Внедрение автоматической системы зачисления в вузы потребует упорядочения льгот

2011-05-19 18:53

19 мая, Минск /Юлия Ванина - БЕЛТА/. Государственная комиссия, подводя итоги вступительной кампании 2010 года, оценила ее в целом положительно. Об этом сообщил корреспонденту БЕЛТА после ежегодного совещания ответственных секретарей вузов первый заместитель министра образования Беларуси Александр Жук. По поручению госкомиссии Министерством образования была создана межведомственная комиссия по изучению вопроса предоставления льгот при поступлении в высшие и средние специальные учебные заведения. В состав комиссии вошли представители министерств, имеющих в подчинении учебные заведения. Специалисты изучили обоснованность и целесообразность предоставления льгот различным группам абитуриентов и выработали предложения по их упорядочению. Свои предложения по этому вопросу Минобразования направило в Совет Министров и Администрацию Президента. "С учетом предложений, выработанных специалистами, к 2012 году нам удастся провести апробацию электронного зачисления в некоторых вузах", - сказал Александр Жук. При этом он отметил, что специалисты сферы образования совместно с Высшей аттестационной комиссией продолжают разработку электронной автоматической системы подачи заявлений и зачисления в вузы. Детальная проработка вопроса показала, что для создания базы автоматизированного зачисления абитуриентов в вузы и обеспечения ее надежности, сведения к минимуму вероятных ошибок (их исключению) необходимо принять несколько важных и необходимых мер. Предлагается вузы первого потока вынести за рамки автоматизированной системы (вузы силовых структур, Минкультуры и Минспорта). До момента регистрации на ЦТ провести испытания, которые проводятся только в вузах. Имеются в виду творчество, физическая культура, русская и белорусская литература (сочинение), два экзамена по предметам учебного плана по специальности (для абитуриентов, поступающих на сокращенный срок обучения), три экзамена по учебным предметам (для абитуриентов-инвалидов по зрению, слуху, опорно-двигательному аппарату). Также для оптимальной работы системы необходимо отменить раздельный конкурс среди выпускников сельских и городских учреждений образования. "Последние несколько лет показали, что время такого конкурса ушло - абитуриенты из сельской местности по многим предметам подготовлены на уровне, а иногда и лучше городских", - отметил Александр Жук. Также для нормальной работы автоматизированной системы необходимо во всех учреждениях образования проводить конкурс только по специальностям без разбивки на специализации. Нужно создать дополнительные базы данных для операторов, которые будут регистрировать заявления на зачисление, - о медицинских противопоказаниях для всех специальностей, о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей (при предоставлении им преимущественного права на зачисление), о родственных специальностях и профессиях, дающих право на получение высшего образования за счет средств бюджета на заочной (вечерней) форме получения образования и др. По словам Александра Жука, результаты контроля 2010 года показали, что механизм отбора для обучения в вузах и ссузах наиболее подготовленной молодежи отлажен. Госкомиссией не было выявлено серьезных правонарушений, связанных со вступительной кампанией. Ежегодно ответственным за проведение всех этапов вступительной кампании удается снимать нерешенные проблемы. "Мы внедрили автоматизированную информационную систему регистрации участников централизованного тестирования. Она работает в режиме online во всех 73 пунктах регистрации на ЦТ", - добавил первый замминистра. Это позволяет абитуриентам зарегистрироваться для участия в ЦТ в одном пункте сразу на все предметы и пресечь возможные нарушения с их стороны (регистрация на 4 и более предметов в разных местах), а учреждениям образования - сэкономить трудозатраты и значительное количество финансовых средств. На базе этой системы в 2012 году планируется провести эксперимент по автоматическому зачислению абитуриентов в некоторые вузы. Первый замминистра также напомнил, что в 2011 году будет сохранен установленный порядок, согласно которому информирование абитуриентов о ходе приема документов в последний день прекращается в 15.00. "Это устраняет в значительной степени стрессовые ситуации, нервозность и нездоровый ажиотаж последнего дня, дает возможность абитуриентам спокойно определиться и успеть подать документы на избранную специальность в вузе", - считает Александр Жук.