ДОСЬЕ: К 125-летию народного артиста Беларуси Николая Аладова

2015-12-17 10:10

Среди представителей белорусской профессиональной музыки имя Николая Ильича Аладова занимает особое место. Человек широких гуманитарных знаний и творческих интересов, педагог, ученый, композитор, он оставил наследие, многие жанрово-стилевые характеристики которого определяли путь развития отечественной музыки XX столетия. Николая Ильича в музыкальной среде называли "маэстро". Он имел на это право, так как на протяжении многих лет служил высоким идеалам искусства.

Родился Николай Ильич Аладов 21 декабря 1890 года в Санкт-Петербурге. С девятилетнего возраста стал заниматься музыкой, а уже через два года начал пробовать свои силы в композиции. Большую роль в формировании Аладова-композитора, его музыкальных вкусов, способностей, приобретении технических профессиональных навыков сыграл его учитель - композитор и этнограф Яков Васильевич Прохоров. Занятия с этим педагогом дали возможность в 1910 году сдать экстерном экзамены за полный курс композиторского факультета Санкт-Петербургской консерватории. В дальнейшем Николай Аладов занимался преподавательской и музыкально-просветительной деятельностью. Работал в Восточной консерватории в Казани, Государственном институте музыкальной науки в Москве, входил в Белорусскую песенную комиссию.

С 1924 года жизнь и творческая деятельность Николая Ильича Аладова были связаны с Беларусью, с развитием ее музыкального искусства. Композитор был приглашен на педагогическую работу в Белорусский государственный музыкальный техникум, где преподавал музыкально-теоретические дисциплины, а в дальнейшем стал заведующим учебной частью. С 1932 года продолжал педагогическую деятельность в Белорусской государственной консерватории, сотрудничал с Институтом белорусской культуры (Инбелкульт), участвовал в фольклорных экспедициях, собирал и обрабатывал белорусские народные песни. В эти годы сформировался индивидуальный музыкальный стиль композитора, который основывался на классической традиции, имел национально-характерную интонационность, образную конкретность музыки.

В годы Великой Отечественной войны Николай Аладов находился в эвакуации в Саратове, где преподавал в местной консерватории. Там он создал драматическую симфонию-балладу "В суровые дни", симфоническую поэму "Из дневника партизана", песни и романсы.

После возвращения в 1944 году в освобожденный Минск Аладов был назначен ректором Белорусской консерватории и возглавлял ее до 1948 года. За годы педагогической работы Аладов воспитал многих замечательных музыкантов. Учениками его класса и слушателями специальных теоретических дисциплин в разные годы были известные белорусские композиторы Анатолий Богатырев, Владимир Оловников, Иван Кузнецов, Федор Пыталев и другие.

Творческий путь Николая Аладова продолжался более 60 лет. Своими произведениями 1920-1930-х годов он заложил основы жанров белорусской профессиональной музыки. Создал первые в белорусской музыке драматические и лирико-психологические симфонии. В его произведениях нашли отражение многие значительные события жизни Беларуси. Именно стремление осмыслить и передать в художественных образах современную ему действительность определило главный вектор творчества Аладова.

Своеобразностью жанрового решения выделяются его оперы. На основе народной музыки композитор создал камерную оперу-шутку "Тарас на Парнасе". Опера "Андрей Костеня" посвящена теме партизанской борьбы в годы Великой Отечественной войны. Написанная в 1948 году по либретто Петра Глебки о герое-подпольщике, прототипом которого явился Константин Заслонов, она была поставлена на сцене Государственного театра оперы и балета Беларуси в 1970 году.

Николай Аладов создал циклы романсов на стихи Янки Купалы и Максима Богдановича, вокально-симфоническую поэму на стихи Янки Купалы "Над рекой Оресой", "Симфоньетта".

Композитор глубоко знал белорусский фольклор и как знаток и мастер его обработки придавал новое звучание, а также собирал и исследовал марийский, чувашский, якутский фольклор, обрабатывал народные песни.

Главное место в творчестве Аладова занимала симфоническая музыка. Десять симфоний композитора - своеобразная энциклопедия жизни в советский период, где очень значительные события жизни народа, образы его героев и действительность в самых разных ее проявлениях нашли художественно-обобщенное воплощение. Николай Аладов создал первые в белорусской музыке образцы драматической и лирико-психологической симфонии. Симфония № 10, написанная в 1971 году, последнее его произведение, в котором лирико-философская тема выступает как доминирующая.

Композитором написано более 260 музыкальных произведений разных жанров: кантаты, различные симфонические произведения: программные сюиты и увертюры, монументальные концертные фантазии для скрипки и флейты в сопровождении оркестра, хоры и романсы; многочисленные камерно-инструментальные сочинения для фортепиано, скрипки, виолончели, духовых и народных инструментов, музыка для инструментальных ансамблей разнообразных складов, ряд из которых закрепился в концертном и музыкально-педагогическом репертуаре.

Одновременно с творческой и педагогической деятельностью Николай Ильич Аладов вел большую общественную работу. С 1932 года он был членом Союза композиторов Беларуси, а в 1949-1950 годах являлся председателем правления.

Творческая и общественная деятельность талантливого белорусского композитора отмечена двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом "Знак Почета" и медалями. В 1955 году композитору было присвоено почетное звание народного артиста Беларуси.

Умер Николай Ильич Аладов в 1972 году. Его имя носит минская музыкальная школа №2. На доме, где жил композитор, установлена мемориальная доска. Одна из улиц Минска названа в честь Николая Аладова и его жены - искусствоведа Елены Васильевны Аладовой. В 1981 году о композиторе снят фильм "Старейшина белорусской музыки".-0-