"Более 160 лет стажа на всех". Витебчанин о труде и династии, при участии которой в городе появился трамвай

2024-05-02 20:30

Трамвайное депо для Виктора Нестеровича - второй дом уже больше четырех десятков лет, а если взять в расчет всю семью, то общий стаж превысит 160. Ныне мастер смены участка ежедневного обслуживания трамвайного депо ОАО "Витебскоблавтотранс" с детства знает здесь каждый уголок и может часы напролет рассказывать про всевозможные модели вагонов, которые в разные годы перевозили пассажиров по родному Витебску. Одним из водителей был и сам Виктор Ромуальдович. Немало фактов он назовет и из истории электротранспорта в городе - его прадед был среди тех, кто "строил, а затем и запускал тут трамвай". Витебчанин рассказал корреспонденту БЕЛТА, почему стал продолжателем династии, каким видит будущее электротранспорта и благодаря чему и спустя годы работа в радость.Сохраняя дело предковС Витебским трамваем, которому в этом году исполнится 126 лет, имели дело пять поколений Нестеровичей. "У нас знаете как? Либо отец приводит сына, либо сын приходит к отцу, начиная с моего прапрадеда", - поясняет мастер смены.Бережно он протягивает старую фотокарточку, на которой запечатлены основатель династии - его прапрадед Людвиг Карлович Нестерович и прабабушка Анна Станиславовна. Снимок 130-летней давности сделали в первом в Витебске фотоателье Сигизмунда Юрковского. Собеседник поясняет: его прапрадед строил в городе трамвайный парк, будучи путевым рабочим. Вдохновившись его примером и трудолюбием, сюда же позже пришел его сын Чеслав Людвигович, спустя некоторое время - Ромуальд Чеславович, затем - Виктор Ромуальдович и его сын Вадим. Последний сегодня работает в другой сфере, но, по словам отца, к общему делу любви не утратил.Все дороги вели в трамвайный парк, или Выбор очевиденВ школьные годы в будильнике Виктор Нестерович почти не нуждался, шутит он. Дело в том, что дом находился, как и сейчас, напротив административного здания трамвайного парка, а под окнами были рельсы (позже выезд сделали со стороны пр.Фрунзе у здания УВД Витебского облисполкома). Именно по ним вагончики строго по расписанию утром выходили на линию и возвращались в поздние часы.

"Выходишь гулять в скверик - все под боком. Трамваи здесь ведь выходили и заходили. Утром зазвенели - это значит 5.00. Ночью перестали звенеть - 2.00, - вспоминает он. - С детства все это знаешь, видишь. Все разговоры дома об этом. Да и зачем что-то другое искать, если тут уже все предопределено с рождения? Хочешь не хочешь, сюда ноги ведут".
"Как пожарники: случилось - делаем". Чем занимается бригадаНачинал Виктор Нестерович со слесаря в 1982 году, позже был водителем трамвая, водителем-перегонщиком и теперь он - мастер смены участка ежедневного обслуживания. В его бригаде всего несколько человек, зона ответственности велика: ежедневно на линию выходят 39 вагонов. Каждый из них должен быть исправен и подготовлен к перевозке пассажиров."Работа наша в основном идет после обеда, когда начинают заходить в парк трамваи, отработавшие одну смену. Проводим осмотр технической части трамвая, выполняем заявки водителей. И так до часу ночи, пока последний трамвайчик не зайдет в 1.12. Ну а с обеда - если вчера или ночью что-то не успели, не смогли доделать (мы же посменно работаем по 12 часов), то мы все восстанавливаем. Например, накануне трамвайчик оставался с неисправностью, теперь поехал на обкатку. Мы как пожарники. Случилось - делаем. Конечно, лучше, чтобы не случалось", - улыбается мастер смены.Чаще бригада выполняет мелкие заявки водителей. Бывает, фара не горит или дверь перестанет открываться, компостер барахлит. Все это ремонтируют, и уже на следующий день вагон в строю. "Мы именно аварийная бригада", - добавляет собеседник. К счастью, делится он, речь в основном идет о стандартных случаях, но раз в год или реже может произойти сход с рельс или поломка пантографа. Это обычно происходит из-за внешних причин."Транспортная промышленность шагнула вперед". Курс на экологию и комфортЗа десятки лет в сфере Виктор Нестерович познакомился и изучил многие типы трамвайных вагонов. Начинал работать с РВЗ-6, которые выпускал Рижский вагоностроительный завод, имел дело и с модификацией М2. Один такой в Витебске еще на ходу и используется как экскурсионный."Вот этот вагон серии "Х" тоже был на ходу, - показывает мастер на бело-голубой экземпляр на постаменте. - На 100-летие трамвая на марш-парад выезжал в город. Он "живой", еще довоенный, примерно 1936-1938 годов. А сколько фанатов! Люди приезжают из дальних городов России, чтобы именно посмотреть на витебские трамваи. Наш РВЗ на всем постсоветском пространстве единственный остался на ходу. Все стоят на постаментах уже, а на нашем можно прокатиться. Особенно когда работал музей трамвая, во время "Славянского базара" сюда толпы приходили".Парк трамваев продолжает обновляться, что, безусловно, радует, делится мастер смены. Благодаря современным технологиям работать стало проще, а сам процесс происходит экологичнее. "И чище, и меньше расходных материалов надо использовать. В основном все электроника решает. Если взять старые вагончики РВЗ, там только одной смазки сколько уходило килограммов на каждый вагон! Отец пришел в парк в 15 или 16 лет, у него была лейка трехлитровая, ходил буксы смазывал - грязная работа, естественно. Помните, когда РВЗ еще по городу ходили, рядом с рельсами на остановках вагоны оставляли такую черную дорожку? Прямо мазут такой: станешь, как в гудрон, - чуть ли не прилипаешь. Сейчас, конечно, этого нет, транспортная промышленность шагнула вперед", - говорит Виктор Нестерович.Приятные изменения происходят и с точки зрения комфорта для водителей, замечает он. Стало проще управлять трамваем, зимой есть возможность согреться, ведь в первых вагонах и печей не было. Водителям выдавали валенки, шинели - так и работали. Сегодня в кабине есть кондиционер. "Даже если сравнить, на каких трамвайчиках я работал и какие есть сейчас, - небо и земля", - рассуждает он."Все зависит от родителей". Как заражаются вирусом трудолюбияТруд для мастера смены - образ жизни, причем с рождения. Достойный пример всегда подавали старшие. Отец, в частности, периодически брал с собой на работу, постепенно знакомя сына-подростка с нюансами трамвайного дела. "В школе, класса с 5-6-го, у нас были уроки труда. Научились держать в руках молоток, стамеску, напильник и так далее. Делал как-то терочку маленькую на таком уроке, так на ней стерлась насечка, когда уже моему сыну было лет 10-15. А девочки шили, варили, пекли. Взяться за метлу и пойти убрать школьный двор или еще что-то - никто этим никогда не брезговал и не отнекивался. Был период, когда ковры в доме были модными. Через день-три выносил его на улицу и выбивал - никто не заставлял", - делится Виктор Нестерович.Воспитывать трудолюбие, по его мнению, должна семья. "Все от родителей зависит, их отношения к своему труду, - добавляет он. - А ребенок же с них считывает и поступает так же"."В 5 утра выезжаешь - солнышко встает, город еще пустой". Пару слов о трамвайной романтикеВиктор Нестерович фанат своего дела и витебского трамвая - это заметно по тому, с каким энтузиазмом и любовью человек с более чем 40-летним стажем отзывается о работе. "Есть те, кому можно будет передать ее со спокойной душой", - утверждает мастер смены. В тонкости трамвайного дела он посвящает младших коллег, правда, говорит, в основном приходят грамотные люди, которым нужно лишь подсказать и направить. А при поддержке руководства предприятия и профсоюза коллектив обязательно будет работать на результат."Если бы время вернуть назад, я бы ничего не поменял. Все равно пришел бы сюда. Сначала было интересно, втянулся, а затем привык, - кратко описывает десятилетия мастер смены. - На линии (водителем) тоже было интересно работать: в 5 утра выезжаешь - солнышко еще встает, город пустой. Потом начинают люди появляться: кто на работу, кто просто по делам. На глазах город растет, видишь: здесь это построили, там - другое, стало красивее. Пассажиры всегда почти одни и те же садились, уже здоровались. Тогда было много фабрик и заводов, куда на работу постоянно ездили одни и те же люди. Семерочка у нас ходила (трамвай) по Фрунзе - ДСК, интервал был 4 минуты, и системы ходили (спаренные вагоны)… Жизнь вторая у меня в этом парке. И с женой познакомился в трамвае - она ездила пассажиркой. Вот уже 39 лет живем душа в душу".Евгения АРХИПОВА,фото автора,БЕЛТА.-0-