ДОСЬЕ: К 90-летию белорусского писателя Алеся Адамовича

2017-09-01 10:38

Белорусскому писателю, критику, литературоведу, публицисту, общественному деятелю, доктору филологических наук, профессору, участнику Великой Отечественной войны Алесю Адамовичу 3 сентября исполнилось бы 90 лет. Алесь Адамович - автор известных книг о войне "Война под крышами" и "Сыновья уходят в бой", "Хатынская повесть", "Я из огненной деревни" (в соавторстве с Янкой Брылем и Владимиром Колесником) и др. Также он является автором документальной "Блокадной книги" (в соавторстве с Даниилом Граниным). Произведения Адамовича переведены более чем на 20 языков.

Книга, написанная жизнью

Алесь Михайлович Адамович родился в семье врачей 3 сентября 1927 года в деревне Конюхи Копыльского района Минской области. Через год семья переехала в поселок Глуша Бобруйского района Могилевской области. В Глуше будущий писатель учился с первого по седьмой класс. Любил книги, особенно произведения Пушкина. В 15-летнем возрасте вступил в ряды партизанского отряда, рядовым бойцом сражался в отрядах Бобруйщины. Создав позднее романы про свою партизанскую войну, писатель отметит: "Если мне что и удалось в романе "Война под крышами", так это потому, что ранее эту книгу мама написала своей собственной жизнью".

Мать писателя Анна Митрофановна стала активной участницей Глушанского подполья с сентября 1941 года: будучи заведующей местной аптеки, она привозила из Бобруйска медикаменты и обеспечивала ими партизан отряда имени Кирова, вместе со своими детьми выполняла разные задания и поручения. В начале 1943 года Анна Митрофановна с сыновьями "пошла в лес", в партизанский отряд имени Кирова 37-й бригады имени Пархоменко Минского соединения. В автобиографии о своей военной судьбе Адамович писал: "С 1928 года жили в рабочем поселке Глуша на Бобруйщине, там застала война, прошли через подполье, которое в Беларуси было в каждом, даже поменьше нашей Глуши, поселке, селении, если там не стояли партизаны, а с 3 марта 1943-го и по начало 1944-го я провоевал рядовым партизанского отряда имени Кирова...".

О невыносимой, ничем не утоляемой боли, которую несет война, Адамович говорил: "Когда писал "Хатынскую повесть" и привел партизана Флеру Гайшуна на пепелище его хаты, деревни, где фашисты всех-всех сожгли, заставил его ощутить пронзившую до локтя, до плеча боль от случайного ожога - неосторожно раздавил горячую картофелину. Когда-то я сам, балуясь на поле, упал и рукой раздавил прямо из костра, из жара картофелину, а потом, как и мой Флера, хватался за все, что могло остудить боль. Но что могло остудить Флерину боль, если перед глазами у него пожарище, где живьем сгорели мать, сестрички, все жители деревни. Более восьмидесяти трех тысяч человек убито, сгорело в белорусских Хатынях".

Штрихи биографии и кинематографическое наследие

Алесь Адамович учился в Лениногорском горно-металлургическом техникуме. Окончил филологический факультет Белорусского государственного университета (1950), аспирантуру (1953), московские Высшие двухгодичные курсы сценаристов и режиссеров (1964). Работал в Институте литературы имени Я.Купалы АН БССР, преподавал в МГУ курс белорусской литературы. В последние годы жизни (1987-1994) был директором Всесоюзного НИИ кинематографии в Москве. В 1989-1991 годах - народный депутат СССР от Союза кинематографистов СССР, входил в Межрегиональную депутатскую группу. Печатался как критик, прозаик и публицист.

Был женат на Вере Семеновне Адамович. Весной 1954 года в семье родилась дочь Наталья.

Кинематографическое наследие Адамовича весомо. В 1969 году режиссер Игорь Коловский с Адамовичем и другими авторами создали документальный фильм "Хатынь, 5-й километр".

В 1967-1969 годах Виктор Туров поставил дилогию "Война под крышами" и "Сыновья уходят в бой" по мотивам романов Адамовича, в картинах звучали песни Владимира Высоцкого и сам бард снялся в коротком эпизоде. В 1975-1978 годах вышел цикл из четырех документальных картин, созданных Виктором Дашуком по книге "Я из огненной деревни". В 1985 году на киностудии "Беларусьфильм" Элем Климов поставил художественный фильм "Иди и смотри", в основе которого произведения "Хатынская повесть" и "Каратели".

Премьера художественного фильма «Иди и смотри» («Беларусьфильм» и «Мосфильм»). Перед премьерой. Слева направо: пенсионер из поселка Усяж Смолевичского района Казимир Рабецкий, сыгравший роль старосты Юстина, автор сценария Алесь Адамович, московский школьник Алеша Кравченко, исполнивший главную роль Флера, и соавтор сценария и режиссер-постановщик Элем Климов

Те, кто знал писателя лично, говорят, что душу Адамович вкладывал абсолютно во все, чем занимался. "Если красил забор, то так, что приехавшие с ним на дачу просили дать и им кисточку в руки, если присутствовал на съемках фильма "Иди и смотри", то непрерывно следил за процессом весь день, а по ночам писал", - вспоминает фотограф Евгений Коктыш. "На съемках "Иди и смотри" актеры никак не могли вжиться в роли людей военного времени. Как только камера выключалась, начинали вести праздные беседы. Элем Климов спросил совета у Адамовича: что делать, как создать в съемочной группе нужную атмосферу? Алесь Михайлович сказал: поставьте им песни военных лет. Удивительно, но после того, как на съемочной площадке стали крутить те мелодии, все изменилось", - рассказывает Евгений Фомич.

Москва. Съезд народных депутатов СССР. Народные депутаты СССР известные писатели А.Адамович и Р. Гамзатов. 26 мая 1989 года

Кинофильм "Иди и смотри" получил первую премию и Золотой приз на XIV Московском кинофестивале и обошел экраны многих стран мира. По воспоминаниям Элема Климова, иностранцев картина впечатляла настолько, что во время сеансов за рубежом у кинотеатров дежурили кареты скорой помощи.

Алесь Адамович среди белорусских избирателей у гостиницы "Москва". Москва, Съезд народных депутатов СССР. 7 июня 1989 года

Последнее произведение, которое вышло при жизни автора, повесть-воспоминание "Vixi" ("Прожито", 1993). В нем писатель подводит итоги своей жизни, смотрит на себя как бы сбоку, оценивая себя достаточно строго, с присущей ему самоиронией. Перед смертью Адамович приезжал в родной поселок Глуша, где прошло его детство, подарил землякам свою книгу "Vixi" с автографом, побывал на могилах родителей и брата и завещал похоронить его рядом с ними. Практически за неделю до своей внезапной смерти Адамович передал журналу "Неман" рукопись своего нового произведения - "Путешествия из Минска в Москву и обратно", книги острой и злободневной, которая заставляет думать, анализировать, как и все творчество писателя.

Третья сессия Верховного Совета БССР двенадцатого созыва. В перерыве народный депутат СССР писатель А.Адамович (слева) беседует с народными депутатами БССР Г. Грушевым и В. Радомысльским. Минск, 6 декабря 1990 года

Умер Алесь Адамович от инфаркта 26 января 1994 года в Москве. Похоронен в поселке Глуша Бобруйского района.

Память жива

В Глуше есть улица Адамовича, сохранились дом Адамовичей и аптека, где работала мать писателя. В Глуше до сих пор живы люди, которые хорошо знают и помнят семью Адамовичей. В белорусских городах Столбцы, Борисов, Ивацевичи и агрогородке Колодищи также есть улицы, названные в честь Адамовича. В центре Москвы (по адресу Большой Казихинский переулок, 17) в 1996 году была открыта мемориальная доска в честь белорусского писателя и известного общественного деятеля. Мемориал был выполнен из бронзы Даниэлем Митлянским. Портрет писателя изображен на фоне сломанной ветки дуба с листьями.

В 2006 году вышел фильм "Franz + Polina" режиссера Михаила Сегала по мотивам повести Алеся Адамовича "Немой". В 2009 году по "Блокадной книге" режиссером Александром Сокуровым был снят документальный фильм "Читаем блокадную книгу". Совсем недавно, 4 мая 2017 года, киностудия "Ленфильм" выпустила полнометражную картину "Три дня до весны" режиссера Александра Касаткина, в основу сценария картины легли некоторые факты из "Блокадной книги".

Алесь Адамович награжден орденами Отечественной войны 2-й степени, Трудового Красного Знамени, "Знак Почета"; лауреат премии Министерства обороны СССР (1974) и Государственной премии БССР в области литературы (1976).-0-