ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Среда, 8 мая 2024
Минск Ясно +2°C
Все новости
Все новости
Комментарии
10 августа 2016, 19:20

Как агитировать перед выборами и не пожалеть об этом

До выборов в белорусский парламент 11 сентября остается не так много времени, и начинается, пожалуй, самый интересный электоральный период, который именуется агитацией. За месяц кандидаты в депутаты должны доказать избирателям, что именно они достойны заветного места в парламенте, смогут заниматься законотворчеством и готовы отстаивать интересы избирателей, которые поверили в своих кандидатов и поддержали их предвыборные программы.

Итак, представим, что вы - кандидат, который только что получил из окружной избирательной комиссии радостную весть о своей регистрации. Допустим, что в парламент вы баллотируетесь впервые. В таком случае вам, вероятно, интересно будет знать, что разрешено во время предвыборной агитации.

Разные агитационные "приемы"

Хорошая традиционная форма, которая первым делом приходит на ум, - публикация предвыборной программы в средствах массовой информации. Каждый кандидат в депутаты имеет право на одну бесплатную публикацию своей программы в центральной или региональной государственной газете (в зависимости от региона, от которого он выдвигается). Требования к предвыборной программе предельно просты: объем не может превышать двух машинописных страниц (не более 4 тыс. знаков с пробелами при компьютерном наборе). Текст за подписью кандидата должен быть предоставлен в редакцию не позднее 21 августа на бумажном и электронном носителях.

Кстати, на сайте Центризбиркома уже появился своеобразный путеводитель по выступлениям кандидатов - интересная новелла парламентской кампании этого года. Открыв специальную вкладку, можно найти "координаты" каждого из выступлений, поступивших в редакции газет. Это сделано во избежание двойного опубликования предвыборных программ, чтобы все кандидаты находились в одинаковых условиях и в равной степени могли пользоваться предоставляемыми государством возможностями. Если у кандидата есть желание и личный финансовый фонд, открытый по всем правилам и канонам, он вправе покупать в СМИ дополнительные площади, снабжая их идеями и аргументами в свою пользу. Это и есть агитация. Как говорится, скромность украшает, но в случае с парламентскими выборами это явно не тот случай.

Идем далее. Беларусь - страна читающая, но предвыборные программы кандидатов, конечно, попадутся на глаза не всем избирателям. На этот случай есть телевидение и радио - их мы по привычке хотя бы фоном включаем, когда просыпаемся утром или проводим в компании семьи приятный вечер после работы. Во время агитации каждый кандидат имеет право на одно бесплатное пятиминутное выступление по телевидению, на одно бесплатное пятиминутное выступление по радио и на участие в теледебатах.

Дата и время выхода в эфир передач с предвыборными выступлениями каждого из кандидатов в депутаты определяется в соответствии с жеребьевкой, которая проводится окружными комиссиями. Выступления по телевидению покажут в рабочие дни с 15 августа по 2 сентября с 19.00 до 20.00. Эфирное время для выступлений по радио определено также в рабочие дни с 15 августа по 2 сентября, но уже с утра - с 07.00 до 08.00. Все выступления по радио и телевидению будут записаны заранее и представлены вниманию избирателей в положенный срок. Это поможет избежать излишнего волнения со стороны кандидатов.

Еще одна зрелищная форма агитации - участие в теледебатах. Теледебаты будут проводиться при участии в них не менее двух кандидатов, которые баллотируются в одном избирательном округе. Кстати, можно уполномочить для участия в теледебатах доверенное лицо (всего доверенных лиц у каждого кандидата может быть до 15 человек).

Для того чтобы пообщаться с кандидатом по своему округу лично, задать ему вопросы и вообще, так сказать, провести экзамен на интеллект, можно приходить на личные встречи, которые он будет организовывать. Встречи с избирателями могут проводиться в специально отведенных для этого помещениях или вне этих помещений (митинги, пикеты). Все это делается именно для того, чтобы избиратели могли лучше определиться со своим кандидатом и, придя на участок для голосования в день выборов, не гадали на "кофейной гуще", а уверенно поставили галочку в графе напротив фамилии того человека, который наиболее симпатичен и которому хочется доверить будущее своего округа в политическом плане.

Когда можно приступать к агитации?

Агитационный период начинается с момента регистрации кандидата и в случае с парламентскими выборами в Беларуси прекращается в 00 час. 00 мин. 11 сентября. Таким образом, агитировать можно на протяжении месяца, но в день выборов это запрещено.

Куда клеить агитационные материалы?

Изготовление агитационных печатных материалов должно обязательно финансироваться за счет средств личного финансового фонда. Это могут быть плакаты, листовки и другие материалы, которые дают возможность лишний раз напомнить избирателям основные идеи и посылы потенциального депутата, с которыми он намерен идти в парламент и занимать одно из 110 отведенных для этого мест.

Во-первых, агитматериалы должны быть изготовлены только на территории Беларуси. Во-вторых, в них должны быть указаны наименование и адрес организации-изготовителя (или ИП), номер свидетельства о госрегистрации изготовителя печатных изданий и дата его выдачи, а также тираж и номер заказа, фамилия и инициалы заказчика.

Распространение анонимных агитматериалов в Беларуси запрещено. То есть вариант, что материал "просто кто-то подбросил" (приклеил, принес), а кандидат по этому поводу не в курсе, не сработает. Один экземпляр агитационных печатных материалов или их копии еще до распространения должны быть предоставлены в окружную комиссию.

Для размещения агитационных материалов на территории каждого участка для голосования выделяются специальные места. Если у кандидата и его доверенных лиц есть желание вывешивать (расклеивать) материалы в иных помещениях (на зданиях, сооружениях и т.д.), это можно делать исключительно с согласия и на условиях руководителя соответствующей организации.

И, кстати, интересный факт: если руководитель конкретной организации разрешил разместить материалы одному кандидату в депутаты, он не вправе отказать другому кандидату в размещении на тех же условиях.

За чей счет "банкет"?

Кандидату в депутаты запрещено использовать для ведения агитации деньги, источник поступления которых неизвестен. Зато абсолютно легально можно оплачивать из личного фонда изготовление печатных материалов, аренду помещений и покрывать другие расходы. Предельная сумма всех расходов из средств личного фонда не может превышать 1000 базовых величин, что составляет Br21 тыс. с учетом деноминации. Жертвовать деньги в личный фонд кандидата (с ограничениями в суммах) могут как простые граждане, так и юридические лица. Последний день приема пожертвований от граждан - 10 сентября, от юрлиц - 9 сентября.

Чем грозит нарушение правил агитации?

Агитация - ключевой этап избирательной кампании, а потому нарушение того, что дозволено, может стоит кандидату регистрации. Регистрация может быть попросту аннулирована окружной, соответствующей территориальной комиссией в том случае, если она усмотрит жесткие нарушения установленных правил. Например, запрещается агитация, содержащая оскорбления и клевету в отношении должностных лиц Беларуси, кандидатов в депутаты, а также призывы, побуждающие или имеющие своей целью побуждение к срыву, отмене или переносу срока выборов. Полный перечень "запрещенных приемов" предвыборной агитации можно найти на сайте Центризбиркома.

Чего хотят избиратели?

Люди, как правило, ожидают от потенциальных депутатов активности, потому что именно они получают "кредит доверия", который дорогого стоит. К сожалению, часто граждане выбирают кандидата в своем округе по остаточному принципу, отсеивая тех, кто не имеет стабильного заработка, не может похвастаться выразительной для депутата биографией, ничего внятного предложить избирателям не может или же просто "нигде не засветился". Вот и получается, что из трех (например) кандидатур три отпадают, и вроде как выбор есть, но в то же время его как бы и нет. Для того чтобы таких ситуаций не возникало, потенциальным депутатам лучше в хорошем смысле "примелькаться" избирателям во время встреч и пикетов, максимально использовать возможности для выступления на радио и телевидении, поспорить с коллегами во время теледебатов. Активность - первое правило депутата. Палата представителей хоть и большая, на 110 мест, но спрятаться там точно не получится. Внушительная работа ждет.

Татьяна ПАСТУШЕНКО,

БЕЛТА.-0-

Топ-новости
Свежие новости Беларуси