Мобильная версия
ГОСОРГАНЫ
Лента новостей
Все новости
Развитие системы образования

15 августа Президент Беларуси Александр Лукашенко провел рабочую встречу с вице-премьером Василием Жарко и министром образования Игорем Карпенко, на которой обсуждались основные вопросы, связанные с развитием системы образования в Беларуси. Были затронуты темы перехода на всеобщее среднее образование, подготовка новых учебников, возврат к пятибальной системе оценки знаний, возможное платное заочное образование.

Эти и другие темы обсудили на Республиканском педагогическом совете 23-24 августа в Минске.

Елена Еловик

Ни в пять ни в десять

Колумнисты 22.08.2017 | 10:57
Елена Еловик Елена Еловик Редактор отдела газеты 7 Дней

Любую систему оценок, в том числе и образовательную, можно поставить под сомнение. Человек по определению субъективен в своих суждениях и взглядах. А потому в школе или вузе надежда прежде всего – на разум и талант педагога, который не только выставит ученику вожделенную восьмерку или десятку, но и мотивирует его, вдохновляет, подталкивает, заставляет, совершенствует, шлифует, предостерегает…

Любимая советская учительница по литературе и русскому языку ставила нам иногда 4++ или 5- -. Бывало. мы могли обнаружить у себя в тетрадке даже 1+! :) Этот самый плюсик или минус был незримой, но очень ощутимой компонентой воспитания. Он не фигурировал в табелях и сводных таблицах в конце дневника. Он предназначался для нашего заочного диалога со своим наставником. Два плюса – да я же гений! Минус – ага, Зинаида Ивановна все-таки заметила, что филонил и немного напортачил. Разумному учителю вполне хватало и 5 баллов.

Да и родители не устраивали истерик по поводу того, что знания их дочери недооценили и они намереваются строчить жалобы в районо, Минобр и ООН.

Раньше учителя не жадничали, щедро раздавая направо и налево пятерки, а вот сегодня ту же десятку некоторые – по своим соображениям – ни за какие таланты не поставят! Ведь в методичке критерий десятки – практически гениальный ум вашего подопечного! То есть перед школьной доской стоит или Уайлс, доказавший теорему Ферма, или Полоцкий, внесший феноменальный вклад в белорусскую, восточнославянскую и мировую культуру. Нет, не он? Тогда вот тебе восьмерка или девятка на руки – и гуляй, милок, радуйся жизни и солнечному свету! Как говаривает одна знакомая математичка, "я сама предмет на десять не знаю!".

Если вы полагаете, что мои скромные соображения – пустой звон, ныряйте глубже, не ленитесь! Перечитайте критерии оценки по всем предметам. Я же приведу первый попавшийся на глаза пример – "Оценка выразительного чтения наизусть по предмету "русская литература":

9 баллов – Полное владение текстом. Попытки самостоятельной интерпретации авторской позиции.

10 баллов – Безупречное владение текстом. Выразительное чтение на основе самостоятельной интерпретации авторской позиции.

И вот зубрилка Сидоров, подобно Каллистрату, старательно декламирует бессмертные строки, надеясь, что его оценят по высшему классу. А тут ему в журнал рисуют девятку. Он уточняет: "Марьиванона, почему не десять?"А та сквозь очочки строго: "Не верю! Экспрессии не хватило!"Ну и поди доказывай потом, что ты и чтец, и жнец, и на дуде игрец.

А погрузитесь в ту же биологию, откройте методичку, из которой узнаете, что "отметка за выполнение самостоятельных и контрольных работ может выставляться с применением следующих шкал: шкалы, определяющей максимальное количество баллов за каждое задание (шкалы 1, 3), и шкалы перевода суммарного количества баллов, полученных учащимся за выполнение соответствующей работы (шкалы 2, 4) в отметки по десятибалльной системе". Здесь, конечно, субъективности поменьше будет, но проверка работ займет, пожалуй, столько же времени, сколько составление годового отчета главбуха предприятия средней руки. А ведь есть еще классное руководство, бумажная волокита, подготовка к урокам да и личная жизнь, черт побери!

Мы нагрузили учителя от макушки до пят и талдычим "должен, должен, должен…"Чуть что случается – драка, кража, прогул – сразу вопли общественности: "Куда смотрит школа?"

Куда-куда?! Сличает ваши внушительные шкалы – номер 1, 2, 3, 4. На остальное времени не остается!

Родителям стало сложнее контролировать учебу ребенка. Обнаружил в портфеле шестерку, выясняешь, почему сын недоучил, а он в ответ: "Мам, шесть – это хорошая отметка!" И крыть-то тебе, оказывается, нечем!

Поэтому "пятибаллка"– самый подходящий критерий. Он прост и понятен, как таблица умножения: 1 – нулевой результат и нежелание двигаться дальше, 2 – нулевой результат, но ученик не безнадежен, 3 – плохо сделано, 4 – хорошо, но недоработал, 5 – умница, вот тебе медовый пряник!

Вдумайтесь: за 45 минут учителю необходимо оценить подопечного по 10 критериям! Всерьез полагаете, что перед ним лежит талмуд-методичка и он мысленно или на бумажке начисляет баллы?

– Пять или шесть? Что там в методичке сказано? Дай Бог память…

А часики – тик-так, тик-так… 45 минут пролетит как миг. Время ведь не резиновое.

Ау, люди, спуститесь на грешную землю! Оценки, конечно же, не от балды, но на практике все гораздо более приземленно, чем порой кажется… В противном случае наставник не успел бы ни изложить, ни закрепить материал, ни проверить домашнее задание. То есть в тех же отметках по 10-балльной шкале по-прежнему много субъективности.

Следует учесть и тот факт, что в лицее восьмерка зачастую то же самое, что десятка в обычной школе. Требования там другие, более строгие. Выходит, зазор немаленький – целых два балла. И как тогда быть со средним баллом аттестата, который в итоге влияет, между прочим, на проходной балл при поступлении в университет или институт? То есть абитуриент-лицеист и абитуриент из обычной школы оказываются в неравных условиях. Ходят слухи, что СБ вскоре отменят. Но возникнут другие проблемы – отсутствие стимула для ученика, нежелание изучать предметы, которые кому-то покажутся лишними, ненужными для дальнейшего плавания в житейском море. Правда, это уже будет совсем другая история.

10-балльная громоздкая система более применима к вузу, да и то нормальный педагог вполне управится и с имеющимися в наличии пятью цифрами. Освежите студенческую память: отлично и хорошо – это стипендия, удовлетворительно – ее отсутствие, неуд – готовься к вылету.

Еще раз подчеркну, что при любой шкале главное – отношения и степень доверия между учителем и учеником. Если это имеется в наличии, то значимость всяких там десяток, шестерок, пятерок отходит на второй план.

Однако хотелось, чтобы при принятии (надеюсь, окончательного решения!) учли и еще один важный момент. Пора прекращать эксперименты в системе образования! В СССР – это была самая консервативная область жизнедеятельности! И "горемычные" Жорес Алферов, Петр Климук, Михаил Высоцкий, Андрей Громыко как-то выучились и в люди выбились.

Да, пятибалльная система, на мой взгляд, лучше, потому что более доступна пониманию на житейском и интуитивном уровне по сравнению с десятибалльной. Но десятибаллка за 15 лет устоялась, к ней привыкли, учителям и ученикам снова придется себя ломать. Да и всякие перемены требуют денег, причем немалых. И для детей еще один крутой поворот на тернистой дороге обучения – очередной стресс. Хотя они, по всей видимости, уже привыкли к подобной болтанке. Как гласит армейская поговорка, нам, солдатам, все равно: что отступать бежать, что наступать бежать.


Топ-новости
Погода
Минск
Барановичи
Бобруйск
Борисов
Брест
Варшава
Вильнюс
Витебск
Гомель
Гродно
Жлобин
Киев
Лида
Минск
Могилёв
Мозырь
Москва
Орша
Полоцк
Рига
Санкт-Петербург
Солигорск
Карта погоды
Курсы валют
Нацбанк Лучшие курсы
Покупка Продажа
EUR
2.314 BYN 2.311 BYN 2.317 BYN
USD
1.9457 BYN 1.943 BYN 1.945 BYN
RUB
3.344 BYN 3.34 BYN 3.35 BYN
Подробнее курсы валют нацбанка Лучшие курсы
ТВ программа

Видео

Белорусские ID-карты появятся в июле 2018 года

Инфографика

День без автомобиля в Минске Водители 22 сентября могут бесплатно пользоваться общественным транспортом Минска при предъявлении прав и технического паспорта на авто.
Круглый стол Василий Ядловский,
Александр Шпак,
Зенон Ловкис,
Дмитрий Лужинский,
Михаил Ковалев
11 августа АПК в системе экономики Республики Беларусь: роль и тенденции развития
Круглый стол Валентина Гинчук,
Ольга Зеленко,
Ирина Каржова,
Ольга Проскалович,
Ирина Арефьева
2 августа В новый учебный год - с новыми программами и учебниками
Круглый стол Наталья Хвир,
Вадим Писаревич,
Алла Сташкевич,
Елена Боганева,
Янина Борисевич
27 июля Роль ЮНЕСКО в сохранении и продвижении нематериального культурного наследия Беларуси
Круглый стол Вячеслав Дурнов,
Сергей Репкин,
Вадим Девятовский,
Наталья Шоломицкая
20 июня Белорусский спорт: как добиться высоких результатов на международных стартах и воспитать новых звезд
Круглый стол Людмила Реутская,
Виктор Шеин,
Елена Вальковская,
Сергей Шакутин,
Иван Козырев,
Олег Стома,
Вячеслав Гнитий
19 июня Лекарственный рынок Беларуси: качество, доступность, конкуренция