РЕПОРТАЖ: В Минске состоялся массовый полет тепловых аэростатов

2015-07-18 10:00

Воспарить над Минском: 54 тепловых аэростата из 8 стран мира поднялись в столичное небо

Дорога в облака на борту теплового аэростата для корреспондентов БЕЛТА оказалась тернистой. Винить в этом некого, ибо, как говорится, у природы нет плохой погоды, но есть неподходящая для подъема на воздушном шаре. Сильный ветер вечером 17 июля помешал журналистам принять участие в полете на тепловых аэростатах из аэропорта Минск-1, запланированном программой фестиваля авиационного спорта "70 лет мирного неба" (самом массовом за белорусскую историю). Томительное шестичасовое ожидание не прошло для прессы впустую. Она с головой окунулась в сложную воздухоплавательную терминологию и специфику чтения карт местности. Кроме того, представители СМИ не преминули воспользоваться прекрасной возможностью и в непринужденной обстановке поближе познакомились с участниками мероприятия. Мне посчастливилось пообщаться с замечательным человеком литовским пилотом-спортсменом Дариусом Микалаюнасом, с которым ранним утром 18 июля все-таки воспарили над просыпающимся Минском.

Команды 54 воздушных шаров из Беларуси, Латвии, Литвы, Молдовы, Новой Зеландии, Польши, России и Украины решили не менять стартовую площадку и начали подготовку к массовому подъему из аэропорта Минск-1 около 6.30. Процесс трудоемкий и очень любопытный. Дариус любезно предложил мне поучаствовать в заполнении купола теплым воздухом. Скажу я вам, работа эта не из легких. Требуется определенная сноровка, чтобы удержать надувающийся огромный шар.

Самый волнительный момент - это шаг в корзину. В ней довольно тесно из-за баллонов с газом, но от этого даже уютно. Ощущение защищенности не покидало меня на всем протяжении полета, от того мгновения, когда мы почти неощутимо оторвались от земли, и до самого мягкого приземления.

Вопреки распространенному мнению, летать на тепловом аэростате - отнюдь не то же самое, что ходить на пикник. Поговорить во время движения не получается из-за оглушительного шума горелки. Жар от нее такой, что даже на значительной высоте не чувствуется похолодания воздуха. Пилот постоянно сконцентрирован на управлении шаром и отслеживании показателей приборов. В общем, нелегкий труд. Хотя пейзажи при этом лицезреешь изумительные.

Возвращение на землю выглядит довольно забавно. Из теплового аэростата нужно выйти в определенное время, чтобы оставшиеся в корзине пассажиры не улетели дальше. В момент приземления шар напоминает ретивого коня: пока в куполе достаточно воздуха, аэростат так и норовит вырваться из рук в родную небесную стихию. Дариус Микалаюнас вместе со своей командой блестяще со всем справляется. В общем, это неудивительно - в воздухоплавательном спорте он уже 22 года.

"Все получилось почти случайно. Я работал в метеослужбе, и главный судья нынешнего фестиваля Гинтарас Шуркус приехал ко мне за информацией о ветрах. Он собирался лететь через Балтийское море из Швеции в Литву. Я подготовил ему многолетние данные, а он пригласил меня на соревнования по воздухоплаванию. Сначала я участвовал в них как навигатор, достаточно долго был в команде на чемпионатах мира и Европы. На состязаниях продолжительное время я также работал метеорологом. Когда я стал летать самостоятельно, мне уже не было сложно", - рассказывает спортсмен из Каунаса.

Несмотря на солидный стаж в этом увлекательном деле, воздухоплавание не стало для Дариуса работой. Он трудится в гидрометеорологической службе Литвы, где занимается техническим обслуживанием измерительной аппаратуры, в частности автоматической. О том, чтобы оставить спорт, для него нет и речи. "Полет на тепловом аэростате нельзя сравнить ни с каким другим. В нем есть нечто, что нельзя описать словами. Этот вид спорта очень затягивает, и отказать себе в этом удовольствии чрезвычайно сложно", - делится впечатлениями Дариус Микалаюнас.

Воздухоплавательный спорт не только увлекательный, но и финансово затратный. Новый шар стоит десятки тысяч евро. К этому нужно прибавить стоимость страховки, постоянных техосмотров, медицинских комиссий, в конце концов топлива для автомобиля, забирающего тепловой аэростат с места его прибытия. Кроме денег в воздухоплавании важно наличие здоровья. Надо сказать, что особых возрастных ограничений для пилотов нет, и, если физическая форма позволяет, летать можно и на пенсии, разве что медосмотр после 50 лет придется проходить чаще.

Естественно, годы отнимают силы, зато оттачивают мастерство. Однако Дариус отмечает, что в настоящее время умение управляться с воздушным шаром составляет только 20% успеха. "Раньше опыт пилота обеспечивал ему половину победы. Сейчас многое решает техника. Современные спортивные шары развивают высокую скорость, они менее инертные. Долю везения тоже стоит брать в расчет. Кажется, что летишь правильно, остается каких-нибудь 200-300 м, и вдруг тебя поворачивает от хороших результатов", - говорит спортсмен.

Его совсем не беспокоит большая доля неопределенности, присущая воздухоплавательному спорту, ведь аэростаты почти никогда не возвращаются на место взлета, и неизвестно, где им удастся приземлиться. "Так даже интересней. Постоянно возникают ситуации, когда надо что-то придумать, чтобы выкрутиться из положения. Правда, если внимательно следить за прогнозом погоды, можно многое знать заранее", - отмечает Дариус Микалаюнас.

Под его руководством воздушный шар с корреспондентами БЕЛТА на борту величаво проплывает в небе над Минском и летит за 22 км на юго-восток от города, чтобы завершить свое утреннее путешествие. Он - один из 54 тепловых аэростатов, участвующих в попытке установить рекорд для Книги рекордов Гиннесса как самый массовый полет воздушных шаров над столицей государства.

Фестиваль авиационного спорта, который в этом году получил символическое название "70 лет мирного неба", проходит в Минске во второй раз. С 17 по 19 июля зрителей ожидают Международный кубок по воздухоплавательному спорту, вертолетные гонки, авиашоу, массовый парашютный десант, "детский день" и многое другое.

Елизавета БЕЦКО

Фото Оксаны Манчук