Мобильная версия
ГОСОРГАНЫ
Лента новостей
Все новости
Развитие системы образования

15 августа Президент Беларуси Александр Лукашенко провел рабочую встречу с вице-премьером Василием Жарко и министром образования Игорем Карпенко, на которой обсуждались основные вопросы, связанные с развитием системы образования в Беларуси. Были затронуты темы перехода на всеобщее среднее образование, подготовка новых учебников, возврат к пятибальной системе оценки знаний, возможное платное заочное образование.

Эти и другие темы обсудили на Республиканском педагогическом совете 23-24 августа в Минске.

Владимир Марченко

Высокий балл - он трудный самый

Колумнисты 16.08.2017 | 16:54
Владимир Марченко Владимир Марченко Редактор БЕЛТА

На днях стало известно, что в обществе в очередной раз назревает дискуссия о возврате школьников к 5-балльной оценке знаний. По этому поводу уже высказались многие эксперты, однако подавляющее большинство из них не училось (хотя иногда и учило) по системе, в которой оценки-баллы варьируются в степени от "неудовлетворительно" до "превосходно". Поэтому они не могут в полной мере оценить все достоинства и недостатки данной системы.

В детстве мне довелось поучаствовать в интересном эксперименте: поучиться и по пяти-, и по десятибалльной шкале. Произошло это пятнадцать лет назад. Эксперимент, как и у большинства любознательных подростков, вызвал тогда живой интерес.

Этого, правда, нельзя сказать об учителях. Вначале никто не знал, что ставить в дневники и журналы. По привычке за молчание вместо ответа или смущенное "не готов" ставили "ноль". Потом оказалось, что 0 ставить вообще нельзя, если ученик пришел на урок - этим он в принципе "наработал" на 1-2. Затем оказалось, что все-таки можно. Зато очень легко и просто все стало с "десяткой" - ее ставили за развернутый и полный ответ, выходящий за пределы школьной программы, творчество, проявленное при выполнении задания, или решение задачки "со звездочкой". Это очень нравилось, потому как 10 баллов были "эксклюзивом" и превосходной степенью оценки знаний. Было ради чего стараться.

Десятибалльная система предоставила учителям более широкий спектр оценки. Да, действительно, иногда грань между "семеркой" и "восьмеркой" или "шестеркой" и "семеркой" была весьма условной, но ведь это были все те же 4+, 5- и просто 4, которыми учителя пользовались и до введения новой системы, ставя в дневник (но не журнал) "половинчатые" оценки. После нововведений эта необходимость "недооценки" знаний отпала. Учителя стали подходить к оцениванию знаний творчески, а ученики видели реальную оценку своих стараний.

Появилась также возможность "пожалеть" ученика. Все прекрасно знают, что откровенных двоечников, кандидатов на отчисление, и без того было мало, их все равно тянули вверх, на тройки. Теперь сделка с совестью облегчилась - двойки-тройки недотепам ставили заслуженно - за присутствие на уроке и попытку отвечать, "выход к доске".

Пятибалльная система тоже была по-своему неплоха. Она призывала к ответственности как ученика, так и учителя. Она была строже и конкретнее. Ответ на "так-сяк" квалифицировался на "тройку". Блестящий образец ораторского искусства или решение задачи у доски оценивались на "пять". К этому все привыкли, это было просто и понятно.

Лавировать в ней было нельзя, она устанавливала строгие рамки обучения и четко делила учеников на "отличников", "хорошистов" и "троечников". Успех точно оценивался на "пять". В десятибалльной же системе успехом считается и 8, и 9, и тем более 10.

Придумать системы оценки знаний несложно. В Японии действует 100-балльная система оценки знаний ("так, Иванов, сегодня ты ответил где-то на 54"), во Франции - 20-балльная, в Польше - 6-балльная. В США обходятся буквами и, кстати, теми самыми плюсами и минусами. Можно еще раздавать наклейки-звездочки (5 баллов), прямоугольники (четверки) и т.д.

Важно ведь совсем другое. Насколько объективно и полно любая из существующих систем оценивает знания ученика. Насколько это стимулирует его к дополнительному и самостоятельному изучению материала, без чего сейчас трудно представить специалиста в любом деле. И, наконец, насколько это избавляет детей от слепой погони за баллами, которые, как мы, люди взрослые, знаем, не самое главное в жизни.

Мне как имевшему редкую возможность сравнить больше нравится 10-балльная система. В ней я вижу "десятку" - высшую оценку достижений на данном этапе изучения материала, а не "пятерку с плюсом" в дневнике, нивелированную обычной "пятеркой" в журнале. Впрочем, может, другие мои ровесники и вообще все родители нынешних школяров имеют иное мнение. Для этого и запущен механизм обсуждения - чтобы услышать всех и определиться наконец с наиболее подходящей системой оценки знаний.


Погода
Минск
Барановичи
Бобруйск
Борисов
Брест
Варшава
Вильнюс
Витебск
Гомель
Гродно
Жлобин
Киев
Лида
Минск
Могилёв
Мозырь
Москва
Орша
Полоцк
Рига
Санкт-Петербург
Солигорск
Карта погоды
Курсы валют
Нацбанк Лучшие курсы
Покупка Продажа
EUR
2.3198 BYN 2.317 BYN 2.324 BYN
USD
1.9366 BYN 1.935 BYN 1.94 BYN
RUB
3.3604 BYN 3.351 BYN 3.365 BYN
Подробнее курсы валют нацбанка Лучшие курсы
ТВ программа

Видео

В поисках пропавшего 10-летнего мальчика участвует более 2000 человек

Инфографика

Машиностроение Беларуси Машиностроительный комплекс Беларуси представляют более 265 крупных и средних организаций, в которых трудятся 185 тыс. человек.
Круглый стол Василий Ядловский,
Александр Шпак,
Зенон Ловкис,
Дмитрий Лужинский,
Михаил Ковалев
11 августа АПК в системе экономики Республики Беларусь: роль и тенденции развития
Круглый стол Валентина Гинчук,
Ольга Зеленко,
Ирина Каржова,
Ольга Проскалович,
Ирина Арефьева
2 августа В новый учебный год - с новыми программами и учебниками
Круглый стол Наталья Хвир,
Вадим Писаревич,
Алла Сташкевич,
Елена Боганева,
Янина Борисевич
27 июля Роль ЮНЕСКО в сохранении и продвижении нематериального культурного наследия Беларуси
Круглый стол Вячеслав Дурнов,
Сергей Репкин,
Вадим Девятовский,
Наталья Шоломицкая
20 июня Белорусский спорт: как добиться высоких результатов на международных стартах и воспитать новых звезд
Круглый стол Людмила Реутская,
Виктор Шеин,
Елена Вальковская,
Сергей Шакутин,
Иван Козырев,
Олег Стома,
Вячеслав Гнитий
19 июня Лекарственный рынок Беларуси: качество, доступность, конкуренция