ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Воскресенье, 28 ноября 2021
Минск Сплошная облачность 0°C
Все новости
Все новости
В мире
26 октября 2021, 09:55

Германия вскоре может столкнуться с дефицитом дальнобойщиков

Фото picture alliance
Фото picture alliance

26 октября, Минск /Корр. БЕЛТА/. Профессия водителя грузового автотранспорта становится одной из самых востребованных в Европе, сообщает Deutsche Welle.

Нехватка дальнобойщиков уже привела к острому кризису снабжения в Великобритании, где начались перебои с поставками горючего на автозаправки, продуктов питания в супермаркеты и комплектующих на заводы. Однако со схожими проблемами в обозримом будущем может столкнуться и Германия - крупнейшая экономика континента.

Нехватка дальнобойщиков стала политической проблемой

Эксперт по рынку труда Института немецкой экономики в Кельне (IW) Александер Бурштедде проанализировал динамику спроса на водителей в Германии, ведь это одна из самых крупных профессиональных групп в стране: за рулем грузовиков сидят в ФРГ свыше 560 тыс. человек.

В начале 2010 года, к моменту окончания всемирного финансово-экономического кризиса, в Германии насчитывалось 10 тыс. вакансий и 50 тыс. безработных дальнобойщиков. "Работодатели могли тогда выбирать себе водителей", - констатирует эксперт. Однако всего несколько лет спустя выбирать работодателя по своему вкусу могли уже сами водители: в условиях устойчивого экономического подъема спрос на них резко вырос.

В августе 2018 года разрыв между числом вакансий и количеством зарегистрированных в стране безработных дальнобойщиков превысил 21 тыс. и достиг исторического максимума. Александер Бурштедде цитирует в своем исследовании заключение научно-консультативного совета при Министерстве транспорта ФРГ (BMVI), который пришел к выводу, что "нехватка водителей для грузовых автоперевозок превратилась в неотложную политическую проблему".

Эта проблема временно разрешилась во время прошлогоднего кризиса, вызванного пандемией коронавируса и локдаунами, но сейчас, по мере восстановления немецкой экономики, вновь обостряется. По состоянию на сентябрь 2021 года вакансий уже на 6,6 тыс. больше, чем зарегистрированных безработных дальнобойщиков, хотя ВВП Германии еще даже не вернулся на докризисный уровень, указывает ученый.

Демографический фактор играет решающую роль: общество стареет

Александер Бурштедде видит основополагающую причину нарастающего дефицита дальнобойщиков в демографическом факторе, в старении населения Германии. Однако этот процесс наблюдается и в других странах Европы, поэтому нехватку водителей грузовиков можно считать общеевропейской проблемой.

"В демографической ситуации вокруг водителей грузовиков наглядно отражается общая тенденция на рынке труда Германии", - подчеркивает ученый и указывает на прогноз статистического ведомства ЕС Eurostat, согласно которому население ФРГ в работоспособном возрасте до 2030 года сократится на 6,8%, а без привлечения трудовых мигрантов - даже на 11,2%.

Но в профессиональной группе водителей этот процесс может пойти еще быстрее, поскольку здесь особенно высокий средний возраст. Так, среди тех, что сидит сейчас в Германии за рулем грузовика, 14,5% старше 60 лет, тогда как в целом среди наемных работников доля этой возрастной группы составляет в среднем лишь 9,3%. В то же время становится все труднее заинтересовать этой профессией молодежь. При этом в Германии стали все чаще привлекать к вождению грузовиков женщин.

Повышение зарплат и улучшение условий труда

До сих пор проблему дефицита водителей частично удавалось решать благодаря притоку иностранных кадров, преимущественно из восточноевропейских стран ЕС. Так, доля иностранцев среди немецких дальнобойщиков всего за пять лет, с 2014-го по 2019-й, более чем удвоилась: с 10,9% до 22,8%. Однако потенциал для трудовой миграции из Восточной Европы сокращается. Но Германия в любом случае находится в куда более выгодной ситуации, чем Великобритания: Brexit фактически закрыл британский рынок труда для квалифицированных кадров из стран ЕС, в том числе для водителей грузовиков или бензовозов.

Так как же решать проблему? Железная дорога в обозримом будущем не сможет взять на себя значительные объемы нынешних грузовых автоперевозок, цитирует Александер Бурштедде заключение научно-консультативного совета при Министерстве транспорта ФРГ, а автономное вождение автомобилей еще не готово к широкому внедрению. По мнению эксперта, единственное, что остается, - повышать привлекательность профессии водителя грузовика.

Предлагать конкретные меры не входило в задачи исследования института IW. Однако нетрудно предположить, что имеются в виду прежде всего повышение зарплат и улучшение условий труда. Впрочем, Александер Бурштедде указывает, что ненадежные перспективы занятости не очень-то способствуют привлекательности этой профессии. Имеется в виду та легкость и скорость, с которой работодатели во время кризисов увольняют дальнобойщиков. Впредь фирмам, видимо, придется предоставлять более надежные рабочие места представителям этой профессии. Ведь квалифицированные водители грузовиков будут в дефиците.-0-

Подписывайтесь на нас в
Яндекс.Дзен, Telegram и Viber!
Теги
Германия
Топ-новости
Свежие новости Беларуси