Как понять, что у подростка зависимость, и что делать после? Вот что говорит психолог
Какое поведение ребенка обязательно должно насторожить? Как родителям стоит вести себя в сложных ситуациях и с кем в итоге будет работать психолог? Вот что рассказала заведующая отделением первичного приема и помощи семье в кризисной ситуации ГУ "Минский городской центр социального обслуживания семьи и детей" Ольга Воронько.
Как понять, что человек начал употреблять?
- Как близкому понять, что человек рядом с ним начал употреблять, если он воочию не видит этих веществ? Резкое изменение поведения. И в большинстве случаев, если употребление переходит в злоупотребление, то это агрессивность, раздражительность. Часто близкие говорят о расширенных зрачках, об изменении памяти, внимания (наркотические вещества). Много вещей, которые можно заметить.
Как не допустить употребления подростками?
- Будем честны, подросткам интересно все, а сейчас очень большой доступ к любой информации. Здесь [будет] то, что родители вложили - важность заботы о своем здоровье, возможно, о вреде веществ. [Нужно] доверие: я могу рассказать родителю все, и я знаю, что он меня не накажет, не ограничит в телефоне, в общении с друзьями.
Потому что подростковый возраст - это возраст экспериментирования, и оно может уйти в какую-то зависимость: попробовать покурить, вейпы, формат вроде как "безвредный", но на самом деле очень вредный - это доказано в том числе и научно. Попробовать, быть как все в том кругу, где он находится. Родителю нужно знать круг общения, и он может его [при необходимости] сменить, не силой ограничив, а предложив [другой] по интересам: футбольную или баскетбольную команду, еще что-то.
Еще одна особенность подростков - быть непохожими на своих родителей, отличаться. Это такой этап. Здесь нужно разговаривать, договариваться, объяснять, слушать, слышать. Тогда даже если в кругу [общения] будет прилетать [нежелательная] информация, спокойно о ней говорить и не пугаться: "Ты что! Не дай бог!"
Почему когда подросток употребляет, работать нужно с родителями?
- Возраст экспериментирования снижается, и в 11 лет могут попробовать что-то, и в 10. Когда мы знаем о зависимости у ребенка, чаще - подростка, вопрос, конечно, стоит о родителях и о том, как в семье все устроено. Бывает такое, что [зависимость] - это "уход" [ребенка] от семейных скандалов, ссор, возможно, от насилия в семье, даже не по отношению к нему. Возможно, на улице безопаснее.
Если об этом узнает много всяких служб, за эту семью берутся, пытаются работать. Не всегда родители готовы признавать, что это их ошибка, они упустили. Кстати, к нам в центр тоже приходят - не в контексте зависимостей, а просто: "Почините моего ребенка, я здесь ни при чем". Мы работаем даже не с детьми больше, а с семьей. Когда говорим: "Нет, мы с вами", многие родители уходят. Здесь мы не можем сделать ничего, если сам человек не готов меняться. Возможно, вначале это будет с позиции страха за свою жизнь, что ребенка могут забрать. Но это совсем-совсем на первом этапе. Должно быть у родителя желание измениться, [понять], что он делает не так. Есть случаи, когда все-таки ребенка изымают из семьи. Иногда родители останавливаются. В опыте нашего центра есть и такие, и такие. Но мы не являемся той организацией, которая решает такие вопросы, мы скорее помощники, если [обратившиеся] готовы работать. Потому что это тоже серьезная работа - над собой.
Здесь родитель поменял свое отношение и, кстати, поменял требования. Сверхтребовательность к ребенку - это тоже очень давящий момент. Скорее даже была работа родителя, потому что с ребенком мы просто разговаривали, поддерживали и совсем не касались телефона, момента зависимости. Как раз была работа мамы и ее готовность кардинально поменять свое поведение, не сидеть в телефоне самой и так далее. Спустя некоторое время ребенку вернули телефон дозированно, ну и мама в этом и во всех других направлениях была готова быть в контакте с ребенком.
Другой случай. Мы тоже обговорили с мамой, но она не выдержала, сказала: "Я не буду, я не могу". Ребенок прямо бился, дрался. Они ушли из консультирования и из работы. Как правило, родители, которые не готовы меняться, говорят об этом. Шаги, которые мы предлагаем, не делают - и уходят. Мы честны с нашими клиентами: если вы это не делаете, смысл вам сюда приходить? И да, ребенок остался с телефоном круглые сутки, мама осталась со своим недовольством, но нежеланием что-то менять.
| Подготовлено по видео БЕЛТА. Фото из открытых интернет-источников и скриншоты видео.
Читайте также:
А что происходит с агрессором? Три важных вопроса о домашнем насилии
Почему так происходит? Психолог рассказала о причинах и последствиях насилия в семье
Как понять, что ребенка травят в школе? Рассказы жертв буллинга и советы психолога