В Беларуси, как и во многих других странах, существует традиция изготавливать Рождественский вертеп, т.е. пещеру Рождества, в которой присутствуют изображения всех членов Святого семейства, а также домашних животных, оказавшихся рядом с Богомладенцем. Его делают своими руками верующие и устанавливают и в храмах, и на площадях, и в домах.

"У вертепа обычно разыгрывались театрализованные представления, посвященные событиям Рождества Христова, и показывались кукольные рождественские мистерии. В Польше такие представления назывались "шопками", в Украине - "вертепами", в Беларуси - "батлейками". Обычно батлейка представляла собой большой деревянный ящик (в половину роста взрослого человека), который ставился на подставку или возвышение. Сами актеры-кукловоды прятались за ящиком, разговаривая разными голосами за своих героев. На заднюю стенку ящика обычно прикреплялась икона Рождества Христова, боковые стенки расписывались рисунками или узорами. Передняя часть ящика закрывалась двустворчатыми дверками, игравшими роль занавеса, - рассказал клирик прихода храма святых мучеников благоверных князей Бориса и Глеба в Гродно. - Часто батлейка была двухэтажной, хотя встречались и одноэтажные, и трехэтажные варианты. На самом верху ящика прикрепляли вифлеемскую звезду, вырезанную из картона, или небольшой деревянный крест. Текстом спектакля могли служить либо пересказ Евангелия, либо народные духовные стихи, посвященные Рождеству Христову".
 
Откуда обычай колядовать?

Как рассказал иерей Игорь Данильчик, известный нам обычай колядовать на Рождество появился уже после Крещения Руси в ходе переосмысления в контексте христианской культуры языческих обычаев. "Колядки - это обрядовые песни, часть так называемого календарного цикла - наиболее древней и устойчивой части восточнославянского фольклора. Все колядки условно можно разделить на "христославные" (рождественские) и "посевные" (языческие). Первые посвящены Рождеству Христа, вторые, как правило, связаны с языческим культом плодородия. Их главное содержание - пожелания урожая, богатства и благополучия в новом году. Само слово "коляда" - это имя: так, по мнению многих исследователей, в славянском языческом пантеоне звали одну из богинь плодородия, праздник которой отмечался в день зимнего солнцестояния", - сказал он.
Клирик также добавил: "В отличие от переодевания в личины и маски, "христославные" колядовщики ходили шествием с восьмиконечной вифлеемской звездой, что олицетворяло поклонение волхвов Младенцу Христу и сопровождалось пением рождественских колядок и тропаря Рождеству Христову - церковного песнопения, в котором излагался смысл празднуемого события. Хотя есть христославные колядки, которые и не содержат рождественских сюжетов, а только пожелания благополучия и богатства. Часто встречаются и смешанные варианты, где по пашне "идет Христос и сеет жито", а помогает ему Богородица".-0-