РЕПОРТАЖ: "Взлетел отлично": как под Борисовом обучают управлению сверхлегкой авиацией

2017-08-04 16:40

Сверхлегкая авиация - автожиры - применяются белорусскими пограничниками при охране рубежей нашей страны. Всего их сейчас на вооружении 4 единицы. Такими аппаратами планируется оснастить каждый погранотряд Беларуси. Готовят же пилотов автожиров в Центре специальной подготовки (ЦСП). Корреспондент БЕЛТА узнал, кто и как обучает военнослужащих, а также какие разработки планирует испытать центр.

"С весны у нас проходят обучение для Госпогранкомитета 7 человек, - рассказал начальник Авиационного учебного центра ЦСП Евгений Король. - Среди них 6 офицеров и курсант - он заканчивает Военную академию и переучивается с вертолета на автожир". Минимум, с которым пилотов должны выпустить после обучения, - 40 часов налета. В центре отмечают, что все пилоты сверхлегкой авиации, которые служат в органах пограничной службы, прошли обучение именно у них. Всего в ГПК таких специалистов 17 человек. Также в перспективе автожиров в погранвойсках будет 16.

На аэродроме у деревни Сивица в Борисовском районе застать всех семерых обучающихся не удалось - учатся они посменно. Однако курсант-выпускник на летном поле присутствовал и под присмотром своего учителя пилота-инструктора Сергея Даниковича поднялся в воздух на автожире закрытого типа. "Хороший парень мой курсант, молодец, взлетел отлично", - прокомментировал инструктор. Сергей - бывший военный летчик, пилотировал боевые самолеты, отдал службе много лет. В центре обучает управлению сверхлегкой авиацией. Но не только.

"Сейчас подготавливаем слушателей - пилотов автожиров - в интересах Госпогранкомитета. Но по мере комплектования групп можем обучать всех желающих пилотированию сверхлегких самолетов, дельтапланов, парамоторов и прочих аппаратов. Можем научить летать даже на воздушном шаре, - похвастался пилот-инструктор. - Но тоже по мере комплектования групп. Кстати, один человек около недели назад подал заявку. Поэтому, возможно, в этом году будем обучать и пилотированию шара. Набраться в группу должно хотя бы четыре человека, но оптимальное число - шесть".

В центре всего 4 автожира, из них три итальянского производства, марки Orion, - один открытого типа. Также есть аппарат марки Calidus немецкого производства. "Есть на вооружении центра и паромоторы. Также с 31 июля обучаются операторы беспилотников. Два человека подготавливаются для госучреждения, еще трое - гражданские, - поделился информацией начальник Авиационного учебного центра ЦСП Евгений Король. - Такая услуга у нас появилась около года назад, первая группа была обучена прошлым летом. Это были силовики. Сейчас мы прошли сертификацию и присваиваем рабочую специальность "оператор беспилотного летательного аппарата". Обучение длится месяц, используются квадрокоптеры и БПЛА самолетного типа".

Про беспилотные аппараты и использование сверхлегкой авиации рассказал начальник Центра специальной подготовки Андрей Красовский. Наряду с тем, что он руководит этим учреждением образования, он также действующий полковник пограничных войск и пилот-инструктор. "Во время службы в погранвойсках большие пешие переходы привели к пониманию того, что не хватает авиации. Причем не вертолетов, час полета которых слишком дорог, а именно авиации сверхлегкой. В конце концов мы пришли к тому, что сверхлегкая авиация и беспилотники могли бы решить очень серьезные задачи", - отметил начальник центра.

"С нашей помощью сверхлегкая авиация появилась в погранвойсках с 2014 года. С 2013-го мы проводили научно-исследовательскую работу в этой области, результатом которой и стало внедрение автожиров. Тогда мы рассматривали еще и вариант с паромоторами, но они не подошли - слишком метеозависимы. А охранять границу надо всегда. Поэтому от их использования отказались, - объяснил Андрей Красовский. - Хотя для некоторых стран с подходящим климатом мы обучили две группы специалистов по пилотированию промоторов".

Автожиры в полиции и на границе используют США, Канада и Израиль, а также Россия. "Двухместный или трехместный автожир выгоден в любом отношении, но особенно в экономическом. С распространенными легкими вертолетами разница в десятки раз. Если взять вертолет типа Robinson, то за его летный час в среднем выходит сумма около $300. Для автожира это $50", - сказал Андрей Красовский. Белорусскими наработками в использовании сверхлегкой авиации уже интересовались представители Азербайджана, Туркменистана, Казахстана и Узбекистана.

Поделился начальник Центра специальной подготовки и информацией о новейшей разработке учреждения - транспортном беспилотнике. "Особенность нашей работы - браться за те ниши, которые еще недостаточного затронуты другими. К примеру, беспилотников сегодня много везде: есть и разведывательные, и боевые ударного типа, и гражданского направления. Но очень мало и только недавно появилась тенденция к разработке транспортных. У нас уже на подходе экспериментальный вариант, скоро будут летные испытания такого аппарата. Он может использоваться для доставки грузов в труднодоступные районы и для иных задач. Грузоподъемность - до 200 кг. Беспилотник роботизирован и в отдаленные районы, на расстояние от точки взлета в 300-400 км, он сам сможет добраться по заданному маршруту, с точностью до 15 м сбросить там контейнер и возвратиться обратно. Особенно актуален такой аппарат будет в регионах повышенного риска и при отсутствии дорог. Интерес из-за рубежа к такой нашей разработке уже проявляли. Но мы пока не стремимся продавать идею", - рассказал руководитель.

Центр специальной подготовки - одно из ведущих учреждений дополнительного образования Беларуси по обучению специалистов правоохранительной системы. Также в центре проводится подготовка в сфере безопасности и смежных областях для работников организаций и частных лиц.

Павел ГОРБАЧ,

фото Оксаны МАНЧУК,

БЕЛТА.-0-