Развитие вагоностроения в Беларуси является крайне важным направлением в экономике - Лукашенко

2011-07-29 19:35
29 июля, Минск /Корр. БЕЛТА/. В Беларуси в течение двух лет необходимо освоить выпуск всего спектра комплектующих для производства железнодорожных вагонов. Об этом 29 июля, посещая совместное закрытое акционерное общество "Осиповичский вагоностроительный завод", заявил глава государства Александр Лукашенко, сообщили БЕЛТА в пресс-службе белорусского лидера. "Мы должны сделать свой вагон, это будет прорыв в промышленности", – подчеркнул Александр Лукашенко, отметив, что спрос на эту продукцию в дальнейшем будет только возрастать. Речь в том числе ведется о производстве в Беларуси вагонных тележек – ходовой части вагонов, а также других комплектующих, которые пока закупаются за рубежом. "У нас большой объем грузоперевозок железнодорожным транспортом и огромная потребность в подвижном составе. На его закупку уходят огромные валютные средства", – отметил Президент. Во время посещения Осиповичского вагоностроительного завода главе государства доложили о финансово-хозяйственной деятельности и перспективах развития предприятия, а также об организации производства вагонов в СЗАО "Могилевский вагоностроительный завод". Так, в Могилеве уже освоен выпуск грузовых вагонов, в том числе полувагонов и вагонов-хопперов (используются для перевозки сыпучих грузов). В настоящее время в России проходят сертификационные испытания вагоны для перевозки цемента, зерна, леса. В конце года предприятие будет готово к их серийному производству. Кроме того, Александр Лукашенко на Осиповичском заводе осмотрел стройплощадку основного вагоностроительного корпуса. Как доложил главе государства премьер-министр Михаил Мясникович, в этом году этот корпус должен быть введен в эксплуатацию. Здесь планируется производить вагоны и танк-контейнеры. "Никаких отсрочек быть не должно и не будет", – подчеркнул Президент, отметив, что за затягивание сроков сдачи объекта виновные в этом будут наказаны. В ходе состоявшегося на заводе совещания по вопросу создания с участием ЗАО "Гранд Экспресс" (Российская Федерация) современного вагоностроительного производства, Президент Беларуси раскритиковал темпы реализации инвестпроекта по строительству Осиповичского вагоностроительного завода. Как отметил глава государства, развитие вагоностроения в Беларуси является крайне важным направлением для экономики страны в целом. Он напомнил, что ранее им было принято решение о создании в стране современных мощных предприятий по производству грузовых и специальных вагонов. "Этим снимались не только острые транспортные проблемы, но и открывалось перспективное направление развития промышленности, наращивания экспортного потенциала за счет как продажи выпускаемых вагонов, так и расширения услуг по перевозке грузов", – сказал Президент. По его словам, первый этап уже пройден: создан и набирает размах современный завод по производству железнодорожных вагонов в Могилеве. "В течение 1,5-2 лет необходимо освоить выпуск всего спектра комплектующих для производства того класса вагонов, которые мы будем производить в Могилеве. В ближайшее время мы посмотрим и это предприятие", – отметил глава государства. Вторая точка роста, продолжил Александр Лукашенко, – предприятие в Осиповичах. В свое время было принято решение создать здесь на базе ремонтного депо еще один мощный центр отечественного вагоностроения. Были определены условия реализации этого инвестиционного проекта, источники финансирования, оговорены сроки ввода в строй мощностей, намечены меры по развитию социальной сферы для привлечения и закрепления квалифицированных рабочих и специалистов. "На самом деле – долгострой. И что поражает, авторы этого долгостроя –государство в лице правительства, монополист в лице Белорусской железной дороги и частное предприятие, которое так пылко хотело здесь развернуть производство, просило время, льготы, гарантии и т.д. Все получили. В итоге – долгострой, – подчеркнул Александр Лукашенко. – Темпы работ – никудышные. Постоянно возникают проблемы, нестыковки, взаимные претензии акционеров. Сроки завершения строительства неоднократно переносились, притом в основном из-за недостаточного финансирования. Я бы добавил – из-за нерасторопности, разгильдяйства". Как отметил Президент, правительство в этом вопросе вместо принятия энергичных мер заняло стороннюю позицию, пустив все на самотек. В итоге под угрозой срыва оказался ввод в эксплуатацию завода, что совершенно недопустимо. "В чем дело? Почему не строим? Почему срываем важный инвестиционный проект?" – такие вопросы поставил перед участниками совещания глава государства. При этом он предупредил: "Никаких переносов сроков больше не будет. Договорились – надо выполнять взятые на себя обязательства". Александр Лукашенко в связи с этим также отметил некоторую абсурдность сложившейся ситуации, так как главе государства приходится подталкивать фактически частное предприятие к тому, чтобы оно больше и быстрее зарабатывало деньги. "Не будете делать вы, не сделаете к концу года, мы от ваших услуг откажемся и будем заниматься этим сами. Вагоностроительное производство в стране будет. Вопрос в том, с вами или с кем-то другим", – подчеркнул Александр Лукашенко, обращаясь к инвесторам. Он также потребовал доложить ему, почему не выполняются поручения по строительству завода, а также что необходимо предпринять для безусловного ввода в строй в установленные сроки возводимых объектов. На совещание были приглашены все заинтересованные лица, это и члены правительства, и руководство компании-инвестора, и руководитель Белорусской железной дороги, представители контролирующих организаций. Премьер-министр страны Михаил Мясникович подчеркнул, что инвестпроект по созданию современного вагоностроительного производства востребован, является экспортоориентированным и импортозамещающим. Его преимущества в создании комплексного производства: от выпуска вагонов до оказания транспортно-логистических услуг. Таким образом, повышаются конкурентные возможности новой создаваемой отрасли. По словам Михаила Мясниковича, государство обеспечило максимально благоприятные условия для вагоностроительного производства, создав реальный пример государственно-частного партнерства. Правительством выдана гарантия под кредит Евразийского банка на $63,5 млн. на 8 лет, что является беспрецедентным для предприятий частной формы собственности. Но даже в таких выгодных для инвестора условиях проект движется недопустимо медленно. Сроки выхода на плановые задания переносились уже дважды, а в целом удлинились вдвое. На 1 июля выполнено только 63% от запланированного объема работ. На предприятии создана первая очередь производства танк-контейнеров, однако оно пока не вышло на проектные мощности. При запланированном выпуске 700 танк-контейнеров в год здесь с начала работы линии произведено лишь 133. Наибольшую обеспокоенность правительства вызывает финансовая сторона проекта, которая претерпела существенные изменения в сравнении с исходной, представленной главе государства в 2008 году. Первоначально была договоренность, что проект будет осуществлен за счет средств инвесторов в пропорции 74% – капвложения "Гранд Экспресс" и 26% – Белорусской железной дороги. Источниками являются собственные средства и беспроцентные займы, которые предоставляются инвестору. Исходя из этого, была рассчитана окупаемость проекта, все финансово-экономические показатели, на основе которых глава государства принял соответствующее решение. Однако в процессе партнер серьезно скорректировал стратегию, выдав деньги заводу не беспроцентно, а под 11,5% годовых в валюте, к тому же заемщиком на сумму $63,5 млн. от Евразийского банка стал сам завод, а не инвестор, что изначально не предусматривалось и при распределении долей не учитывалось. Кроме того, государство предоставило гарантии Евразийскому банку по кредитному договору. В случае неблагоприятного исхода, если завод и поручители не смогут рассчитаться по долгам, республиканский бюджет останется один на один с кредитором. В таком случае доля государства в капитале завода увеличится пропорционально. Как подчеркнул Михаил Мясникович, все это является существенным изменением первоначальных условий. Государство взяло на себя практически все риски, а инвестор по-крупному ничем не рискует. И даже вложенные в завод ЗАО "Гранд Экспресс" $34 млн. – это коммерческий заем, гарантированный имуществом завода, на которое можно наложить взыскание и истребовать в безусловном порядке. Предоставив заем с процентами, инвестор не только ухудшил финансовые показатели проекта, но и создал дополнительные риски в части исполнения кредитного соглашения с Евразийским банком. В таком случае говорить о классическом смысле прямых инвестиций со стороны ЗАО "Гранд Экспресс" в производство не приходится. Оно выступило, скорее, как управляющая компания, привлекающая и содействующая привлечению внешних ресурсов, а не как прямой инвестор. Более того, основные риски в новых условиях несет государство. Поэтому, по мнению правительства, интересы государства должны быть защищены в большей степени, чем это есть в настоящее время. Для этого предлагается усилить наблюдательный совет, ввести в него спецпредставителя государства, который будет участвовать в согласовании всех крупных сделок, включая новые кредиты, условия отгрузки крупных партий товара и крупные импортные закупки. Кроме того, правительство предложило установить обязательное согласование в уполномоченном госоргане назначений директора и главного бухгалтера завода, сделать полную документальную ревизию в течение ближайшего месяца хода реализации проектной работы завода, обратив особое внимание на сделки по закупке оборудования и стоимость строительно-монтажных работ. Всю эту работу предлагается проводить в тесном взаимодействии компании-инвестора, органов госуправления и Комитета госконтроля. По результатам проверки при необходимости будут приняты организационные и управленческие решения, вплоть до пересмотра условий инвестдоговора. Среди первоочередных задач, которые необходимо решать на предприятии, - это ускоренный ввод проектных мощностей. До конца года необходимо завершить строительство завода, оснастив его современным технологическим оборудованием. На освоение мощностей отводится максимум 9 месяцев 2012 года. При выходе предприятия на запланированные объемы производства рентабельность ожидается в пределах 15-21%, пока же она минусовая. Основной причиной этого являются управленческие просчеты. Ключевым вопросом для проекта является экспорт продукции, который должен составлять не менее 70% от объема выпуска, с тем чтобы предприятие имело валютную выручку. Первоочередное внимание необходимо также уделить маркетингу, закреплению на мировых рынках, поиску долгосрочных партнеров и покупателей. По мнению правительства, у предприятия есть все условия для решения этих задач. Кроме того, с инвестором выработано согласованное решение по созданию социальных объектов, начата работа над другими проектами, направленными на формирование на базе предприятия холдинговой структуры: освоения производства нового вида колесных тележек, создания многопрофильного железнодорожного логистического центра. Глава представительства ЗАО "Гранд Экспресс" в Беларуси Андрей Кушнарев отметил, что российская сторона согласна со всеми предложениями белорусского правительства. "Однако пока сплошные срывы", – констатировал глава государства. "Если бы вы пришли ко мне сразу и начали объяснять, что денег у нас нет, 30% - собственные средства, а остальное привлекаем, и под 11,5% в Евразийском банке, и вы дайте нам гарантию правительства, я бы с вами и разговаривать не стал, - сказал Александр Лукашенко, обращаясь к руководству российской компании. - Знаете, если б вопрос изначально был так поставлен, я бы необходимые миллионы нашел бы и без вас под гарантию и начал это делать. Но я увидел, что деньги придут от вас, умных людей, которые знают дело, организуют его, так зачем государству в это влазить? А оказалось, что большей частью это повешено на государство". Александр Лукашенко поручил губернатору Могилевской области подключиться к строительству объекта, оказывая необходимое содействие в рабочей силе, технике. "Вы здесь должны быть не сторонним наблюдателем, это ваша земля", - сказал Президент. Глава государства также поручил председателю Комитета государственного контроля Александру Якобсону разобраться с ситуацией, сложившейся на заводе, и совместно с премьер-министром принять решение в интересах государства. Во время совещания были обсуждены все проблемные вопросы, возникшие у сторон при создании вагоностроительного производства, а также перспективы реализации новых проектов, в частности, строительства транспортно-логистического центра, подшипникового завода, создания на территории Беларуси первой станции мойки спецвагонов с соблюдением европейских требований, а также некоторые другие вопросы. В завершении совещания Александр Лукашенко потребовал большей оперативности в реализации проекта и поручил взять его ход под контроль правительства. Во время рабочей поездки в Могилевскую область Александр Лукашенко также ознакомился с ходом и особенностями уборки урожая зерновых в регионе. Президент потребовал на высоком качественном уровне и в необходимые сроки провести уборочную кампанию в стране. "Качество – это вопрос номер один. Никакой спешки быть не должно, техники хватает, – сказал глава государства. – Хлеб есть, и его можно убрать. В арсенале для этого у нас есть все". Александр Лукашенко интересовался всеми аспектами хода уборочной кампании: состоянием посевов различных культур, сельхозтехники, темпами уборки. Как доложил главе государства губернатор Могилевской области Петр Рудник, площадь уборки зерновых и зернобобовых культур в регионе составляет 335,2 тыс.га. На сегодняшний день зерновые убраны на площади 74,5 тыс.га, что составляет более 22%. Валовой сбор превысил 255 тыс.т при средней урожайности 34,2 ц/га. По словам губернатора, итоговый валовой сбор ожидается на уровне 1 млн. 350 тыс.т при средней урожайности 40 ц/га. Рост последнего показателя ожидается в связи с тем, что сейчас наиболее активно уборка ведется в районах, где традиционно более низкая урожайность. В дальнейшем аграрии области планируют прибавить за счет районов с более высокой урожайностью. При этом качество нынешнего урожая, по оценкам специалистов, значительно выше, чем в прошлые годы. В связи с этим Александр Лукашенко поручил премьер-министру Михаилу Мясниковичу обновить госрезерв зерна. Отдельно глава государства коснулся вопроса строительства сельхозобъектов, сделав акцент на необходимости экономного расходования средств на эти цели без сокращения объемов строительства. "Стройку останавливать нельзя, фермы надо строить, и не только молочно-товарные", – отметил Александр Лукашенко.