Мобильная версия
ГОСОРГАНЫ
Лента новостей
Все новости

Лучшая точка съемки, или Фотолетопись Николая Желудовича

Культура 13.09.2017 | 18:45

О нем коллеги говорят как о человеке-легенде - одном из основоположников белорусской репортажной фотографии. Он, как никто другой, умел заставить яркое мгновение остановиться и войти в вечность. Неслучайно его работы занесены в золотой фонд белорусской фотографии. Только в личной фототеке Николая Сергеевича Желудовича хранится более 10 тыс. негативов, сделанных за более чем 30-летнюю работу в журналистике, из которой 25 лет он посвятил работе в БЕЛТА. Несмотря на свой почтенный возраст, а ему 16 сентября исполнится 90 лет, он по-прежнему активен и бодр, следит за жизнью страны и развитием фотографии, занимается съемкой автобиографического кино.

Первые шаги в профессию

Мир фото ему приоткрылся в удивительно красивом и в то же время суровом крае - на Чукотке, куда его забросила служба в армии. Его друг в конце 1950 года купил старенький фотоаппарат ФЭД и, не сумев освоить, продал Николаю Сергеевичу. Он быстро разобрался и стал выполнять просьбы о фотографиях на память, что приносило небольшой доход и моральное удовлетворение. Часть средств отправлял переводом на малую родину, в село Дашковка (Могилевский район), где жила семья. После службы вернулся в Могилев и поступил в техникум при машиностроительном институте. Все разнообразие жизни коллектива снимал на пленку и организовывал фотовыставки. Так что одновременно с технической учебой приобретал навыки фоторепортера. Фотографы-бытовики, которые оформляли выпускные альбомы, использовали жанровые снимки начинающего фотографа.

Фотографию не забросил и тогда, когда пришел на работу в качестве инженера по внедрению новой техники на завод "Строммашина". Как-то в начале 1958 года завод посетил фотограф газеты "Звязда". Его заинтересовали снимки Николая Желудовича, и он предложил ему стать внештатным фотокором. "А уже к концу 1958 года переводом обкома партии я ушел с завода штатным фотокорреспондентом газеты "Могилевская правда", - вспоминает ветеран. - Освободилось место под солнцем из-за ошибки коллеги, который вместо заслуженной доярки дал на передовицу фото официантки и ее комментарий про высокие производственные показатели сельчан".

Новая работа пришлась Николаю по душе, и вжиться в коллектив у коммуникабельного и обаятельного от природы молодого человека получилось быстро. Начались командировки по районам, и в одиночку, и с пишущим корреспондентом. Совместные фоторепортажи, фотозарисовки. "Работа увлекала и нравилась. Каждый день общался с людьми разных профессий: хлеборобами, врачами, производственниками, спортсменами, работниками культуры и искусства, делегациями из-за рубежа. Каждый день открывал для себя что-то новое, - рассказывает Николай Сергеевич. - Только благодаря тому, что стал фотожурналистом, я в первый же год своей работы по ходатайству газеты получил на семью двухкомнатную квартиру. На "Стромммашине" пришлось бы еще лет 20 ждать. Поэтому стимул, условия для работы и творчества были, но в тоже время была высокая ответственность за порученный участок работы".

Не успел проработать молодой специалист и года в газете, как его начали агитировать на работу в фотохронику БЕЛТА. "В Минске понравились мои фото, а также привлекло то, что удачно снимает именно молодой человек, у которого хорошие перспективы. Но я подумал, что уйти сразу в БЕЛТА - неудобно и нескромно. Скажут, мол, только получил квартиру и тут же уходит, - отмечает собеседник. - Но в конце 1962-го я все же стал работать фотокорреспондентом БЕЛТА по Могилевской области. Работа была посолидней и более самостоятельная. Приходилось самому продумывать темы, составлять план на текущий месяц, согласовывать его с редакцией и выполнять. В Доме Советов тогда корпункт был совмещен с фотолабораторией, где можно было проявлять пленки и печатать снимки. Со временем редакция обеспечила фотокоров японской аппаратурой и автотранспортом".

"Для меня это была серьезная школа профессионального роста, - не скрывает Николай Желудович. - Нас чуть ли не каждый год посылали в Москву на семинары, где мы совершенствовали квалификацию, работали в связке с более опытными репортерами, набирались ума и знаний. Встречались, общались с коллегами, и это было постоянно. Трудовая биография в БЕЛТА - это еще и работа в тесной связке с пишущим журналистом. Для меня Николай Степанович Назарович, с которым мы трудились до самой пенсии, стал не просто коллегой, но и близким другом, с которым делили и тяжесть трудовых будней, и радость творческих успехов, всегда поддерживали друг друга. Это человек доброй души и щедрого сердца, с которым мы до сих пор общаемся".

Фото замечательных людей

"Я горжусь знакомством с маршалом авиации, трижды Героем Советского Союза Иваном Кожедубом, - продолжает разговор собеседник. - Он прилетал в Могилев на всесоюзный туристический слет. Тогда в Любужском лесопарке вырос палаточный город. Там жили, общались и соревновались сотни туристов со всех уголков огромного СССР. По заданию обкома Компартии Беларуси и БЕЛТА мне довелось три дня провести с этой легендарной личностью. Я восхищался этим изумительной души человеком. К нему нельзя было безразлично относиться. И я до сих пор храню тассовский снимок, где Кожедуб вместе с маршалом Советского Союза Георгием Жуковым и трижды Героем Советского Союза Александром Покрышкиным. Мне просто повезло быть рядом с человеком такой величины - асом-летчиком мирового масштаба на все времена. Вот кем нужно гордиться украинцам, вот пример для патриотического воспитания молодежи. Мы вместе с Кожедубом завтракали, обедали и ужинали, много общались, выезжали на встречи с трудовыми коллективами. Мои снимки маршала авиации были тогда напечатаны в передовицах многих популярных газет и изданий. Мне также посчастливилось снимать для репортажей и зарисовок других замечательных людей: председателя Совета министров СССР Алексея Косыгина, первого секретаря Компартии БССР, Героя Социалистического Труда Петра Машерова, легенду советской эстрады Людмилу Зыкину, прославленного пианиста Святослава Рихтера, знаменитого танцора Махмуда Эсамбаева и многих других". В личной фототеке мастера насчитывается более 10 тыс. негативов, которые собирается передать своему внуку Николаю. Он пошел по стопам деда и сейчас работает телеоператором в Москве.

Суд над Хусто Лопесом, или Непростая доля фоторепортера

Колхоз "Рассвет" (Кировский район), слава о котором гремела на весь Советский Союз, был в те времена одним из центральных мест для съемки фоторепортеров и для материалов журналистов. "А мне еще повезло не просто познакомиться с его основателем - Героем Социалистического Труда Кириллом Орловским, но и подружиться. Я даже мог позволить себе обмениваться с ним анекдотами, - замечает гуру репортажной фотографии. -Я понимал, не дай бог поругаться с этим человеком, не так что-то скажу или сделаю и получу в ответ, как он многим говорил, - "аферист, вон из колхоза!". И все, больше доступа туда не будет. Это я говорю еще и к тому, что не так легка и проста работа фоторепортера. Здесь нужно не только уметь щелкать рычажком камеры, но быть тонким психологом, обладать разносторонними знаниями и умением общаться с людьми, заслужить их расположение и доверие. Многие несведущие люди думают, мол, что тут такого: дали задание, отправили в командировку, поехал, нащелкал снимков и передал, вот и вся работа - ничего сложного. А я привожу, в том числе на мастер-классах с молодежью, пример из профессиональной биографии, как делал фоторепортаж в поддержку известного испанского коммуниста Хусто Лопеса. Когда шел над ним суд, мне дали в ТАСС задание - сделать снимки, как реагирует Кирилл Орловский, который был лично знаком с Хусто Лопесом, на то, что происходит с его другом. Сажусь в машину, беру фотокамеру и вперед. Приезжаю в "Рассвет", а Орловского нет, он на совещании в Могилеве. Возвращаюсь назад. Захожу в здание облдрамтеатра, где шло совещание с участием руководства области, отпрашиваю Орловского, объяснив, что это задание Москвы - ТАСС срочно нужны снимки Орловского. Когда Кирилл Прокопович узнал, в чем дело, то сразу выдал: "Это поможет Хусто Лопесу как мертвому припарки. Но раз тебе задание дали, то его надо выполнять. Поехали". Едем в "Рассвет" и на ходу в машине устраиваем перекус. А у меня голова кружится - что и как снимать? Это же для центральных газет. И тут возникла идея организовать оперативно в хозяйстве митинг, где руководитель выступает в поддержку Лопеса. Кирилл Орловский мне в ответ: "А ты знаешь, чтобы митинг организовать, нужно разрешение ЦК Компартии". Тогда я предлагаю: "Давайте, вы в трудовом коллективе будете читать газету, вокруг соберутся колхозники, а вы как будто им что-то по ходу рассказываете, жестикулируете". Вот этот снимок и пошел. Или вот пример, кода хочется снять не просто постановочный кадр, а развернуто - что-то жизненное, красивое, но люди иногда настолько зажаты, что боятся лишнее движение сделать. Чтобы снять это внутренне напряжение, мне пришлось однажды взять за талию одну из участниц заслуженного творческого коллектива и с ней пуститься в пляс. Они все хохотали так, что порвали животы. Но результат был налицо - тебе доверяют и фото выходят на высшем уровне".

Кроме работы и постоянных командировок, официальных репортажей, была возможность проявить себя творчески: пейзажные зарисовки, портреты обычных людей, городская среда и даже юмор. "Конечно, не все пропускали, но старались избегать зашоренности, - вспоминает Николай Сергеевич. - Однажды с моим коллегой Геннадием Семеновым делали репортаж о могилевских тяжелоатлетах, медальных надеждах страны. Они тогда базировались в Любужском лесопарке. Утром во время тренировки мы их поснимали и пообщались. И один из них, хорошо помню, что это был чемпион мира среди юниоров, как бы в шутку после упражнения с гирей, сказал, что я и вас могу также поднять. Я с фотоаппаратом взгромождаюсь ему на руку, и он медленно меня поднимает над головой. А в это время Геннадий Семенов делает несколько снимков. И в репортаже о штангистах этот снимок становится главным, его публикуют многие центральные газеты за подписью "Лучшая точка съемки фоторепортера Николая Желудовича". Вот так я стал знаменитым и попал на передовицы, хотя судьба фотографа быть, наоборот, за кадром".

О мастерстве

"Школа для журналиста нужна обязательно, - считает Николай Желудович . - Хотя бы элементарные правила. А затем проще вносить свои какие-то элементы, с опытом приобретаются умения. И все же у каждого фоторепортера должно быть свое мнение и свое видение. У меня постоянная связь с могилевским кинофотоклубом "Радуга". Они частенько приглашают на встречи, и я стараюсь выбираться, общаюсь с коллегами, передаю опыт молодым журналистам. Сейчас все гораздо проще - новая эпоха, мир цифровой фотографии. Раньше было гораздо сложнее и с пленкой, и с ее проявлением, и с печатанием фото. Да, изменилась технология, но суть-то ведь осталась прежней. В любой профессии ты должен быть мастером своего дела. Только в этом случае заслужишь авторитет и уважение. Ну и, главное, никогда не останавливаться на достигнутом, нужно постоянно совершенствоваться, быть смелым и дерзать, открывая новые горизонты!"

После выхода на пенсию он смог еще больше путешествовать, снимать документальные фильмы о семье.

Почти 23 года с момента ухода на пенсию прожил в Крыму, где успел еще в советское время построить дом и открыть бизнес. "Но каким бы ни был прекрасным Крым, я все чаще в последнее время стал задумываться о возвращении в свою родную Беларусь, - говорит Николай Сергеевич. - В 2014 году переехал домой". Сейчас живет в Могилеве в квартире у дочери Лены, осваивает компьютер и интернет, переводит свою фотолетопись в цифру, пишет автобиографию о непростой, но в то же время яркой и интересной жизни.

К 90-летнему юбилею Николая Желудовича БЕЛТА подготовила фотовыставку, на которой будут представлены 50 фотоснимков мастера - его уникальная фотолетопись за 25 лет работы в БЕЛТА. Открытие выставки состоится 25 сентября в кинотеатре "Чырвоная зорка" Могилева. На протяжении месяца могилевчане и гости города смогут познакомиться с творчеством мэтра белорусской репортажной фотографии.

Сергей КУЛЯГИН,

ФОТО Олега ФОЙНИЦКОГО,

БЕЛТА.-0-


...
Новости рубрики Культура
...
Топ-новости
Погода
Минск
Барановичи
Бобруйск
Борисов
Брест
Варшава
Вильнюс
Витебск
Гомель
Гродно
Жлобин
Киев
Лида
Минск
Могилёв
Мозырь
Москва
Орша
Полоцк
Рига
Санкт-Петербург
Солигорск
Карта погоды
Курсы валют
Нацбанк Лучшие курсы
Покупка Продажа
EUR
2.314 BYN 2.311 BYN 2.32 BYN
USD
1.9457 BYN 1.943 BYN 1.945 BYN
RUB
3.344 BYN 3.34 BYN 3.35 BYN
Подробнее курсы валют нацбанка Лучшие курсы
ТВ программа

Видео

Белорусские ID-карты появятся в июле 2018 года

Инфографика

День без автомобиля в Минске Водители 22 сентября могут бесплатно пользоваться общественным транспортом Минска при предъявлении прав и технического паспорта на авто.
Круглый стол Василий Ядловский,
Александр Шпак,
Зенон Ловкис,
Дмитрий Лужинский,
Михаил Ковалев
11 августа АПК в системе экономики Республики Беларусь: роль и тенденции развития
Круглый стол Валентина Гинчук,
Ольга Зеленко,
Ирина Каржова,
Ольга Проскалович,
Ирина Арефьева
2 августа В новый учебный год - с новыми программами и учебниками
Круглый стол Наталья Хвир,
Вадим Писаревич,
Алла Сташкевич,
Елена Боганева,
Янина Борисевич
27 июля Роль ЮНЕСКО в сохранении и продвижении нематериального культурного наследия Беларуси
Круглый стол Вячеслав Дурнов,
Сергей Репкин,
Вадим Девятовский,
Наталья Шоломицкая
20 июня Белорусский спорт: как добиться высоких результатов на международных стартах и воспитать новых звезд
Круглый стол Людмила Реутская,
Виктор Шеин,
Елена Вальковская,
Сергей Шакутин,
Иван Козырев,
Олег Стома,
Вячеслав Гнитий
19 июня Лекарственный рынок Беларуси: качество, доступность, конкуренция