Профессиональных жалобщиков все меньше: как обращения граждан стали частью диалога власти и народа

2022-04-16 15:54

Белорусы имеют возможность попасть на прием к руководителю любого уровня, а также отправить обращение в письменном или электронном виде в районный, областной исполкомы, позвонить на прямую линию. Узнали, с какими проблемами жители Могилевщины идут к местным властям, насколько оперативно решаются их вопросы и кто такие профессиональные жалобщики.

От ЖКХ до банков

В 2021-м в Могилевский облисполком поступило 3221 обращение. Чаще всего о помощи просят жители Могилева и Бобруйска - самых крупных городов в регионе.

- Работа с населением - одно из приоритетных направлений в деятельности органов власти, - поясняет начальник управления по работе с обращениями граждан и юридических лиц Могилевского облисполкома Инна Филиппова. - В большинстве случаев люди просят помощь тогда, когда проблема действительно актуальная.

Традиционно основная часть обращений касается работы ЖКХ. Жалуются на ненадлежащее благоустройство, необходимость ремонта дорог и жилья. Немало вопросов о самовольном строительстве или устранении недостатков в новостройках. Все заявления оперативно передаются по компетенции, местные власти и руководители предприятий стараются как можно скорее их решить. Хотя некоторые вопросы в силу объективных причин требуют длительных разбирательств.

- Стараемся сделать так, чтобы люди остались довольны результатом, - добавила сотрудник облисполкома.

Только в прошлом году после обращений граждан власти обеспечили транспортным сообщением деревню Бруски в Могилевском районе, улучшили движение автобусов и для жителей улицы Центральной агрогородка Буйничи. Засфальтированы улицы Горького и Кирова в Белыничах. Провели работы по ремонту дорог в Горках. А в Климовичах завершили капремонт в одной из многоэтажек. И это далеко не полный список решенных вопросов - счет идет на сотни.

Топ-5 проблем жителей Могилевщины в 2021 году:

Жилищно-коммунальное хозяйство - 36%

Архитектура и строительство - 8,2%

Жилищный фонд - 7,5%

Трудоустройство и охрана труда - 5,4%

Здравоохранение - 5%

Коллективно и лично

Обращения граждан можно разделить на коллективные и личные. Первые берутся на особый контроль руководителей района и области.

Распространена в облисполкоме и практика личных приемов губернатора и его заместителей. Обращаются жители в большинстве за решением действительно серьезной проблемы. Впрочем, некоторые все же считают, что к губернатору можно идти по любой мелочи. Есть среди жителей региона и так называемые профессиональные жалобщики.

- Они используют обращения как инструмент, чтобы доказать свою позицию. А иной раз и выразить негативные эмоции. Причем повод абсолютно не важен. Проще говоря, злоупотребляют своим правом на обращение в тот или иной государственный орган, - отмечает Инна Филиппова.

На этот случай в законодательстве предусмотрена специальная норма, которая позволяет властям прекратить переписку с заявителем. Тем не менее облисполком, районные администрации стараются рассматривать и такие обращения. Пытаются донести до человека объективную информацию с помощью логичных и убедительных доводов и разъяснений. И эта тактика срабатывает: визитов профессиональных жалобщиков становится все меньше.

По мнению Инны Филипповой, обращения граждан - важный инструмент во взаимодействии власти и людей. Заявления часто помогают выявить как разовую, так и систематическую проблему и устранить ее.

Как отметила председатель Совета Республики Наталья Кочанова, работа с обращениями граждан приоритетна для любого руководителя. Это - обратная связь, решение проблем, которые волнуют белорусов. Ни один вопрос, поступающий во время приема или на прямые телефонные линии, не остается без рассмотрения, а около 30% из них решаются оперативно.

Кто чаще звонит?

Еще один инструмент обращений граждан - прямая телефонная линия.

В 2021-м на Могилевщине их прошло 1152, поступило около 6 тысяч обращений. Традиционно актуальными были вопросы ЖКХ, медицины, транспорта, сферы АПК. По результатам рассмотрения 38% обращений решены положительно.

Благодаря обращению на прямую линию, в прошлом году удалось решить вопрос с завершением капитального ремонта дома №58 на проспекте Шмидта. Также в областном центре появился новый автобусный маршрут. А на линии "Глуск - Осиповичи" и "Кличев - ст.Несята" расписание общественного транспорта скорректировано так, чтобы жители региона успевали пересесть на поезда, курсирующие в сторону Минска и Могилева.

Николай СНЕЖНЫЙ,

газета "7 Дней".-0-